Вернуться к Е.А. Яблоков. Михаил Булгаков и мировая культура: Справочник-тезаурус

XVI век

ИВАН IV Васильевич (1530—1584), великий князь всея Руси, первый русский царь; автор публицистических сочинений.

Послание в Кирилло-Белозерский монастырь (1573).

«...Наставнику и вожу и руководителю к пренебесному селению, преподобному игумену Козмѣ, яже о Христе з братиею, царь и великий князь Иоаннъ Василиевичь всеа Русии челомъ биетъ» (Послания 1951, с. 162).

Пер.: Наставнику, проводнику и руководителю на пути в небесные селения, преподобному игумену Козьме с братиею во Христе царь и великий князь Иоанн Васильевич всея Руси челом бьет.

[Блаженство] С. 386—387. Иоанн. ...и руководителю... <...> к пренебесному селению, преподобному игумену Козьме... <...> ...царь и великии князь Иван Васильевич всея Руси» <...> ...челом бьет.

[ИВ] С. 433. Иоанн. ...и руководителю... <...>«к пренебесному селению, преподобному игумену Козьме... <...> ...царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси <...> ...челом бьет.

«Увы мне грешному! Горе мне окаянному! Охъ мне скверному!»; «Бога ради, отцы святии и преблаженнии, не дейте мене, грешнаго и сквернаго, плакатися греховъ своихъ и себѣ внимати среди лютаго сего треволнения прелестнаго мимотекущаго света сего. Паче же в настоящемъ семъ многомятежномъ и жестокомъ времени кому мне, нечистому и скверному и душегубцу, учителю быти?» (Послания 1951, с. 162).

Пер.: Ради Бога, святые и преблаженные отцы, не заставляйте меня, грешного и скверного, говорить о себе и плакаться о своих грехах среди лютых треволнений этого обманчивого и преходящего мира. Как могу я, нечистый и скверный и душегубец, быть учителем, да еще в столь много мятежное и жестокое время?

[Блаженство] С. 387. Иоанн. <...> Увы мне, грешному! Горе мне, окаянному! Скверному душегубцу, ох!

[ИВ] С. 434. Иоанн. <...> Увы мне, грешному! Горе мне, окаянному! Скверному душегубцу, ох!

«А мне, псу смердящему, кому учити и чему наказати и чемъ просветити?» (Послания 1951, с. 162, 351).

[ИВ] С. 443. Иоанн. Пес смердящий!

«И мне мнится, окаянному, яко исполу есмь чернецъ; аще и не отложихъ всякого мирскаго мятежа, но уже рукоположение благословения ангельскаго образа на себе ношу» (Послания 1951, с. 164).

Пер.: И кажется мне, окаянному, что наполовину я уже монах; хотя не совсем еще отказался от мирской суеты, но уже ношу на себе рукоположение и благословение ангельского образа.

[Блаженство] С. 421. Иоанн. <...> Господие и отцы, молю вас, исполу есмь чернец...

Послание польскому королю Стефану Баторию (1581).

«...Царь и великий князь всеа Русии [следует полный титул] по Божью изволенью, а не по многомятежному человечества хотению» (Послания 1951, с. 213).

[ИВ] С. 436. Иоанн. <...> Не человечьим хотением, но божиим соизволением царь есмь!

КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (1528—1583), князь, писатель, переводчик.

«История о великои князе Московском» (первая половина 1570-х гг.).

«...Прииде весть ко царю нашему, иже царь перекопский со всеми силами своими, препроводясь чрез проливы морския, пошелъ воевати землю черкасовъ пятигорскихъ. И сего ради послалъ царь нашъ войска на Перекопъ аки тринадесят тысящей, над нимиже поставил гетманом Иоанна Шеремѣтева и другихъ с нимъ стратилатовъ. Егда же наши поидоша чрез поле великое к Перекопи дорогою лежащею, глаголемою «на Изюмъ-курганъ»» (Курбский 1986, с. 274).

Пер.: ...Пришло к нашему царю известие, что крымский хан, переправившись со всеми своими силами через морские проливы, пошел войной на землю пятигорских черкасов. Поэтому отправил наш царь на Перекоп тысяч тринадцать войска, над которым поставил гетманом Ивана Шереметева, а с ним и других полководцев. Пошли наши через великое поле дорогой, ведущей к Перекопу и называемой «на Изюм-курган».

[ИВ] С. 452. Дьяк. <...> Крымский хан на Изюмском шляхе безобразничает!..

Курбский говорит о неблагодарности Ивана IV по отношению к подданным:

«Что же по сем царь нашъ начинает? Егда же уже обронился Божиею помощию, храбрыми своими ото окресных враговъ его, тогда воздаетъ имъ: тогда платитъ презлыми за предобрешие, прелютыми за превозлюбленнѣйшее, лукавствы и хитролествы за прастые и верные ихъ службы» (Курбский 1986, с. 310).

