Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Театр сатиры

Реконструкция Триумфальной площади. 1930-е гг. Театр сатиры — справа на фотографии. Триумфальная площадь с 1936 по 1992 год называлась площадь Маяковского

Триумфальная площадь. 2016 г. Современный Театр сатиры находится по другую сторону Садового кольца (на снимке не виден). Памятник Владимиру Маяковскому был установлен в 1958 году

В 1934 году Булгаков подписал договор с Театром сатиры на пьесу «Блаженство», переработанную затем в комедию «Иван Васильевич» (в 1973 году ее экранизировал Леонид Гайдай).

По свидетельству Елены Сергеевны Булгаковой, комедия о Москве 2222 года не впечатлила артистов Театра сатиры: «25 апреля <1934 года> М.А. читал в Сатире "Блаженство". Чтение прошло вяло. Просят переделок. <...> Им грезится какая-то смешная пьеса с Иваном Грозным». В 1935 году Булгаков переписал пьесу, Главрепертком выдал разрешение на постановку, и в Театре сатиры начались репетиции. Елена Сергеевна записала в дневнике 2 октября 1935 года: «Радостный вечер. М.А. читал "Ивана Васильевича" с бешеным успехом у нас в квартире. Горчаков, Веров, Калинкин, Поль, Станицын, Дорохин. <...> Все радовались, ужинали весело».

Разгром булгаковского «Мольера» в марте 1936 года и антибулгаковская кампания отразились и на пьесе «Иван Васильевич». 13 мая 1936 года присутствовавший на генеральной репетиции завотделом культурно-просветительской работы Московского комитета партии Вениамин Фурер произнес: «Ставить не советую». Премьера так и не состоялась.

Елена Сергеевна вспоминала, как в январе 1934 года погруженный в работу над пьесой «Блаженство» Булгаков предчувствовал печальную развязку: «С моей фамилией никуда не возьмут. Даже если и выйдет хорошо».

Первая редакция и черновые наброски пьесы «Иван Васильевич», 1935 г.

Репетиция «Ивана Васильевича» в гримах и костюмах. Без публики. По безвкусию и безобразию это редкостная постановка. Горчаков почему-то испугался, что роль Милославского (блестящий вор — как его задумал М.А.) слишком обаятельна, и велел Полю сделать грим какого-то поросенка рыжего, с дефективными ушами. Хорошо играют Курихин и Кара-Дмитриев. Да, слабый, слабый режиссер Горчаков. И к тому же трус.

Из дневника Е.С. Шиловской, 11 мая 1936 года