Вернуться к М.И. Бессонова. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Заключение

В процессе анализа лейтмотивной структуры романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» нами выработана классификация лейтмотивов, согласно которой они разделяются на три группы:

сюжетообразующие лейтмотивы;

ситуативно обусловленные лейтмотивы;

концептуально обусловленные лейтмотивы.

Сюжетообразующие лейтмотивы (Дом, Дорога, Сад) символизируют наиболее важные, с точки зрения автора, этапы или моменты человеческой жизни и образуют схематическую основу сюжетных линий всех основных героев романа.

Лейтмотив Дома в романе «Мастер и Маргарита» складывается из множества образов различных домов, при этом некоторые из них трансформируются на протяжении повествования. Эта трансформация представляет собой смену стадий, отражающих определенные этапы существования Дома. В романе можно выделить три таких стадии, которые мы условно обозначаем как полноценный Дом (собственно Дом), квартира и Антидом.

Говоря о полноценном Доме, мы имеем в виду традиционный булгаковский Дом, представляющий собой комплекс лейтмотивов, проходящих через все творчество М.А. Булгакова. Мы выделяем следующие группы лейтмотивов:

— предметные лейтмотивы (лампа с абажуром, обеденный стол, огонь в очаге (печке), книги, источник воды (ванна, раковина), открывающиеся окна, дверь);

— «ролевые» лейтмотивы-маски обитателей Дома (Хозяин, Хозяйка, Ребенок (Дети));

— мотивы-ритуалы (приготовление Хозяйкой еды, трапеза обитателей Дома, поддержание чистоты и порядка).

Каждый из этих лейтмотивов — неотъемлемая часть полноценного Дома, символизирующего идеальные условия бытия человека. В то же время эти лейтмотивы имеют и собственное символическое значение. Лампа с абажуром символизирует ценности, которыми живут обитатели Дома, их вечный свет, открытые окна — открытость миру, дверь — защищенность от Зла. Некоторые лейтмотивы (горящая лампа с абажуром, используемый по назначению обеденный стол) являются как бы опознавательными знаками Дома, сигнализируя читателю, что помещение, где они находятся, — это полноценный Дом.

Квартира характеризуется наличием вышеперечисленных лейтмотивов, но видоизмененных, искаженных (огонь в очаге горит не постоянно, окна закрыты, дверь открывается посторонним, один из членов Семьи временно покидает Дом или живет отдельно и т. д.), Антидом — постепенным исчезновением всех составляющих образ Дома лейтмотивов, с исчезновением последнего из которых Дом гибнет (сгорает).

Наличие или отсутствие у героя полноценного Дома является показателем авторского отношения к образу жизни этого персонажа. Наличие у героя Дома является свидетельством того, что, по мнению автора, этот герой живет в соответствии с главными законами бытия. Утрата полноценного Дома означает, что герой совершил какую-то ошибку, о характере которой можно судить по признакам изменения образа Дома. Жизнь в Антидоме — показатель того, что герои нарушают основные законы человеческого бытия.

Лейтмотив Дороги является конгломератом лейтмотивов и включает признаки дороги как таковой (рельеф, наличие препятствий) и характеристики движения по ней (наличие или отсутствие самого движения, скорость, способ передвижения, траектория).

Скорость и способ движения по Дороге, а также ее траектория и рельеф — показатели авторского отношения к поступкам, которые герой совершает во время этого передвижения. Движение по ровной прямой Дороге пешком с естественной скоростью означает, что, по мнению автора, герой находится на пути к Истине. Чем больше скорость героя и используемых им средств передвижения, тем сильнее он заблуждается. Об ошибочности избранного пути свидетельствуют и препятствия, появляющиеся на Дороге, и криволинейная траектория движения (мотив лабиринта).

Лейтмотив Сада представляет собой конгломерат лейтмотивов (деревья, цветы, источник воды), материальная выраженность которых не обязательна. Показателем появления этого символа служит само слово «сад». Момент выбора, осуществляемого героем в Саду, представлен в виде символической ситуации встречи с персонажем, нуждающимся в помощи. Реализация этой ситуации в тексте проясняет авторскую концепцию судьбы человека. Согласно этой концепции судьба человека определяется его собственными поступками и представляет собой набор нескольких вариантов. И в зависимости от того, какой выбор (в пользу Добра или Зла) сделал человек в определенный момент своей жизни, реализуется один из возможных вариантов развития событий.

Ситуативно обусловленные лейтмотивы подразделяются на выступающие:

а) изолированно (лейтмотивы стекла, болезни, сна);

б) в виде комплекса (Гроза);

в) как изолированно, так и в составе комплекса (лейтмотив холода).

Вариантами лейтмотива стекла являются следующие образы-символы: стекло в очках, оконное стекло, дверное стекло, стеклянные предметы (ваза, стакан, люстра).

Лейтмотив стекла может символизировать:

— преграду между земным и потусторонним миром;

— преграду между человеком и действительностью, в том числе преграду между людьми, которая мешает им выйти на уровень истинного, духовного, общения.

