Вернуться к М.И. Бессонова. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

3. Холод

То, что холод в романе — не просто одна из характеристик окружающей среды, а символ, подтверждается тем, что он появляется иногда независимо от внешних условий и даже вопреки им. Так, в спальне Воланда «в <...> камине, несмотря на жаркий весенний день, пылали дрова. А жарко между тем нисколько не было в комнате, и даже наоборот, входящего охватывала какая-то погребная сырость» (199). Пилата мысль о «загадочном бессмертии заставила <...> похолодеть на солнцепеке» (37).

Холод охватывает героев при соприкосновении со злыми силами (ибо, в сущности, зло и есть холод — холод в душе человека), но сам по себе не является злом. Он лишь реакция Природы на зло и поэтому служит своего рода указанием героям на близость злых сил. Так, за несколько минут до встречи Варенухи с Бегемотом и Азазелло «потемнело и посвежело»1 (110). Холод и тьма создают тревожную атмосферу опасности.

Однако Варенуха не обращает на это никакого внимания. И холод нарастает. Кульминация — это прикосновение Геллы, руки которой «холодны ледяным холодом» (112). Таким образом, ледяной холод сопровождает победу зла, гибель Варенухи. Однако холод не властен над душой человека. Варенуху хотя и заставляют действовать «в качестве вампира-наводчика» (330), но не могут окончательно превратить в злодея. И Варенуха проект: «Отпустите <...> я не кровожадный» (283). Разумеется, Азазелло отпускает Варенуху не из жалости: подобное чувство абсолютно чуждо «демону-убийце» (368). Очевидно, по Булгакову, зло может иметь силу, только если человек добровольно допустит, чтобы оно завладело его сердцем.

Именно это происходит с мастером. О том, что зло постепенно овладевает его душой, говорит постоянное упоминание о холоде в связи с болезнью мастера. Не случайно ему кажется, «что какой-то очень гибкий и холодный спрут своими щупальцами подбирается прямо к <...> сердцу» (142) (курсив наш — М.Б.). И зимой, в нестерпимый «мороз» (146), отрекается мастер от своей прежней жизни, от любви, от самого себя и ищет забвения и покоя в клинике Стравинского. Аналогичное значение имеет лейтмотив холода в эпизоде беседы с Иваном. Заканчивая рассказ о своей судьбе, мастер говорит Ивану, что в клинике «очень и очень неплохо» (146). Далее следует знаменательное замечание: «Свежеет» (147). Похолодание воздуха является как бы зеркальным отражением охлаждения души мастера, лишь ненадолго согретой воспоминаниями о любви. То, что природа реагирует точно так же, как на приближение злых сил в случае с Варенухой (даже употреблен один и тот же глагол «свежеть»), означает, что, по мнению автора, изменения, происходящие в душе мастера, сопоставимы с гибелью, утратой человеческого естества, которая угрожает Варенухе.

«Свежеет» (353) и перед приходом Азазелло к мастеру и Маргарите, что говорит о приближении их гибели. Как и Варенуха, герои не реагируют на это «предупреждение». Но оно обращено и к читателю, который должен правильно расценить последующие события: не как торжество справедливости, вознаграждение героев за пережитые страдания, а как трагедию.

Примечания

1. Свежеть — «становиться холодным, холоднее» (Словарь русского языка: В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. Т. 4. С—Я. — М.: Русский язык, 1984. — С. 39).

Другие значения слова «свежеть» («становиться сильнее (о ветре)» и «становиться более ярким, более свежим (о растениях, зелени)») исключаются контекстом ситуации, т. к. форма «посвежело» (безличный глагол) не может относиться ни к ветру, ни к растениям, а относится к общей обстановке (т. е. воздуху), как и аналогичные формы «похолодало», «потеплело» и т. п.