Вернуться к А.В. Яценко. Краткий анализ романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Было ли отражение?

Многие исследователи романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова указывают, что события в московских главах происходят в начале мая на страстную седмицу (неделю) со среды по субботу перед христианской пасхой1, и они перемежаются с действиями в ершалаимских главах, которые разворачиваются в пятницу 14 нисана2 во время весеннего полнолуния, когда празднуется иудейская пасха.

Также богослов Андрей Кураев высказал предположение, что события в Москве отражают евангельскую историю и, следовательно, по мнению проф. А.Н. Ужанкова, разворачиваются параллельно с литургическими действиями в храме.

В Великую среду в Иерусалиме Иуда дал согласие синедриону предать Иисуса3, а в Москве два литератора на Патриарших прудах обсуждали, как бы лучше подвергнуть Христа критике. На Патриарших прудах Берлиоз трижды отрекся от Иисуса4. А во время крещения обращаемый трижды отрекается от сатаны. В церкви начинается вечерняя служба, которая продлится до утра. Кроме того, в этот день Берлиоз еще жив, но Воланд уже назначает похороны на пятницу на три часа дня. Согласно евангелиям в пятницу Иисус будет распят. В евангелии от Матвея — в среду Иисус был в Вифании в доме Симона-прокаженного, падшая женщина возлила елей на голову Иисуса5. А в романе Аннушка (в переводе благодать) же разлила масло.

В Великий четверг вечером в храмах проводится служба 12 евангелий. Самая длинная и самая скорбная служба в году. А в Москве в полночь со среды, т. е. уже фактически в четверг, 12 членов МОССАЛИТА сытно поужинали в ресторане дома «Грибоедова» и пустились в пляс под исполнение «Аллилуйя!» местного джаз-оркеста. В Москве произошла профанация евангельского события — Тайной вечери. Вечером того же дня в театре Варьете провели сеанс черной магии.

В Страстную пятницу в Ершалаиме войска оцепили Лысую гору6, а в Москве милиция выставила оцепление вокруг театра Варьете. Днем же православные совершают вынос плащаницы, символизирующее погребение Христа, а по Москве в три часа дня шла траурная процессия за телом Берлиоза. Вечером после смерти Иисус покидает землю и нисходит в ад, чтобы вывести из него души праведников7, а в Москве (на земле) дьявол пользуется отсутствием Христа и правит бал, на который собираются все грешники. Великий бал — это черная месса, антилитургия. Спальня в нехорошей квартире превращается в алтарь. В центре должен быть горнее место — кафедра архиерея, изображающий Иисуса, а находится Воланд. Слева стоит потир с какой-то чашей.

В Великую субботу в храмах проводятся церковные службы, которые начинались с пятницы на субботу. Утром осуществляется крещение новообращенных в воде и затем все шествуют на церковную службу. В романе Маргарита принимает две ванны — одну в пятницу вечером в болоте под Москвой (снятие с нее христианского крещения), затем кровавую ванну в полночь в нехорошей квартире (инициация (посвящение) в ведьмы). В субботу же сатана покидает город, ибо в воскресенье произойдет воскресение Иисуса.

Рассмотрим подробно высказанные мнения двух профессоров.

События в Великую среду

Беседу Ивана Бездомного и Михаила Берлиоза нельзя отождествить со встречей Иуды и синедриона8. Необходимо совершение предательства учеником учителя, а этого никто в московских главах не совершал. Наоборот, если принять Берлиоза за учителя (тот наставлял молодого поэта, как правильно воспринимать образ Христа), то как ученик Иван Бездомный приложил усилия, чтобы задержать Воланда.

Однако ряд из указанных совпадений присутствует.

Во-первых, на Патриарших прудах Берлиоз трижды отрекся от Иисуса. А во время крещения обращаемый трижды отрекается от сатаны.

Во-вторых, в этот день Берлиоз еще жив, но Воланд уже назначает похороны на пятницу на три часа дня. Согласно евангелиям в пятницу Иисус будет распят9.

