Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Цирк Никитиных

Большая Садовая улица, дом 18. 1933 г. Братья Дмитрий, Аким и Петр Никитины открыли свой цирк в Москве в 1886 году, который располагался на Большой Садовой с 1911 по 1926 год. Цирк был отделан по последнему слову техники: он имел вращающийся и опускающийся манеж, устройство для водяных пантомим

Триумфальная площадь, дом 2. 2016 г. Здание перестроили в 1960-х годах по проекту архитектора В. Степанова. Фасад-экран украсили светящимся панно с надписью «Театр Сатиры» и театральными масками. От цирка Никитиных сохранились только купол и прежний фасад, который скрыт за панелями Театра сатиры

Цирк братьев Никитиных работал в Москве с 1911 года. Располагался он в саду «Аквариум» по соседству с домом № 10 по Большой Садовой, где Булгаков жил в 1921—1924 годах. Сад был хорошо виден из окон коммунальной кухни квартиры № 50. С середины 1920-х до середины 1930-х здесь находился Московский мюзик-холл.

Вероятно, сад «Аквариум» и Мюзик-холл стали прототипами Летнего сада и Варьете в романе «Мастер и Маргарита», а в цирк Никитиных доктор Борменталь ходил с Шариковым в повести «Собачье сердце».

— Доктор, прошу вас, съездите с ним в цирк. Только, ради бога, посмотрите в программе — котов нету?

— И как такую сволочь в цирк пускают, — хмуро заметил Шариков, покачивая головой.

— Ну, мало ли кого туда допускают, — двусмысленно отозвался Филипп Филиппович, — что там у них?

— У Соломонского, — стал вычитывать Борменталь, — четыре какие-то... юссемс и человек мертвой точки.

— Что за юссемс? — подозрительно осведомился Филипп Филиппович.

— Бог их знает. Впервые это слово встречаю.

— Ну, тогда лучше смотрите у Никитиных. Необходимо, чтобы было все ясно. — У Никитиных... У Никитиных... Гм... Слоны и предел человеческой ловкости.

— Так-с. Что вы скажете относительно слонов, дорогой Шариков? — недоверчиво спросил Филипп Филиппович.

Тот обиделся.

— Что же, я не понимаю, что ли. Кот — другое дело. Слоны — животные полезные, — ответил Шариков.

— Ну-с и отлично. Раз полезные, поезжайте и поглядите на них. Ивана Арнольдовича слушаться надо. И ни в какие разговоры там не пускаться в буфете! Иван Арнольдович, покорнейше прошу пива Шарикову не предлагать.

Через 10 минут Иван Арнольдович и Шариков, одетый в кепку с утиным носом и в драповое пальто с поднятым воротником, уехали в цирк.

«Собачье сердце», глава 7

Утром в пятницу, то есть на другой день после проклятого сеанса, весь наличный состав служащих Варьете — бухгалтер Василий Степанович Ласточкин, два счетовода, три машинистки, обе кассирши, курьеры, капельдинеры и уборщицы, — словом, все, кто был в наличности, не находились при деле на своих местах, а все сидели на подоконниках окон, выходящих на Садовую, и смотрели на то, что делается под стеною Варьете. Под этой стеной в два ряда лепилась многотысячная очередь, хвост которой находился на Кудринской площади. В голове этой очереди стояло примерно два десятка хорошо известных в театральной Москве барышников.

«Мастер и Маргарита», глава 17