Вернуться к М.Б. Смолин. Мастер и Маргарита. Коды, ключи, символы

Азазелло

Газета «Пролетарский район», № 25

Вчера в отделение милиции № 7 обратилась гражданка Н., которая работает кухаркой в одном из домов, расположенных в Арбатском переулке. Гражданка стала свидетелем страшного пожара, произошедшего в полуподвальном помещении дома в этом переулке, и на вопросы прибывших вместе с пожарными милиционеров не отвечала, а только трясла головой и плакала. Но уже на следующее после пожара утро она прибежала в милицию с просьбой задержать рыжего гражданина на черном коне, который грозился отрезать ей руку. Якобы этот гражданин и поджог сгоревшее накануне помещение. После предварительного расследования заявления этой гражданки милиционеры отделения № 7 выяснили, что жильцы дома неоднократно видели кухарку в нетрезвом виде, и по их свидетельству так было и в день пожара. По окончании расследования, не подтвердившегося фактами, гражданка Н. была определена на принудительное лечение от алкоголизма.

Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.

Михаил Булгаков, не раскрывая полного смысла этого имени, на протяжении всего романа лишь один роз упоминает о настоящей личности демона, состоящего в свите сатаны. Автор называет его «демон безводной пустыни, демон-убийца». Это действительно так, ведь Азазелло — это несколько измененное имя ветхозаветного падшего ангела, которое звучит как Азазел (в некоторых вариантах Азазель). Азазел упоминается в Ветхом Завете, в книге Еноха. Вина этого ангела заключалась в том, что он, вопреки воле Бога, познакомил людей с оружием и украшениями. Несколько странное сочетание, но только на первый взгляд. И мужчинам, и женщинам, этот коварный обольститель подарил предметы вожделения на многие тысячелетия вперед. И до сих пор считается, что нет мужчин равнодушных к оружию (какими бы мирными они ни были), а любая женщина, за редким исключением, лишь подтверждающим правило, продаст душу за бриллиантовое колье. Но если для того, чтобы погубить душу мужчины, Азазелу не пришлось напрягать фантазию, то для капризных женщин пришлось создавать дополнительное искушение. В книге Еноха Азазела обвиняют также в том, что он познакомил женщин с «искусством раскрашивать лицо», а для закрепления эффекта подарил им еще и зеркало.

За столь серьезную провинность, а также, как подсказывает здравый смысл, за особую изощренность и цинизм преступного замысла, Азазел был жестоко наказан и сослан в пустыню. Согласно той же книге Еноха, Господь велел архангелу Рафаилу, чтобы тот связал Азазела и кинул его в пустыню. Что и было исполнено. Вот он, демон-убийца, демон пустыни. И хотя, возможно, некоторые читатели никогда раньше не слышали имени Азазел и не подозревали, кто держит первенство в косметической индустрии, но уж с одной из ипостасей этого демона косвенно знаком каждый человек. Речь идет о более чем распространенном словосочетании «козел отпущения». Так вот этот-то козел и есть одна из сторон личности демона пустыни. Иногда в литературе появляется несколько искаженный образ Сатаны, предстающего в образе козла. Это не совсем верно. Образ козла, как раз и соответствует Азазелу. Такая путаница имеет под собой определенные основания. Имя это и вообще многоступенчатое, но об этом чуть позже. Так вот, что касается козла, то в другой книге Ветхого Завета — Левите — Азазел принимает образ козла и иудейский народ, ежегодно возлагая на выбираемого произвольно козла все свои грехи, прогоняет того в пустыню. Но вернемся же к вопросу, почему произошла путаница с образом козла. Кто же все-таки предстает перед людьми в этом образе: Сатана или Азазел?

Некоторые смысловые сбои могли произойти по нескольким причинам. Во-первых, в мусульманской религии имя Азазел принадлежит высшему ангелу, который после падения стал Сатаной. Во-вторых, в православных (славянских) ветхозаветных апокрифах вариант имени Азазел (там это имя звучит как Азазил), упоминается в контексте «диавол». Правда, появляется он уже не в виде козла, а в виде «нечистой птицы», искушающей Авраама. Таким образом, из-за некоторой «ассимиляции» религий в народном творчестве и появился собирательный образ козла — Азазела — Сатаны.

Существует и еще несколько документальных отсылок, которые позволяют предположить, что при естественной трансформации древних богов в ужасных демонов христианства именно Азазел «получил» в прототипы древнеегипетского бога Сета. Эта версия тем достовернее, что именно Сета особенно люто ненавидели весьма пострадавшие от гонения жрецов этого божества «первые христиане». Так как в египетском пантеоне Сет был одним из самых непримиримых противников других религий и воинствующим защитником канонов веры строителей «пирамид».