В-третьих, в евангелии от Матвея — в среду Иисус был в Вифании в доме Симона-прокаженного, женщина возлила елей на голову Иисуса10. А в романе Аннушка (в переводе благодать) тоже разлила масло.

Таким образом, в событиях в Москве мы видим отражение евангельской истории, правда, своеобразное.

Да, можно допустить, что на Патриарших прудах произошла беседа пары учитель — ученик. Берлиоз выступил в роли умного учителя и, следовательно, Бездомный играл роль малообразованного ученика. Михаил Александрович объяснял Ивану Николаевичу, что считать Иисуса пусть и живым человеком будет не правильно. Христос, по мнению Берлиоза, никогда не существовал. И если, исходя из этого, полагать, что председатель МАССОЛИТА может ассоциироваться с Иисусом, то вот поэт, в отличие от предавшего Иуды, остался верен учителю и пытался задержать Воланда.

Затем гибель председателя МАССОЛИТА под колесами трамвая из-за того, что Аннушка случайно разбила бутылку с маслом у турникета перед трамвайными путями, имеет сходство со случаем в Вифании в доме Симона-прокаженного, когда женщина возлила елей на голову Иисуса. Но если тогда была женщина и она возлила елей, т. е. масло, на голову Иисуса, то сейчас, наоборот, по вине Аннушки, чье имя означает благодать, разлилось подсолнечное масло, Берлиоз поскользнулся, и колеса трамвая отрезали ему голову. И там и там фигурирует масло и голова, да вот только последняя в разных состояниях.

Правда, если масло снова вызывает ассоциацию Берлиоза с Иисусом, то гибель литератора под колесами трамвая, которым управляла комсомолка, скорее указывает на историю с усекновением главы Иоанна Крестителя по просьбе Соломеи падчерицы тетрарха Галилеи Ирода Антипы, которую подговорила на это мать Иродиада11.

Таким образом, прямого отражения евангельских событий в московских главах романа не наблюдается. Булгаков как писатель художественно переосмыслил элементы из евангелия в своем произведении.

События в Великий четверг

В евангелиях сообщается о тайной вечере Иисуса и учеников. В Москве еще в среду в «Грибоедове» литераторы собрались на заседание правления МАССОЛИТА, которое должно было начаться в десять часов вечера под председательством Михаила Берлиоза. Но из-за его гибели заседание не состоялось. Причем собравшихся было именно двенадцать, как и апостолов. Булгаков осознанно выбрал цифру двенадцать, хотя троих литераторов мог легко сократить, ибо они не имели ни имен, ни реплик. Не дождавшись Берлиоза, литераторы уже в полночь, т. е. уже фактически в четверг, сытно поужинали в ресторане дома «Грибоедова» и плясали под исполнение «Аллилуйя!» местного джаз-оркеста.

Таким образом, Берлиоз опять может ассоциироваться с Иисусом, вот только Михаил Александрович так и не прибыл на заседание, и его коллеги «вечеряли» уже без него за полночь, что сближает с евангельской Тайной вечерей, но последняя состоялась позже — в четверг вечером12.

Кроме того, в Великий четверг вечером в храмах проводится служба 12 евангелий. Самая длинная и самая скорбная служба в году. А в Москве в это время в театре Варьете провели сеанс черной магии, на котором зрители подверглись обману: бумажные купюры оказались фальшивыми и новые наряды исчезли на улице, после того как зрительницы покинули здание театра.

Наконец, Иуда в этот день предал учителя13, а Бездомный уже в клинике в разговоре с доктором Стравинским продолжил попытки арестовать Воланда за гибель Берлиоза.

Представляет интерес расположение душевнобольных в клинике. Мастер занимал палату № 118 и, таким образом, располагался между № 117 с Иванушкой Бездомным и № 119 с Никанором Босым. Дело в том, что поэт поверил рассказам соседа настолько, что мастер назвал его своим учеником. Позже, в пятницу утром, Иванушка даже увидел сон о казни Иешуа. А вот управдом раскаялся в прегрешениях, крестился и обращал молитвы к Иисусу Христу. Согласно же евангелиям Иисус был распят между двумя преступниками. Тот что справа уверовал в него, а тот что слева хулил14. Получается, что Никанор Босой показывал неверие в Иешуа Га-Ноцри, а Иванушка Бездомный, наоборот, в него уверовал.

