Вернуться к Ф. Видерас Санчес. Коммуникативно-речевое поведение Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвопрагматический аспект

Заключение

Проведем итоги исследования. Роман «Мастер и Маргарита — одно из самых известных и признанных произведений русской литературы и в тоже время одно самых сложных, загадочных и спорных. С момента его публикации по настоящее время исследователи предлагают различные трактовки замысла романа, который изучается в разных аспектах. Однако, несмотря на значительное развитие булгаковедения в последние два десятилетия, замысел романа остается до конца не раскрытым.

Самыми загадочными в романе являются инфернальные герои. Существуют разные трактовки образа дьявола: одни исследователи считают, что этот образ является традиционным отрицательным (воплощение зла), другие — положительным (вершитель правосудия на земле), третьи говорят об амбивалентности образа. Исследователи единодушны в том, что свита является орудием Воланда. Дискуссионными являются вопросы о прототипах каждого члена свиты и их намерениях. Самый спорный член свиты — Коровьев, каламбур и фиолетовый цвет в последнем полете которого вызывают немалый интерес, и чей прототип является самым загадочным.

В результате анализа речевого поведения инфернальных героев выявлено, что для всех этих героев характерны речевые стратегии искушения и наказания, реализующиеся при помощи различных тактик.

Воланд использует стратегию испытания и — в зависимости от результата — стратегию назначения наказаний, которые выполняет свита (его орудие) и стратегию награждения. Свойственна ему также стратегия аргументирования. Воланд испытывает главным образом с помощью вопросов («выбор без выбора»), не предоставляя собеседнику шанса выбора поступка, не связанного с ненужным ему как манипулятору действием. В форму риторических вопросов он облекает свои рассуждения в стратегии аргументирования. Он реализует стратегии главным образом с помощью тактик приказа, просьбы и убеждения.

Члены свиты используют стратегию наказания (точнее — исполнения наказания, назначенного Воландом). Свита выступает как орудие дьявола для осуществления его воли в сталинской Москве. Коровьеву свойственны стратегия высмеивания и стратегия оказания помощи. Ложный комплимент, аккузация и подсказка являются некоторыми из наиболее частых в его речи тактик. Коровьев выступает клоуном-палачом, следовательно, лесть и веселый тон характерны для речи этого героя.

В коммуникативно-речевом поведении Азазелло просматриваются стратегии наказания и искушения. Эти стратегии реализуются, в основном, с помощью тактики фамильярного приказа и эвфемизма. В его высказываниях доминируют грубые тон и манеры.

Бегемот со своей стратегией игрового спора выступает как «украшение» свиты, являясь помощником других инфернальных героев. Ему свойственны разные социальные маски в коммуникации с москвичами (маски хулигана и чиновника) и высокий книжный стиль в общении с остальными инфернальными героями.

Гелла, хотя и второстепенный персонаж, также выступает как орудие Воланда. Она презирает и наказывает москвичей. В ее речевом поведении доминирует стратегия наказания, которая реализуется с помощью тактики отстранения.

Для Булгакова инфернальные герои являются средством, позволяющим осуществить критику представителей власти и выступить против цензуры.

В перспективе возможно изучение коммуникативно-речевого поведения дьявола в русской литературе, сопоставление речевого поведения Воланда с речевым поведением дьявола в произведениях, которые послужили источниками для создания романа «Мастер и Маргарита».