Символическое значение образа-символа стекла выявляется наиболее ярко в момент, когда стекло разбивается, что знаменует переворот в мировоззрении героя, наблюдающего или осуществляющего это действие. Разбивание стекла является также призывом к пересмотру собственных взглядов на жизнь, который обращен не только к героям романа, но и к читателю.

С помощью образа-символа стекла автор проводит мысль о губительности для человека любых форм изоляции от окружающего мира (отказ как от контакта с ним, так и от познания его), особенно стремления отгородиться от людей, а также выражает свое негативное отношение к навязыванию человеку какого-либо мировоззрения.

Комплекс Грозы составляют последовательно соединяющиеся в картину природного катаклизма лейтмотивные образы жары, духоты, тучи, тьмы, холода, грозы и радуги.

Жара, духота и холод являются показателями накопления на Земле критической массы Зла, зримым воплощением которой является туча. Тьма символизирует силы Хаоса, угрожающие Мировой Гармонии, гроза — процесс нейтрализации Зла, окончание грозы и появление радуги — победу доброго начала.

Наиболее важными с точки зрения выражения в них авторской позиции являются концептуально обусловленные лейтмотивы — Свет, Тьма и Тень.

Символическое значение лейтмотива Света зависит от его источника. Поэтому мы выделяем лейтмотивы конкретных источников света (Луна, Солнце, электричество) и отдельно лейтмотив Света вообще (как антонима Тьмы).

Луна и лунный свет символизируют Истину, Солнце — законы материального, земного существования. Электрический свет является символом ложной жизни, лишающей человека не только духовных ценностей, но и естественных земных радостей. Предпочтение того или иного источника света символизирует суть нравственного выбора героя и является показателем авторского отношения к жизненной позиции героя. Уход героя в Тень означает отказ от морального выбора или сознательный выбор Зла, что, по мнению автора, в конечном счете одно и то же.

Особое место занимает в романе образ Луны. Стремление спрятаться от лунного света, исчезновение Луны после каких-либо слов или поступков героя или перемещение ее в позицию вне поля его зрения указывает на то, что автор считает действия героя ошибочными и противоречащими Истине. Напротив, чувства и мысли, возникающие у героя, когда он смотрит на Луну, события, во время которых она появляется, по мнению автора, приближают героя к познанию Истины. Если автор изображает какие-либо картины залитыми лунным светом, это, во-первых, является свидетельством достоверности описываемого, а во-вторых, указывает на то, что эти картины существенно важны для понимания сути романа.

В результате проведенного анализа функционирования в тексте выявленных нами лейтмотивов мы пришли к следующим выводам.

1. Авторское отношение к образам главных героев романа, их оценка.

Главные антагонисты романа — Иешуа и Воланд. Иешуа — воплощение Добра, Милосердия и Любви, Воланд — воплощение Зла.

Судьбы мастера и Ивана Бездомного являются следствием ошибочного, с точки зрения автора, выбора жизненных ценностей и приоритетов. Главной общей виной этих героев является равнодушие к другим людям, неспособность к сопереживанию, состраданию, милосердию. В случае с Иваном мы видим весь процесс очерствения сердца героя, не сумевшего выстоять в жизненных испытаниях, в случае с мастером — последний этап этого процесса. Хотя автор показывает, что существенную роль в изменении героев сыграла созданная государством система подавления лучших черт личности, все же главная ответственность за собственный моральный выбор лежит на самих героях. Однако судьба мастера и Ивана, показанная в эпилоге, является доказательством надежды автора на победу в человеке светлого начала, веру в возможность нравственного возрождения.

В связи с образом Пилата решается проблема раскаяния в совершенных грехах, главными из которых, по мнению автора, являются, как и в случае с мастером и Иваном, равнодушие к людям и присвоение себе права на распоряжение их судьбами, т. е. на насилие. Судьба Пилата является, по мысли автора, воплощением пути к Свету (через осознание своей вины и раскаяние), которым может и должен пройти каждый человек.

На примере судьбы Маргариты автор показывает не только силу Любви, но и трагические последствия, к которым приводят, казалось бы, самые незначительные уступки Злу: ложь, гордость, стремление добиться благих целей любыми средствами.

2. Авторская философская концепция.

Добро, по мнению М.А. Булгакова, является мощной созидательной силой. Вся Вселенная построена на Законе Добра, который писатель понимает как утверждение Любви и Милосердия. Зло же не имеет самостоятельной позитивной «программы» и является отрицанием Добра. Таким образом, Добро и Зло соотносятся как Закон Вселенной и нарушающая его сила, причем Добро оказывается сильнее Зла, и с тех пор, как существует Мир, Добро побеждает Зло снова и снова. Однако этот процесс не является однозначно запрограммированным, и Зло изображается писателем как с трудом побеждаемая и вечно рассчитывающая на реванш сила. И исход этой борьбы оказывается, по мысли автора, зависимым от свободного морального выбора каждого человека, смысл жизни которого писатель видит в следовании Закону Мироздания — Закону Любви и Добра. Только жизнь такого человека является счастливой, наполненной ощущением гармонии бытия. По мысли автора, все жизненные невзгоды — результат действий самого человека, т. к. именно нравственный выбор личности определяет ее судьбу.