Вернуться к С.А. Жукова. Ирония в романах М.А. Булгакова («Театральный роман», «Жизнь господина де Мольера», «Мастер и Маргарита»)

Литература

1. Автономова Н.С. Возвращаясь к азам // Вопр. филос. — 1993. — № 3. — С. 17—22.

2. Аристотель. Поэтика // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. — М., 1983. Т. 4. — С. 90, 139—141, 323—324.

3. Атеистический словарь. — М.: Политиздат, 1985. — 512 с.

4. Арьев А. «Что пользы, если Моцарт будет жив...» // Звезда. — 1968. — № 12. — С. 192—203.

5. Бабичева Ю.В. Свобода творчества и бессудная власть («Кабала святош» М. Булгакова) // Творчество Михаила Булгакова / Под ред. д-ра филол. наук Ю.В. Бабичевой, д-ра филол. наук Н.Н. Киселева. — Томск, 1991. — С. 79—91.

6. Барков А.Н. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической культуры: (Литературно-детективный этюд). — Киев, 1990. — 68 с.

7. Барков А. О чем говорят парадоксы // Лит. обозрение. — 1991. — № 5. — С. 66—70.

8. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. — М., 1990. 542 с.

9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство. — 1979. — 424 с.

10. Белобровцева И.З. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: Конструктивные принципы организации текста: Дис. ... канд. филол. наук. — Тарту, 1997. — 168 с.

11. Белозерская — Булгакова Л.Е. Воспоминания. — М.: Худож. литература, 1989. — 222 с.

12. Белозерская — Булгакова Л.Е. Страницы жизни // Воспоминания о М. Булгакове: Сборник. — М., 1989. — С. 192—236.

13. Бергсон А. Смех. — М.: Искусство, 1992. — 127 с.

14. Бессонова М.И. Лейтмотивы как форма выражения авторской позиции в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Дис. ... канд. филол. наук. — М., 1996. — 189 с.

15. Библия. Иов. Гл. 1:6 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета / Канонические. — М.: Изд. Всесоюзн. Совета, 1968. — 296 с.

16. Библия. Откровение Иоанна Богослова. Гл. 20: 1, 2, 3, 7, 9, 10 // Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета / Канонические. — М.: Изд. Всесоюзн. Совета, 1968. — 296 с.

17. Блок А. Ирония // Блок. Собр. соч.: В 8 т. М.—Л., 1962. — Т. 5. — С. 345—349.

18. Болдина Л.И. Ирония как вид комического: Дис. ... канд. филол. наук. — М., 1981. — 169 с.

19. Бонецкая Н.К. Проблемы методологии анализа образа автора // Методология анализа литературного произведения. — М.: Наука, — 1988. — 348 с.

20. Борев Ю.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. — М., 1970. — С. 98—107.

21. Бочаров А. Сообщительность иронии // Вопр. литературы. — 1980. — № 12. — С. 74—114.

22. БПБ 1993 — Большой путеводитель по Библии / Пер. с нем. — М.: Республика, 1993. — 479 с.

23. Бугрина Н. К вопросу о характере вымысла биографического романа [На примере романа «Жизнь господина де Мольера»] // Жанровое многообразие художественной литературы. — Саратов, 1991. — С. 76—84.

24. Буланов А.М. «Ум» и «сердце» в русской классике: Соотношение рационального и эмоционального в творчестве А.И. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. — Саратов: СГУ, 1992. — 157 с.

25. Булгаков М.А. Письма. Жизнеописание в документах. — М.: Современник, 1989. — 576 с.

26. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5-ти т. — М.: Худож. литература, 1989—1990.

27. М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени: Сб. статей / Сост. А. Нинов. — М.: СТД РСФСР, 1988. — 496 с.

28. Булгаков М. Под пятой: Мой дневник // Театр. — 1990. — № 2. — С. 143—161.

29. Булгаков 1991а — Булгаков М.А. Пьесы. — М.: Сов. писатель 1991. — 800 с.

30. Булгаков М.А. Грядущие перспективы // Булгаков М.А. Собачье сердце: Роман. Повести. Рассказы. — М.: Эксмо-Пресс, 1999. — 683 с.

31. Булгакова Е.С. О пьесе «Бег» и ее авторе // Воспоминания о М. Булгакове: Сборник. — М., 1988. — С. 381—390.

