Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Большой театр

Площадь Свердлова, дом 1. 1930-е гг. Здание Большого театра, разработанное архитектором О.И. Бове, сгорело в пожаре 1853 года. После восстановления под руководством архитектора Альберта Кавоса, были изменены пропорции, высота и декор. С тех пор внешний вид театра практически не менялся

Театральная площадь, дом 1. 2016 г. После революции театр сменил статус «императорского» и стал называться Государственный академический Большой театр. В 1941 году в здание театра попала бомба, но фасад сильно не пострадал

В октябре 1936 года Булгаков ушел из МХАТа («довольно фокусничали со мной») работать в Большой театр консультантом либреттистом. «Что ж, либретто так либретто!» — восклицал писатель в письме Викентию Вересаеву 2 октября 1936 года. Булгаков был обязан не только редактировать чужие либретто, но и писать собственные — по одному в год. Елена Сергеевна вспоминала: «Его там очень полюбили, ему было хорошо. Он любил и оперу, и балет, любил музыку, так что ему действительно было там хорошо».

Но и здесь оказалось много сложностей — противоречивые указания и поправки, изматывающие обсуждения либретто отнимали у него много времени и сил, необходимых для задуманного романа.

Одновременно все сильнее закручивались идеологические гайки: даже на этой скромной должности Булгакову уже не было места в литературном процессе. В частном разговоре (тут же переданном агентом в НКВД) он говорил о себе: «Если опера выйдет хороша — ее запретят негласно, если выйдет плохая — ее запретят открыто. Мне говорят о моих ошибках, и никто не говорит о главной из них: еще с 1929—1930 года мне надо было бросить писать вообще».

Надежды Булгакова на то, что его тексты дойдут до сцены хотя бы в виде поставленных опер, не сбылись — ни одна из четырех опер по булгаковским либретто («Минин и Пожарский», «Черное море», «Петр Великий», «Рашель») так и не вышла.

Предположительно в 1937 году Михаил Булгаков нарисовал «шуточный рисунок хода жизни» — так его назвала Елена Сергеевна Булгакова.

Ломаными линиями — с взлетами, падениями, лесенкой — Булгаков изобразил свою сложную театральную биографию 1930-х годов. «График» начинается в 1930-м году, когда после звонка Сталина Булгакова зачислили ассистентом режиссера во МХАТ, а заканчивается 1936-м — годом тотального запрета на пьесы писателя.

Среди самых важных событий тех лет Булгаков отметил пьесу «Мольер» (разрешение Главреперткома на постановку было получено в 1931 году, а премьера во МХАТе состоялась только зимой 1936-го), пьесу «Бег» (репетиции во МХАТе были возобновлены в 1933 году, но пьеса так и не увидела сцену), лесенкой изображены мучения с переделкой пьесы «Пушкин» летом 1935 года (при жизни Булгакова не была поставлена), рядом приписан «Ив<ан> Вас<ильевич>» для Театра сатиры (осенью 1935 года начались репетиции, но постановка не состоялась).

Отдельно внизу Булгаков отметил март 1936 года: 9 марта в «Правде» была напечатана статья «Внешний блеск и фальшивое содержание», направленная против «Мольера», после которой были сняты и запрещены все остальные пьесы Булгакова. Заканчивается график уходом Булгакова в сентябре 1936-го из МХАТа («Уход») в Большой театр, где он становится либреттистом (работа над либретто «Минин» и «Черное <море>» весной 1937 года).

Записная книжка Михаила Булгакова. 1930-е гг.

Михаил Булгаков, середина 1930-х гг.

Поздно вечером приехали: совсем больной, простуженный Самосуд, Шарашидзе и Потоцкий — «на полчаса». Сидели до трех часов ночи.

Самосуд:

— Ну, когда приедете писать договор — завтра? Послезавтра?

Это его манера так уговаривать. Сказал, что если М.А. не возьмется писать либретто, то он не поставит оперы Потоцкого.

М.А. в разговоре сказал, что, может быть, он расстанется со МХАТом. Самосуд:

— Мы вас возьмем на любую должность. Хотите — тенором?

Дневник Е.С. Булгаковой, 14 сентября 1936 года

Рисунок «хода жизни» Булгакова, 1937 г.