Совершенно очевидно, что Михаил Булгаков был прекрасно осведомлен обо всех ипостасях демона, состоявшего в свите Сатаны. В романе в компетенции Азазелло находится все производимое (вне зависимости от степени тяжести) насилие, как-то: выдворение Степы Лиходеева в Ялту, избиение Варенухи и даже единственное убийство, совершенное шайкой Воланда. Помните, как окончил свои дни предатель, «наушник и шпион» барон Майгель? Именно Азазелло и произвел роковой выстрел из пистолета. Не говоря уже о том, что именно он опаивает отравленным фалернским Мастера и Маргариту в их последнем приюте — маленьком подвальчике, расположенном недалеко от Арбата. А сцена в спальне Воланда, когда Азазелло пустыни демонстрирует Маргарите свое умение стрелять из пистолета даже по «закрытым» мишеням!

Коровьев вынул из ящика стола семерку пик, предложил ее Маргарите, попросив наметить ногтем одно из очков. Маргарита наметила угловое верхнее правое. Гелла спрятала карту под подушку, крикнув:

— Готово!

Азазелло, который сидел, отвернувшись от подушки, вынул из кармана фрачных брюк черный автоматический пистолет, положил дуло его на плечо и, не поворачиваясь к кровати, выстрелил, вызвав веселый испуг в Маргарите. Из-под простреленной подушки вытащили семерку. Намеченное Маргаритой очко было пробито.

Кому же, как не демону, познакомившему человечество с оружием, стать непревзойденным стрелком?

Но Азазелло не только прекрасно управляется с пистолетом. Именно он дает Маргарите чудесный крем, который превращает в ведьму не только ее, но и горничную Наташу. И опять-таки: только изобретатель косметики мог состряпать мазь, «чудесно преобразившую» двух женщин в мгновение ока.

Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал Мастер, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась.

На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина дет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы.

За несколько секунд Маргарита помолодела на десять лет. Да уж, Азазелло знал свое дело. На фоне такого профессионализма лживые обещания современных фирм, производящих косметику, выглядят бледно и неправдоподобно.

В первоначальных редакциях романа «Мастер и Маргарита» Булгаков представлял Азазелло Маргарите в образе козла, но в дальнейшем отказался от этой мысли и познакомил читателя со славянским вариантом воплощения этого демона. В окончательной редакции Азазелло предстает в виде воробья, который считается «нечистой птицей». Именно воробьем он прикинулся при посещении профессора Кузьмина. Да не просто воробьем, а наглой и по-хамски ведущей себя птицей.

Кстати, уж если речь зашла о профессоре Кузьмине, то имеет смысл познакомить вас и с его прототипом. Так сказать, по касательной. Напомним, Кузьмин был именно тем врачом, к которому кинулся сильно напуганный Воландом буфетчик театра Варьете, умоляя спасти от рака печени. С первого взгляда может показаться странным, что ни в чем не повинный и никак не участвующий в повествовании профессор удостоился визита самого Азазелло. Но это выглядит необычно, если не знать истории создания образа Кузьмина. Дело в том, что прототипом этого персонажа явился лечащий врач Михаила Булгакова — профессор... В.И. Кузмин, безуспешно лечивший писателя от нефросклероза. Очевидно, что Михаил Афанасьевич изрядно натерпелся от этого врача. Натерпелся до такой степени, что не удержался и послал названному в романе «в его честь» профессору Кузьмину (в фамилию, как видите, добавлен «ь») демона-убийцу, напугавшего доктора до крайней степени. И именно в кабинете у Кузьмина Азазелло принимает один из своих истинных образов. Случайно ли, что единственным персонажем в романе, которому демон пустыни являет настоящее лицо, стал врач, прототип которого в жизни сообщил самому Булгакову о скорой смерти от неизлечимого заболевания? По-видимому, утверждение, что даже самые незначительные детали в романе, имеют значительную подоплеку, получает еще одно подтверждение и процессе расшифровки сцены встречи Азазелло и профессора Кузьмина.

Невозможно обойти вниманием и еще один, весьма интересный факт. Сохранились записи, из которых видно, что в самых ранних редакциях романа (1929 г.) Булгаков подумывал дать имя Азазелло тому персонажу, который впоследствии получил имя Воланд. К сожалению, не сохранилось упоминаний, почему Михаил Афанасьевич передумал, но эти два варианта разделяют более десяти лет. Возможно, характеристики столь грозного демона уже не показались Булгакову достаточными для олицетворения зла.

В ту ночь, когда Воланд, его свита, Маргарита и Мастер покидали изрядно взбудораженную Москву, именно Азазелло подвергся наименьшим внешним изменениям. Лунный свет не преобразил его так радикально, как, например, Коровьева или Бегемота.

Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.

Случилось ли так потому, что Булгаков считал, что из множества людских грехов именно убийство всегда принимает самую явную форму и именно убийство практически невозможно ни оправдать, ни замаскировать? Кто знает, но то, что на собственном жизненном пути Михаил Афанасьевич неоднократно сталкивался с людьми, убивающими других людей, то есть, можно сказать, видел демона пустыни «за работой», факт неопровержимый.