В итоге, прямого отражения евангельских событий в московских главах романа снова не наблюдается. Да, некоторые элементы этого дня присутствуют в романе, но получили художественное преломление на его страницах.

События в Страстную пятницу

Утром в Москве милиция выставила оцепление вокруг театра Варьете. Сравнение с Ершалаимом, где солдаты двойным кольцом оцепили Лысую гору необязательно. Потому что здесь сравнение идет по главам внутри романа. В евангелиях указывается на присутствие сотника во время казни Иисуса. Следовательно, его сотня, возможно, тоже находилась около Голгофы и могла осуществлять оцепление Лобного места15.

Днем по церковному обряду совершается вынос плащаницы, символизирующее погребение Христа, а по Москве в три часа дня, как и предсказывал Воланд, шла траурная процессия за гробом Берлиоза.

Днем наступила смерть Иисуса на кресте и затем его положили во гроб16, а в Москве в полночь дьявол пользуется отсутствием Христа и правит бал, на который собираются все грешники. Великий бал представлен как черная месса, антилитургия. Во-первых, спальня в нехорошей квартире превращена в алтарь. В центре, где должно быть горнее место — кафедра архиерея, изображающая Иисуса, находился Воланд. Слева от него стоял потир с какой-то чашей. Во-вторых, Маргарита приняла две ванны — одну в пятницу вечером в болоте под Москвой (сняла с себя христианское крещение), затем кровавую ванну в полночь в нехорошей квартире (инициация (посвящение) в ведьмы). По церковному обряду в субботу утром осуществляется крещение новообращенных в воде и затем все шествуют на церковную службу. В-третьих, по церковному обряду священник начинает службу в субботу в белых одеждах, а затем переодевается в красные. Воланд открывает бал в грязной заплатанной сорочке и затем предстает в черной одежде17. В-четвертых, в конце бала Маргарита «причащается» из чаши (головы Берлиоза) вином (кровью барона Майгеля).

Таким образом, мы видим, что в романе отразились как евангельские события, так и элементы церковных обрядов, но опять-таки своеобразно. Снова как в случае с Тайной вечерей действия в романе и евангельские события происходят в разное время в субботу.

События в Великую субботу

В храмах проводятся церковные службы, которые начинались с пятницы на субботу. Утром осуществляется крещение новообращенных в воде и затем все шествуют на церковную службу. Маргарита же прошла снятие крещения и посвящение в ведьмы в пятницу вечером и в полночь.

Согласно христианскому догмату Иисус сошел во ад и вывел оттуда праведников18. Воланд же покидает Москву и забирает с собой мастера и Маргариту. Кроме того, получает свободу Понтий Пилат и заканчивается наказание Коровьева-Фагота.

Таким образом, можно согласиться, что и здесь присутствует некоторое совпадение со своими особенностями.

Итак, подводя общий вывод, можно согласиться, что некоторые евангельские события и церковные обряды отразились в романе «Мастер и Маргарита». Однако, прямое отражение отсутствует, а присутствует художественное преломление событий и обрядов. Может ли это служить весомым доказательством, что Воланд действительно является дьяволом по сути, а не просто литературным персонажем под его именем? Нет. Тем не менее, столь категоричная оценка, по нашему мнению, отнюдь не означает, что Воланд это не дьявол, такой же как сатана в Книге Иова и Мефистофель в «Фаусте. Трагедии» фон Гете. Более весомые доказательства представлены в статьях: «Обман Воланда», «Как заполучить королеву бала?» и «Воздействие Воланда».

