Вернуться к С.Н. Першукова. Лингвокультурное значение лексемы глаза и его реализация в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца»

Выводы по главе III

Высокий уровень читательского интереса к произведениям М.А. Булгакова во многом объясняется особенностями художественного мышления писателя, Идиостиль которого составляют различные языковые средства.

В исследовании рассматривается использование лексемы глаза в метафорах, фразеологизмах, символах в фантастических повестях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце», определяется её место в концептуальных структурах произведений.

Роль лексемы глаза в творчестве М.А. Булгакова обусловлена ее большим лингвокультурным значением, которое позволяет отнести ее к одной из ключевых (смысло- и стилеобразующих) лексем в анализируемых произведениях «Собачье сердце» и «Роковые яйца», способной влиять на весь контекст через посредство метафорических единиц, фразеологизмов, символов, организованных под ее началом. Высказывания, содержащие метафоры с компонентом глаза, включаясь в художественный текст, участвуют в выражении основной идеи произведения, способствуют формированию эмоционального, тематического и сюжетно-композиционного уровней текста. Данная языковая единица репрезентирует индивидуально-авторское восприятие действительности в контексте общечеловеческих представлений о мироустройстве.

М.А. Булгаков не только использует все богатства лексики и фразеологии русского языка, но и обогащает её новыми смысловыми наращениями. В контекстах его произведений соматическая единица наполняется новым смыслом, обогащается разного рода коннотациями, участвует в характеристике того или иного образа и, в конечном итоге, помогает выражению идейного содержания произведения.

В результате семантического взаимодействия языковых средств (главным образом, прилагательных и глаголов) с компонентом глаза, автор выражает идею торжества справедливости, победы светлых сил над тёмными, жизни над смертью, добра над злом. В метафорических сочетаниях осуществляется обогащение ведущей мысли новыми оттенками, происходит кумуляция концептуального содержания текста, концентрация его идейного смысла, что определяет специфику развёртывания повествования.

Использование оценочно маркированного слова в художественном тексте полностью подчинено идейному замыслу писателя. Слова с оценочным компонентом значения чрезвычайно важны в плане характеристики прагматического аспекта высказывания.

Ассоциативное поле слова глаза в произведениях М.А. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце» позволяет нам расширить границы его значений, выявить дополнительные смысловые наращения, характеризующие его значимость для русской культуры.