Вернуться к Е. Бровко. Мастер и Москва

Дом К.С. Станиславского

Леонтьевский переулок, дом 6. 1913 г. Дом П.С. Хлопова был построен на фундаменте палат конца XVII века. Хозяевами особняка были граф И.П. Толстой, капитан-поручик П. Хохлов, генерал-майор Н. Ермолов

Леонтьевский переулок, дом 6. 2016 г. Станиславский переехал сюда в 1921 году и прожил до самой смерти в 1938-м. С 1938 по 1993 год переулок назывался улицей К.С. Станиславского. Сейчас в этом доме — музей прославленного режиссера

Впервые Булгаков побывал у Станиславского в конце августа 1925 года. Но началось их общение гораздо раньше — в декабре 1924-го и весной 1925-го Булгаков частично опубликовал в журнале «Россия» роман «Белая гвардия». «Мхатчики», как их называли между собой, узнав о романе, загорелись идеей сделать постановку в своем театре и обратились к автору с просьбой переделать «Белую гвардию» в пьесу. Булгаков работал все лето и уже в августе получил записку от режиссера МХАТа Судакова: «Завтра, в воскресенье, в 3 часа дня Вы должны читать пьесу К.С. Станиславскому у него на квартире. Леонтьевский пер., д. № 6». По мнению Станиславского, пьеса требовала значительной переработки, и Булгаков, хотя и протестовал против «коренной ломки пьесы», был вынужден пойти на уступки, внести изменения в текст и сократить несколько важных сцен.

В октябре 1925 года нарком просвещения Анатолий Луначарский дал отрицательный отзыв на пьесу. Тем не менее, в январе 1926 года артисты приступили к репетициям. Но вокруг пьесы по-прежнему кипели страсти — ее то разрешали, то запрещали, то разрешали снова. В сентябре пьесу «Дни Турбиных» запретил Главрепертком, а автора вызвали на допрос в ОГПУ. После генеральной репетиции (в присутствии членов правительства) пьеса наконец была разрешена, и, несмотря на категорический протест ОГПУ, 5 октября 1926 года состоялась долгожданная премьера. Спектакль произвел эффект разорвавшейся бомбы. Даже спустя три года он вызывал сильные чувства у зрителей. Дмитрий Шостакович в 1928 году посмотрел постановку и написал своему другу Ивану Соллертинскому: «В "Днях Турбиных" есть места подлинного трагизма, что даже в театре раздавались громкие рыдания. Но все было испорчено последним актом, с официальным концом».

Историю постановки «Дней Турбиных» и свои мучения с театром Булгаков описал в сатирическом романе «Записки покойника» («Театральный роман»).

В 1930-е годы Булгаков приезжал к Станиславскому репетировать свою пьесу «Мольер», скандально снятую со сцены в марте 1936 года.

Опять у Станиславского. Маленький оперный зал в Леонтьевском. Станиславский начал с того, что погладил М.А. по рукаву и сказал: «Вас надо оглаживать». Очевидно, ему уже передали, что М.А. обозлился на его разбор при актерах. Часа три торговались.

Мысль Станиславского в том, что надо показать во всех картинах, что Мольер — создатель гениального театра. Хочет вписывания таких вещей, которые М.А. считает тривиальными или ненужными.

Из дневника Е.С. Шиловской, 10 марта 1935 г.