Вернуться к Н.С. Кадырова. Концептосфера романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Заключение

Цель настоящей диссертации заключалась в исследовании и подробном описании концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Поставленная цель была достигнута путём решения ряда задач, одной из которых явилась разработка оригинальной методики выделения, структурирования и описания концептосферы художественного произведения.

Наше понимание концептосферы художественного текста основано на базовых положениях учения о ней, изложенного в работах современных лингвистов (С.А. Аскольдова, Д.С. Лихачёва, Т.В. Булыгиной, А.Д. Шмелёва, Е.С. Кубряковой, Н.Н. Болдырева, Н.В. Александрович, О.Е. Беспаловой, Е.А. Огневой, Л.А. Петровой и др.).

Концептосфера художественного текста трактуется нами как структурированная совокупность взаимосвязанных лингвокультурных (культурных) концептов, каждый из которых являет собой единицу сознания писателя, обладающую следующими признаками:

во-первых, она создаёт и оформляет культурное пространство текста, связывая его с глобальными концептами мировой художественной культуры;

во-вторых, она включает ментальные факты (артефакты, прецедентные феномены, мифопоэтические, фольклорные и религиозные образы и представления), отражённые в сознании народа и репрезентированные в национальной языковой картине мира;

в-третьих, она отображает осмысление и переосмысление окружающего мира индивидуумом, выражает отношение к нему во внутреннем мире языковой личности, то есть представляет индивидуально-авторскую картину мира, проявляющуюся в особенностях языка и стиля писателя;

в-четвёртых, она является значимой для развития сюжета произведения, особенностей его поэтики и выстраивания образной системы.

Каждый культурный концепт становится значимым для художественного произведения в рамках заданного автором сюжетного построения и создаваемой им образной (художественной) картины мира.

Наше исследование показало, что при изучении и описании концептосферы художественного произведения необходимы тщательный анализ биографии писателя, рассмотрение историко-культурологических, литературоведческих и лингвистических источников, посвящённых творчеству писателя, что позволило получить исчерпывающее представление о концептосферах индивидуально-авторской картины миры писателя и базовых концептах каждой из этих концептосфер. Дальнейшее рассмотрение четырёх уровней словарного запаса русского языка, о которых говорил Д.С. Лихачёв, позволило выяснить, какие из выделенных концептов вошли в состав концептосферы исследуемого художественного текста, а затем разграничить их по степени значимости — ядерные, глобальные и периферийные концепты. Изучение уровней взаимодействия и взаимовлияния данных концептов позволило определить, в каких отношениях находятся концепты, образуют ли они антонимичные или синонимичные пары, объяснить их значимость в организации художественного и культурного пространства романа. Результатом такого исследования стали также наглядные схемы, отражающие специфику взаимодействия концептов художественного произведения и дающие представление об организации его концептосферы в целом.

Анализ биографии, истории творчества и текстов художественных произведений М.А. Булгакова показал, что в сознании писателя соединились:

— концептосфера русской национальной языковой картины мира,

— концептосфера мировой художественной культуры, в которой особое место занимает концептосфера христианской культуры и мифологии,

— концептосфера семьи Булгаковых,

— индивидуальная концептосфера М.А. Булгакова как языковой личности,

— концептосфера врача и

— концептосфера писателя.

Выстраивая схему, отражающую специфику концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», можно представить её в виде спирали. Она состоит из кругов, представляющих связанные между собой глобальные концепты «Человек» — «Дом» — «Город» — «Мир». Каждый виток спирали пропускается через противопоставленные друг другу сквозные концептосферы «Хаос» и «Космос», ставшие структурирующими в концептосфере романа. Отражая в тексте романа античную языковую картину мира, данные концепты имеют свои эквиваленты в русской языковой картине мира, которые также находят отображение в концептосфере романа: «Лад» и «Разлад», «Мир» и «Война», «Брань», «Раздор».

Проходя через призму сквозных концептосфер «Хаос» и «Космос», каждый глобальный концепт романа предстаёт как:

— «Человек-Хаос» и «Человек-Космос»,

— «Дом-Хаос» и «Дом-Космос»,

— «Город-Хаос» и «Город-Космос»,

— «Мир-Хаос» и «Мир-Космос».

Каждый глобальный концепт репрезентирован в романе лексическими, фразеологическими и контекстными единицами.

Каждый глобальный концепт имеет по́левую структуру, включающую в свой состав ядерный концепт и располагающиеся вокруг него периферические субконцепты.

Все четыре глобальных концепта нанизываются на своеобразный «стержень», в основе которого лежат концепты «Бог» и «Культура».

В связи с проведённым исследованием перспективным представляется дальнейшее изучение и описание концептосферы всего творчества М.А. Булгакова с разработкой методики выявления, структурирования и описания концептосферы его драматических произведений; исследование концептосферы времени, в котором жил и работал М.А. Булгаков в контексте творчества и индивидуально-авторских картин мира других русских писателей.