Примечания

1. В романе указывается, что события в Москве разворачиваются весной во время весеннего праздничного, т. е. пасхального, полнолуния, которое состоялось в мае. В 1929 году празднование христианской Пасхи проходило в воскресенье 5 мая. А 1 мая приходилось на среду — именно в этот день Воланд появляется в Москве. «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». (Глава 1-я «Никогда не разговаривайте с неизвестными») «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним» (Эпилог). «Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера». (Глава 1-я «Никогда не разговаривайте с неизвестными») «Бор на противоположном берегу реки, еще час назад освещенный майским солнцем, помутнел, размазался и растворился». (Глава 11-я «Раздвоение Ивана») «Длинная искра пронеслась у него перед глазами, затем сменилась какой-то траурной змеей, погасившей на мгновенье майский день, — и Поплавский полетел вниз по лестнице, держа в руке паспорт». (Глава 18-я «Неудачные визитеры») «Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним» (Эпилог).

2. Ниса́н (происходит от аккадского нисанну, со значением, толкуемым как «первые плоды» или же «первый») — в еврейском календаре первый месяц библейского и седьмой гражданского года. Приблизительно соответствует марту—апрелю григорианского календаря.

3. «Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. <...> Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его». (Матф., 26, 1—2, 14—16)

4. «Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. <...> Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько». (Матф., 26, 33—35, 69—75)

5. В доме Симона-прокаженного масло возливала на голову Иисуса Мария сестра Лазаря. А падшая женщина возливала масло на ноги Иисуса в доме фарисея. «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову». (Матф., 26, 6—7) «Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавасгровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». (Лука, 7, 36—38)

6. Раз среди стерегущих был сотник, то на Голгофе, возможно, была и сотня, которая могла осуществлять оцепление. «Сотник же и те. которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». (Матф., 27, 54)

7. Первое послание апостола Петра. 3.18—20 и 4.6. «...потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя. во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ. спаслись от воды». «Ибо для того и мертвым было благовествуемо. чтобы они. подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом».

8. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне. и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его». (Матф., 26. 14—16)

9. Вполне похоже, что Иоанн пользовался греческой системой учета времени. А значит, суд у Пилата состоялся в 6.00 (подходит и 18.00, но это невозможно), потом в 9.00 (три часа по-еврейски) распятие, с 12.00 до 15.00 (с шести до девяти) тьма и около 15.00 (девять) смерть. Потом у друзей Иисуса есть два-три часа, чтобы до захода солнца получить разрешение, снять тело с креста и положить в находившейся неподалеку гробнице. Если не обращать внимание на ранний час суда, то все прекрасно сходится без всяких натяжек. (Пастор Мирослав Комаров, Луганск, Украина) http://world4you.ru/interesting/6108/

10. «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это. ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие. сказал им: что смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению...» (Матф., 26, 6—12)

11. «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. (Матф., 14, 6—10)

12. «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками...» (Матф., 26, 17—20)

13. «И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его». (Матф., 26, 47—50)

14. «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. <...> Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». (Лука, 23: 33, 39—43)

15. Раз среди стерегущих был сотник, то на Голгофе, возможно, была и сотня, которая могла осуществлять оцепление. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий». (Матф., 27, 54)

16. «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился». (Матф., 27, 57—60)

17. «Воланд широко раскинулся на постели, был одет в одну ночную длинную рубашку, грязную и заплатанную на левом плече». (Глава 22 «При свечах») «Поразило Маргариту то, что Воланд вышел в этот последний великий выход на балу как раз в том самом виде, в каком был в спальне. Все та же грязная заплатанная сорочка висела на его плечах, ноги были в стоптанных ночных туфлях. Воланд был со шпагой, но этой обнаженной шпагой он пользовался как тростью, опираясь на нее. Прихрамывая...» «— Я пью ваше здоровье, господа, — негромко сказал Воланд и, подняв чашу, прикоснулся к ней губами. Тогда произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре». (Глава 23 «Великий бал у сатаны»)

18. Христос обращался к ученикам: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40); О нём повествует апостол Пётр в день Пятидесятницы в «Деяниях святых апостолов» (Деян. 2:30—31).