Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Дом Топлениновых в Мансуровском переулке

Мансуровский переулок, дом 9. 2016 г. Дом № 9 был построен в 1834 году мещанкой П.Ф. Емельяновой. В конце XIX века он перешел к купцу С.В. Топленинову, а от него по наследству к сыновьям Владимиру и Сергею

Деревянный дом Топлениновых в 1918 году национализировали, но позднее вернули владельцам. Кроме братьев Сергея и Владимира Топлениновых в доме жил друг Булгакова Сергей Ермолинский, который в конце 1920-х женился на приятельнице Булгаковых Марике Чимишкиан.

Старомосковские интеллигенты, обитатели Пречистенки, составляли особый узкий круг, куда со временем оказался включен и Михаил Булгаков. Сергей Топленинов, по воспоминаниям Любови Белозерской, «обаятельный и компанейский человек, на все руки мастер, гитарист и знаток старинных романсов», вместе со своей женой Марией Нестеренко часто принимал у себя дома гостей и устраивал домашние вечеринки. Любовь Евгеньевна вспоминала, как Сергей Топленинов вместе с Натальей Ушаковой проиллюстрировал рукописную книжку «Муки Маки». В доме Топлениновых было шумно и весело — у них собиралась, по выражению Булгакова, «вся Пречистенка». Третья жена Булгакова, Елена Сергеевна, с иронией относилась к пречистенцам и не любила их.

По-видимому, хорошо знакомые Булгакову комнаты в нижнем этаже дома № 9 в Мансуровском переулке послужили прототипом подвала Мастера в романе «Мастер и Маргарита».

Мы поселились в Мансуровском, в полуподвальчике (весь дом принадлежал Топлениновым). Когда входишь с улицы во дворик, сначала проходишь три наши окна. И я всегда знала по башмакам, по каблукам, ко мне идут или нет. Заворачивали за один угол, потом за другой, 6—7 ступенек вели вниз — в переднюю. Тут раздевались. Слева была печка, рядом с ней — большой фарфоровый белый умывальник. Это все оборудовал Сергей Сергеевич, когда мы поселились, и сам достал этот умывальник и действительно очень им гордился — все ведь умывались тогда в общих кухнях, ваннах, а у нас умывальник был свой. В комнате были два окна, овальный стол, вокруг него стулья. Русская печь; она всегда топилась, было тепло, и все говорили, что у нас очень уютно. Вторая комната была спальня, моя кровать была у самой печки... Когда Сережу выслали, Лямины и Булгаков приходили ко мне — вчетвером играть в винт. Они уходили вместе, а он потом обычно возвращался.

Из воспоминаний жены Сергея Топленинова Марии Нестеренко в разговоре с Мариэттой Чудаковой

Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой...

— Уу, проклятая дыра! — прорычал гость.

...и нанял у застройщика в переулке близ Арбата...

— Вы знаете, что такое — застройщики? — спросил гость у Ивана и тут же пояснил: — Это немногочисленная группа жуликов, которая каким-то образом уцелела в Москве...

Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике. Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате.

— Ах, это был золотой век, — блестя глазами, шептал рассказчик, — совершенно отдельная квартирка, и еще передняя, и в ней раковина с водой, — почему-то особенно горделиво подчеркнул он, — маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен. Ах, ах, ах! Зимою я очень редко видел в оконце чьи-нибудь черные ноги и слышал хруст снега под ними. И в печке у меня вечно пылал огонь! Но внезапно наступила весна, и сквозь мутные стекла увидел я сперва голые, а затем одевающиеся в зелень кусты сирени. И вот тогда-то, прошлою весной, случилось нечто гораздо более восхитительное, чем получение ста тысяч рублей. А это, согласитесь, громадная сумма денег!

— Это верно, — признал внимательно слушающий Иван.

— Я открыл оконца и сидел во второй, совсем малюсенькой комнате, — гость стал отмеривать руками, — так... вот диван, а напротив другой диван, а между ними столик, и на нем прекрасная ночная лампа, а к окошку ближе книги, тут маленький письменный столик, а в первой комнате — громадная комната, четырнадцать метров, — книги, книги и печка. Ах, какая у меня была обстановка!

«Мастер и Маргарита», глава 13

Уцелевшие листы сожженной Булгаковым первой редакции «романа о дьяволе» (1928—1929 гг.)