Вернуться к Н.И. Маругина. Метафора в процессах текстопорождения (на материале повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» и ее переводов)

1.1. Язык как средство аккумулирования, хранения, переработки и репрезентации знаний

Когнитивная наука, возникшая в Америке в 70-х — 80-х годах XX века, изначально объединяет определенный круг научных дисциплин «для совместного изучения процессов, связанных с получением и обработкой, хранением и использованием, организацией и накоплением структур знания, а также с формированием этих структур в мозгу человека» [Кубрякова Е.С. 1994: 34]. Как наука, имеющая статус междисциплинарной, она включает психологию, философию, лингвистику, логику, биологию, антропологию, нейронауки, моделирование искусственного интеллекта, теорию информации, основанную на исследованиях кибернетики и компьютерной науки. «Когнитивная наука — это не столько наука с точным представлением об объектах, которые она пытается анализировать, сколько «зонтиковый» термин, покрывающий собранные под «зонтиком» дисциплины для реализации ими особой междисциплинарной программы: изучения процессов, так или иначе связанных со знанием и информацией» [Кубрякова Е.С. 1994: 35]. Процессы, связанные с переработкой информации и получения знания, называются когнитивными, или когницией.

Первое рабочее определение когниции было предложено Дж. Беркли, который считал, что основу человеческого познания составляют идеи, с одной стороны, полученные посредством чувств и эмоций, а с другой, «образуемые при помощи памяти и воображения, наконец, идеи, возникшие через соединение, разделение или просто представление того, что было первоначально упомянуто одним из вышеперечисленных способов» [Беркли Дж. 1978: 171]. Будучи центральным понятием когнитивной науки, термин когниция функционирует в русском языке в транслитерированной форме и отражает как сам процесс достижения, получения знаний, так и его результат — знание. Когниция, или «человеческие когнитивные структуры (восприятие, язык, мышление, память, действие), неразрывно связаны между собой в рамках одной общей задачи — осуществление процессов усвоения, переработки и трансформации знания, которые собственно, и определяют сущность человеческого разума» [Петров В.В. 1988: 41].

В связи с основной проблемой изучения человеческого разума, человек в качестве познающего субъекта, носителя когниции помещается в центр внимания когнитивной науки, где он «должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека должно описываться и объясняться в терминах внутренних состояний человека. Эти состояния физически проявлены, наблюдаемы, и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации» [Демьянков В.З. 1994: 17]. Когнитивные структуры и процессы, свойственные человеку, рассматриваются в настоящее время в лингвистике, в центре внимания которой находится «язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент — система знаков, играющих роль в репрезентации и в трансформации информации» [Кубрякова Е.С. 1997: 53].

«Когнитивный подход к языку подразумевает анализ лингвистических фактов в их связи с организацией понятийной системы. Языковые структуры рассматриваются при этом сквозь призму общих знаний человека о мире, накопленного им опыта взаимодействия с окружающей средой, и в тесной зависимости от психологических, коммуникативных и культурных факторов» [Скребцова Т.Г. 2000: 8].

Язык является главной обсуждаемой темой когнитивной науки, поскольку именно язык отражает познание в качестве главного средства выражения мысли. На протяжении долгого времени язык изучался лишь с точек зрения грамматического, семантического и синтаксического его аспектов. Ученые не ставили перед собой задачу проникнуть в глубинные структуры языка, в опредмеченное в нем мировоззрение и систему ценностей его носителей, представляющих собой особое связующее звено между языком и мышлением человека. Именно поэтому до сих пор значение проблематики человеческого сознания, языка и мышления, понимания текста, человеческого взаимопонимания остается открытым для дискуссий в современной когнитивной науке.

Язык тесно связан с мышлением человека, со способностью абстрагирования, то есть мысленного вычленения отдельных качеств и рассмотрения их в известной независимости от предмета и от остальных его свойств. Применение естественного языка позволяет овеществлять, закреплять и представлять мыслительное содержание более наглядно [Алексеев Б. Т. 1981: 167]. В нашей речи все виды предметов, созданных человеком в качестве материальных и эстетических ценностей, первоначально существуют как мыслительное представление [Колшанский Г.В. 1984: 13]. Н.Д. Арутюнова подчеркивает, что мышление начинается в лоне коммуникации, в свою очередь, коммуникация невозможна без элементов мышления. Коммуникативный процесс в языковом коллективе протекает в языковой форме и поэтому представляет динамику движения мысли.

Язык по своей природе многофункционален. Наряду с коммуникативной функцией, которая реализуется одной структурой — суждением, устанавливающим связь между миром человека и его представлением об этом мире, язык выполняет и функцию когнитивную, т. е. язык является неотъемлемой частью познания. «Если соотносить искусственную интеллектуальную систему с языковой, то можно представить, что сфера действия языка — это тоже своего рода пользовательский интерфейс. Язык служит для ввода и вывода данных, знаний, его функция — исключительно коммуникативная; сами же знания закодированы посредством некоторого другого кода и лишь подлежат переводу на интерсубъектный код естественного языка» [Касевич В.Б. 1990: 10, 11].

