Вернуться к Ю.Д. Коваленко. Когнитивная категория художественного пространства и её репрезентация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Выводы

1. С позиций когнитологии пространство выступает для человека самой большой по своим масштабам и самой важной для восприятия мира и всей жизнедеятельности человека целостностью. Мы разделяем мнение исследователей о первичности идеи пространства по отношению к времени.

Пространство как когнитивная категория включает понятия объекта и места. Объект представляет собой ограниченную часть пространства, обладающую целостностью, перцептуальной самостоятельностью и определенностью. Место — часть пространства, занимаемого объектом и ограничиваемая им. Эти понятия, объективизируясь в языке, связаны с понятием локума (локуса).

2. Существует два понимания пространства — по Ньютону (пространство принадлежит физике и геометрии) и по Лейбницу (пространство относится к области человеческих представлений о мире). В лингвистических исследованиях подход к понятию пространства чаще представляется синкретично: в нём совмещаются черты обеих трактовок пространства.

Понятия места, объекта и субъекта лежат в основе пространства как когнитивной категории и формируют «первичные» концепты «пространственного языка». Эти концепты в свою очередь участвуют в создании «простейшей» концептуальной структуры категории пространства, которая становится основой для развития иных типов пространства.

3. Концепт — это сложное, целостное, непрерывно формирующееся ментальное образование, универсальное по природе, обладающее большой обобщающей силой, находящее своё материальное воплощение в словах-терминах или образах культуры.

В работе мы рассматриваем концепты художественного текста, которые определяем как иерархизованные совокупности смыслов, воплощённые в художественном тексте и содержащие эстетически преобразованные автором представления о мире.

4. В связи с объектом исследования — художественным текстом — особое значение приобретает специфика способов интерпретации текста в соответствии с когнитивным подходом к анализу языковых единиц. В главе приводятся и анализируются исследовательские приемы концептуального анализа; определяются и разводятся понятия концептуализация и категоризация. Под концептуализацией понимается процесс выделения минимальных единиц человеческого опыта в их идеальном содержательном представлении; категоризация предполагает объединение единиц, проявляющих сходство или тождество, в более крупные разряды — категории. Формулируются различные подходы к категоризации и структуре категорий (концепции Э. Рош, Дж. Лакоффа, А. Вежбицкой).

Мы разграничиваем понятия концептуальное пространство и семантическое пространство текста. При этом концептуальное пространство рассматривается как интерпретация семантического пространства.

5. В главе систематизируется соотношение понятий художественное пространство, текстовое пространство и концептуальное пространство.

Предлагается методика анализа репрезентации пространства, в соответствии с которой формулируются определение ключевой категории текста — когнитивной категории художественного пространства, понятие репрезентации пространства; вводятся и определяются критерии репрезентации пространства, концептуальная схема. Предлагаются два аспекта рассмотрения концептуального пространства произведения — статический и динамический. В связи со статическим аспектом формулируются понятия базовая и усложненная структуры концептуального пространства текста, инвариантная и вариантная схемы.

6. В исследуемом романе М. Булгакова «Белая гвардия» когнитивная категория художественного пространства репрезентирована концептуальной схемой «Дом — Город — Вселенная».

Для анализа категории и формирующих ее концептов мы ввели понятия физического, психологического и эстетического критериев репрезентации пространства. Каждому из них соответствует своя система концептуальных смыслов, выстроенных в бинарные оппозиции. Выделено шесть оппозиций смыслов, объединенных физическим критерием: 1) «тепло — холод», 2) «свет — тьма», 3) «уют — отсутствие уюта», 4) «замкнутость — разомкнутость», 5) «упорядоченность — хаотичность», 6) «время — безвременье»; три оппозиции концептуальных смыслов, характеризующих в соответствии с психологическим критерием: 1) «свое — чужое», 2) «духовное — бездуховное», 3) «покой — тревога»; одна оппозиция смыслов эстетического критерия — «красота — уродство».