Вернуться к М.Л. Каганская, З. Бар-Селла. Мастер Гамбс и Маргарита

Оркестровая яма

Режиссура бала у Сатаны с самого начала воспроизводит мейерхольдовский спектакль: занавеса нет, вместо поднятия занавеса вспыхивает свет —

«— Я, я, — шептал кот, — я дам сигнал!

— Давай! — ответил в темноте Коровьев.

— Бал!!! — пронзительно взвизгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько минут закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним звука и запаха»1.

«Звука»! У Мейерхольда звук и музыка такие же актеры, как декорации, реквизит и конструкция сцены. С той же тщательностью, что и реквизит, подбирал он музыку к спектаклю:

«Теперь к делу...

Мы берем время расцвета канкана. А вальс, плавный, медленный, прозрачный, скромный, даже наивный (Ланнер, Глинка, Вебер), переходит в сладострастный, пряно-цветистый, стремительный (Иоганн Штраус)» (письмо В.Я. Шебалину от 24 июня 1933 года)2.

«Крикните ему: Приветствую вас, король вальсов!

— Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.

— Иоганн Штраус! — закричал кот»3.

Но никакого отношения к спектаклю не имеет негритянский джаз-банд, приглашенный Бегемотом и увеселяющий, наряду со Штраусом, гостей Воланда, — не было в «Даме с камелиями» джаза. Джаз, притом именно банд, притом именно негритянский играл в другом мейерхольдовском спектакле: «В спектакле «Даешь Европу!» (1924) играл первый джаз, появившийся в Москве — настоящий негритянский джаз Сиднея Бешэ»4.

Роль джаза Сиднея Бешэ Мейерхольд расписал так: «Игра будет сопровождаться музыкой (как у эксцентриков)»5.

Десять лет спустя Булгаков джаз описывает:

«Он хлопнул себя по коленке раз, потом накрест по другой — два, вырвал из рук крайнего музыканта тарелку, ударил ею по колонне.

Улетая, Маргарита видела только, что виртуоз-джазбандист бьет по головам джазбандистов и те приседают в комическом ужасе»6.

«Вырвал тарелку», «бьет по головам», «в комическом ужасе» — это и есть предусмотренная Мейерхольдом музыкальная эксцентрика.

Консервация театрального впечатления десятилетней давности доказывает, что, при всей явной любви к МХАТу, Булгаков был тайно и мучительно заинтригован Театром имени Вс. Мейерхольда.

Примечания

1. «Мастер и Маргарита», стр. 677.

2. Мейерхольд В.Э. «Статьи. Письма. Речи. Беседы», ч. 2 (1917—1939). М., «Искусство», 1968, стр. 288 (Далее: Мейерхольд).

3. «Мастер и Маргарита», стр. 678.

4. Елагин Ю. «Укрощение искусств». Нью-Йорк, Изд-во им. Чехова, 1952, стр. 205.

5. Мейерхольд В.Э. ««Д.Е.» (беседа с коллективом театра 7-го апреля 1924 г.)». — Мейерхольд, стр. 62.

6. «Мастер и Маргарита», стр. 679.