Когнитивный мир человека огромен и неоднороден. Он неразрывно связан с предметно-практической деятельностью и поведением его индивидов в обществе, которое осуществляется только при участии языка. «Язык не просто вплетен в тот или иной вид деятельности, но как бы образует ее рече-мыслительную основу, объективируя замыслы деятельности, ее установки, разные компоненты деятельности... языковые данные обеспечивают наиболее очевидный и естественный доступ к когнитивным процессам и когнитивным механизмам. Язык в своем строении должен отражать природу когнитивных процессов, продукт которых он кодирует» [Громова И.А. 1999: 63].

Современное состояние и перспективы развития когнитивной лингвистики позволяют рассматривать язык как когнитивную деятельность, базирующуюся на таких способностях человека, как восприятие и категоризация. При использовании языка человек абсолютно неосознанно пользуется теми когнитивными ресурсами, которые заложены в его сознании. Дж. Фоконье особо подчеркивает, что язык радикальным образом отличается от других информационных систем, поскольку сами по себе языковые формы несут мало информации, но опираются на цепь когнитивных событий в мозге субъекта, происходящих в то время, как человек говорит или слушает [Fauccounier G. 1999]. По мнению Е.С. Кубряковой, в структурах человеческого мозга существует проекция объективного мира в виде единой концептуальной системы, имеющей соответствующую вербализованную часть [Кубрякова Е.С. 1986: 65].

Язык, выполняя одновременно когнитивную функцию, выступает средством не только передачи, но также хранения, а в какой-то степени и порождения новой информации, а также выступает в роли доминирующего средства управления человеческим поведением. Такая постановка вопроса сводится к тому, что поведение человека определяется в значительной степени теми знаниями, которые он приобретает и накапливает в ходе познавательной деятельности. Процесс порождения новой информации основывается на механизме использования тех знаний, которыми человек уже владеет и оперирует. Поэтому процессу порождения информации должна быть свойственна языковая форма.

Под знанием понимается «теоретическое и обыденное, рациональное и иррациональное, сознательное и бессознательное — любые когнитивные образования, выступающие как результат переработки информации человеком в его взаимодействии с миром» [Касевич В.Б. 1990: 8].

Знание в традиционном смысле связано с трансляцией определенных программ языкового коллектива. С одной стороны, язык выполняет связующую роль между индивидуальным и коллективным знанием, а с другой, выступает в качестве одного из мощных инструментов продуцирования нового знания. Овладение языком всегда означало не только знание средств языка и умение оперировать ими, но и усвоение зафиксированного в нем знания о мире. Познавательная деятельность невозможна без языковых знаков, главная гносеологическая функция которых — быть средством выражения знаний, отражающих объективную реальность [Мантанов В.В. 1980: 37].

Характер человеческого познания предопределяет функциональную сущность языкового знака, а именно его индивидуально-общественные качества. «Языковой знак двусторонен по своей природе — он материален и идеален; двусторонен по своей гносеологической основе, ибо одновременно обозначает конкретную и всеобщую сущность предметов и явлений; он двусторонен и по своей функции — обслуживает индивидуум и коллектив» [Колшанский Г.В. 1984: 30].

А. Ченки, подчеркивая значимость коллективного, культурного фактора в языке, говорит, что «как средство коммуникации между членами общества, язык отражает многие аспекты данной культуры. Значит, структура языка является порождением двух важных факторов: один — внутренний (т. е. ум индивидуального говорящего), другой — внешний (а именно культура, общая с другими говорящими на том же языке)» [Ченки А. 1997: 340]. «Знания о языке и о мире исчерпывают содержание сознания человека, это содержание формируется в процессе присвоения культуры и является ее ментальной формой наряду с ее предметной и деятельностной формами. Новые знания формируются личностью не только в процессе присвоения культурных предметов, но и в общении при восприятии речевых сообщений, когда путем рекомбинации наличных образов сознания, ассоциированных со словами этих сообщений, создаются возможности практически безграничного порождения новых знаний» [Тарасов Е.Ф. 1999: 36].

Итак, на настоящем этапе развития когнитивной науки разрешение проблем, связанных с хранением, переработкой, передачей и приобретения новых знаний «видится в последовательном изучении языковых проявлений деятельности человеческого сознания и связывается главным образом с познанием той инфраструктуры мозга, которая обеспечивает всю эту деятельность» [Кубрякова Е.С. 1994: 37]. Языку, как единому организму, приписывается роль неотъемлемой составляющей этой инфраструктуры. Участие языка в предметно-практической деятельности человека позволяет констатировать не только факты о наличии огромного когнитивного опыта индивида, но и определить его поведение и индивидуально-культурный опыт как носителя данного языка.

Данные языка и лингвистических экспериментов позволяют говорить о том, что знания о языке и о мире существуют в виде определенных упорядоченных ментальных структур. Такие структуры служат для хранения обработанной информации, а также для переработки новой поступающей информации. Рассмотрим подробнее вопрос о ментальных структурах, репрезентирующих знания человека.