Пер.: Что же тогда устраивает наш царь? После того, как с Божьей помощью храбрецы защитили его от враждебных соседей, он воздал им по заслугам: злобой отплачивает за доброту, жестокостью за преданность, коварством и хитростью за добрую и верную их службу.

[ИВ] С. 440. Иоанн. <...> Так он, лукавый, презлым заплатил царю за предобрейшее!..

«...Отгоняетъ дву мужей оныхъ от себя предреченых, Силивестра, глаголю, пресвитера, и Алексѣя предреченного, Адашева, туне и ни в чемже пред нимъ согрѣшихших, отворивши оба ухи свои презлымъ ласкателѣмъ (над нихже, уже яко многожды рехом, ни единъ прыщъ смертны во царствие поветренейши быти может)» (Курбский 1986, с. 310).

Пер.: ...Отдаляет от себя этих двух упомянутых мужей, то есть иерея Сильвестра и вышеназванного Алексея Адашева, вовсе ни в чем перед ним не виноватых, открыв оба своих уха злобным льстецам (от которых, как я уже не раз говорил, вреда нашему царству больше, чем от любого морового поветрия).

[ИВ] С. 440. Иоанн. <...> Смертный прыщ!

«Так худые люди и ничемуже годные чаровницы тебя, государя, такъ великого и славного и мудрого, благовѣнчанного царя, держали пред темъ аки во оковахъ <...> А что творили они своими чаровствы: аки очи тебѣ закрывающе, не дали ни на что же зрѣти, хотяще сами царствовати и нами всеми владѣти» (Курбский 1986, с. 312).

Пер.: И вот эти скверные люди и бесполезные колдуны тебя, государя, столь великого, славного, мудрого, увенчанного благом царя, держали до сих пор как в оковах <...> Вот что творили они своим колдовством: словно бы закрывали тебе глаза, не давая ни на что смотреть, а сами стремились царствовать и господствовать над всеми нами.

[ИВ] С. 440. Иоанн. <...> Сам царствовати и всем владети!..

Повествуя об убийстве князя Михаила Репнина, упрекавшего царя в недостойном поведении, Курбский пишет про Ивана IV:

«Началъ пити с некоторыми любимыми ласкатели своими оными предреченными великими, обещаными Диаволу чашами, идеже и онъ по прилучаю призванъ былъ: хотяще бо ево темъ аки в дружбу себѣ присвоити» (Курбский 1986, с. 328).

Пер.: Вместе с некоторыми фаворитами принялся пить из тех самых больших чаш в честь Дьявола, который по случаю тоже был приглашен: хотел его как бы другом себе сделать.

[ИВ] С. 443.Иоанн. <...> Вместо святого поста и воздержания — блуд и пьянство губительное со обещанными диаволом чашами!..

Третье послание Ивану Грозному (1579).

Упомянут князь Богуш (Бауш) Корецкий, волынский воевода (Переписка 1993, с. 108, 170).

Примеч.: В сентябре—октябре 1564 г. Корецкий вместе с Курбским в составе войск Ю. Радзивилла участвовал в походе под Полоцк и Великие Луки.

[Блаженство] С. 381. Бунша-Корецкий...

[ИВ] С. 423. Бунша-Корецкий...

Примеч.: Вероятно, фамилия персонажа образована от имени князя из послания Курбского. Как отмечает О. Казьмина, мотивировкой могло быть созвучие фамилии со словом «карета»: Бунша настаивает на том, что он не князь, а сын кучера.

Курбский упрекает Ивана в позорной сдаче Полоцка Стефану Баторию:

«Собравшися со всемъ твоим воинством, за лесы забившися, яко един хороняка и бегунъ, трепещетъ и исчезаетъ; никому же гонящу тя, токмо совѣсть твоя внутрь вопиюще на тя, обличающе за прескверные твои дела и бесчисленные крове» (Переписка 1993, с. 115).

Пер.: Ты со всем воинством, подобно трусу и беглецу, прячешься в лесах, дрожишь и скрываешься, хотя никто тебя не преследует, кроме совести, которая вопиет, обличая прескверные дела твои и бесчисленные кровопролития.

[ИВ] С. 443. Иоанн. Так женись, хороняка!

ПЕСНЯ О НАШЕСТВИИ КРЫМСКИХ ТАТАР НА РУСЬ В 1572 г.

А не сильная туча затучилась,
А не силнии громы грянули,
Куда едет собака Крымский царь?
А ко силнему царству Московскому.

(ПЛДР 1987, с. 539).

[ИВ] С. 459. Гусляры (поют). А не сильная туча затучилася... А не сильные громы грянули... Куда едет собака крымский царь...