Вернуться к Ф. Видерас Санчес. Коммуникативно-речевое поведение Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвопрагматический аспект

1.1. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: обзор трактовок и замысла романа

Роман «Мастер и Маргарита» — вершина творчества Булгакова и одно из самых известных произведений русской литературы во всем мире. Многие исследователи пытались ответить на вопрос, в чем заключается замысел роман, и сегодня, семьдесят лет после его публикации, на этот вопрос нет общепринятого ответа.

Самый первый известный отзыв о романе был написан в декабре 1940 г., девять месяцев после смерти Булгакова и внесения последних поправок в текст. Этот отзыв принадлежит П.С. Попову, который обратился в письме к вдове Булгакова, Елене Сергеевне, после прочтения романа. П.С. Попов хвалил содержание и композицию романа: «вторая часть — для меня очарование»; «поражает слаженность частей: все пригнано и входит одно в другое»; «можно прямо учиться русскому языку по этому произведению» [Соколов, 2006: 601]. Однако он осознает реальность политической и социальной обстановки и предупреждает вдову писателя о невозможности публикации текста из-за его содержания: «кое-где (Булгаков) не только не завуалировал, а поставил точки над i»; «гениальное мастерство всегда остается гениальным мастерством, но сейчас роман неприемлем» (цит. по [Там же: 601]). П.С. Попов писал, что должно пройти 50 или 100 лет прежде, чем роман опубликуют. Но роман увидел свет значительно раньше — двадцать шесть лет спустя. В 1966 году в журнале «Москва» публикуется первая часть в сокращенном виде и сразу начинается научное, критическое изучение романа.

Текст романа был сокращен из-за цензуры, которая удалила, кроме отдельных предложений, большую часть глав о сеансе черной магии в Варьете и о сне Никанора Ивановича, то есть все сатирическое содержание романа. Однако это не спасло роман от отрицательных отзывов первых критиков, изучающих его. Л. Скорино, М. Гус, И. Мотяшов и А. Метченко признали художественное качество текста, но изучали его с точки зрения коммунистической идеологии, что привело к негативному восприятию взглядов Булгакова (подробно об этом см. в [Булатов, 2011: 11]). Например, Л. Скорино указал в своей статье «непознаваемость и неуправляемость мира, утверждение пассивности и бездеятельности как жизненного и философского принципа, идею независимости искусства от действительной жизни, капитуляцию перед злом и слияние Добра и Зла при отсутствии их четких границ» (цит. по [Булатов, 2011: 11]). А. Метченко в свою очередь упрекал Булгакова в том, что он переживал драму из-за того, что он не понял современную ему эпоху с ее ценностями и поэтому апеллирует к вечным идеям [Булатов, 2011: 1]. В этом же духе высказался И. Мотяшов. По его мнению, если писатель не понимает действительность и не чувствует себя частью народа, значит, он не может разделять ответственность перед временем, в котором он живет, и это приводит его к трагедии [Там же: 12].

Большинство отзывов о романе были негативными. В положительных отзывах отмечалось такое достоинство романа, как апелляция к вечным ценностям. И. Виноградов и В. Лакшин указывали на эти ценности как на «главное мерило человеческих действий и поступков героев романа и основу всей нравственной и мировоззренческой конструкции произведения» (цит. по [Булатов, 2011: 10]). Мыслитель М.М. Бахтин в своем письме к Е.С. Булгаковой 14 сентября 1966 г. высказался следующим образом: «Я сейчас весь под впечатлением от «Мастера и Маргариты». Это — огромное произведение исключительной художественной силы и глубины. Мне оно очень близко по своему духу» (цит. по [Соколов, 1996: 308]). В следующий год роман был опубликован и за границей, получая положительные оценки. Например, Архиепископ Иоанн Сан-Францисский написал в введении к первому парижскому изданию следующее: «Булгаков дал, в условиях Советского Союза, удобную сатирическую форму, которую можно назвать метафизическим реализмом» (цит. по [Соколов, 2006: 602]).

С начала 70-х годов начинается новый этап в исследовании романа. Ученые обращаются к источникам, которые послужили базой для его создания. Среди них Б.В. Соколов и М. Йованович. Б.В. Соколов отзывался о романе таким образом: ««Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — произведение, раздвинувшее границы жанра романа, где автору, пожалуй, впервые удалось достичь органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства «Мастер и Маргарита» по праву стоит в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, «Дон Кихотом» Сервантеса, «Фаустом» Гете, и «Мертвыми душами» Гоголя и другими вечными спутниками человечества в его исканиях истины и свободы» [Соколов, 1991: 12]. Началось изучение романа и в других аспектах работах М.О. Чудаковой, В. Лакшина, А. Вулиса, И. Золотусского, В. Петелина и В. Акимова. Появляется новая тенденция — попытки приспособить роман к современной обстановке, выявляя в нем характеристики, делающие его приемлемым для официальной идеологии [Булатов, 2000: 14].

В конце 80-х, в связи с публикацией целого творчества Булгакова без цензуры и со свободой печати, начинается новый этап в булгаковедении, который, как отмечают, длится и сейчас. Этот этап характеризуется тем, что расширяется круг изучаемых вопросов, используются новые источники. Роман, главным образом, рассматривается с религиозной точки зрения. По этой причине он был воспринят как произведение, развивающее идеи христианства, и как антирелигиозное, противоречащее основам христианской морали [Булатов, 2000: 18]. Один из самых известных трудов, который отражает эту новую тенденцию, — книга Андрея Кураева «Мастер и Маргарита: за Христа или против?». Однако, в каком бы аспекте ни изучали роман, исследователи все равно пытались найти на ответ на тот же самый вопрос: каковое смысловое содержание романа?

Таким образом, можем утверждать, что роман «Мастер и Маргарита» — один из самых спорных литературных произведений по сей день. С момента его публикации он получал отрицательные и положительные оценки в зависимости от трактовки, которая в свою очередь зависела от идеологии критика, но всегда хвалили его литературные качества. После установления свободы печати исследователи стали изучать разные аспекты романа с целью ответить на тот же самый вопрос: что хотел Булгаков донести до читателя?

Нами роман не будет рассматриваться как религиозное произведение. Мы понимаем, что роман в романе о Понтии Пилате — самый лучший пример произведения, которое в свое время порицала официальная идеология, а бесы — подходящее средство Булгакова для критики этой обстановки в рамках мистическо-фантастического романа. Цель «Мастера и Маргариты», с нашей точки зрения, — не подтвердить или опровергнуть христианские тезисы, а показать читателю недостатки советской системы.