32. Булгакова Е.С. Дневник Елены Булгаковой. — М.: Изд-во «Кн. палата», 1990. — 400 с.

33. Бурмистров А.С. К биографии М.А. Булгакова (1891—1916) // Контекст 1978. — М.: Наука, 1978. — С. 249—266.

34. Бурмистров А.С. К биографии М.А. Булгакова (1916—1918) // Творчество Михаила Булгакова. Кн. 1. — Л., 1991. — С. 5—23.

35. Бурмистров А.С. Новые страницы Михаила Булгакова // Нева. — 1999. — № 2. — С. 220—224.

36. Бэлза И.Ф. Генеалогия «Мастера и Маргариты» // Контекст 1978. — М.: Наука, 1978. — С. 156—248.

37. Бэлза И.Ф. К вопросу о пушкинских традициях в отечественной литературе (на примере произведений М.А. Булгакова) // Контекст 1980. — М., 1981. — С. 191—243.

38. Бэлза И.Ф. Партитуры Михаила Булгакова // Вопр. литературы. — 1991. — № 5. — С. 55—83.

39. БЭС 1991 — Большой энциклопедический словарь. В 2-х т. — М.: Сов Энциклопедия, 1991.

40. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? / Постмодернизм и культура. Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. — 1993. — № 3. — С. 3—7.

41. Вахитова Т.М. Проблема власти в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. Исследования и материалы. Кн. 2. — СПб., 1994. — С. 74—90.

42. Виленкин В. Незабываемые встречи // Воспоминания о М. Булгакове: Сборник. — М., 1988. — С. 282—308.

43. Воспоминания о М. Булгакове. Сборник. — М.: Сов. писатель, 1988. — 528 с.

44. Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». — М.: Худож. литература, 1991. — 222 с.

45. Вулис А.З. Остроумие // Литературный энциклопедический словарь. — М., 1987. — С. 262.

46. Высочина Е.И. Художественное мышление как комплексная проблема // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения — 1986: Человек — природа — искусство. — Л.: Наука, 1986. — С: 255—260.

47. Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. — М.: Наука, 1978. — 288 с.

48. Гаврюшин Н. Литостротон, или Мастер без Маргариты // Вопросы литературы. — 1991. — № 8. — С. 75—88.

49. Гайденко П. Экзистенциализм // Философская энциклопедия. — М., 1970. Т. 5. — С. 538—542.

50. Гапоненков А.А. Проблема жанрового синтеза в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»: Дис. ... канд. филол. наук. — Саратов, 1995. — 198 с.

51. Гдешинский А.П. Цит. по: Земская Е.А. Из семейного архива // Воспоминания о М. Булгакове: Сборник. — М., 1988. — С. 41—93.

52. Гегель Г.В.Ф. Ирония // Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х т. Т. 1. — М., 1968. — С. 69—75.

53. Голенищев-Кутузов И.Н. Ирония и Зощенко // Русская словесность. — 1995. — № 3. — С. 18—20.

54. Голубков М.М. Русский литературный процесс 1920—30 гг. как феномен национального сознания: Автореф. дис. ... докт. филол. наук. — М., 1995. — 48 с.

55. Гофман Э.Т.А. «Жак Калло» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. — М.: Изд-во Московск. ун-та, 1980. — С. 175—176, (174—224).

56. Грейвс Р. Мифы древней Греции / Под ред. и с послесловием А.А. Тахо-Годи. — М.: Прогресс, 1992. — 624 с.

57. Грознова Н.А. Повесть «Собачье сердце» в литературном контексте 20-х годов // Творчество Михаила Булгакова: Материалы. Исследования. Библиография. Кн. 1. — Л., 1991. — С. 43—63.

58. Грознова Н.А. М. Булгаков и критика его времени: По материалам булгаковских альбомов // Творчество Михаила Булгакова: Исследования и материалы. Кн. 2. — СПб., 1994. — С. 5—33.

59. Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас // Вопр. философии. — 1993. — № 3. — С. 28—35.

60. Гудкова В.В. Повести Михаила Булгакова [Комментарии] // Булгаков М.А. Собр. соч. В 5 т. Т. 2. — М., 1989. — С. 664—693.

61. Гудкова В. Истоки: Критические дискуссии по поводу творчества М.А. Булгакова: от 1920-х к 1980-м // Лит. обозрение. — 1991. — № 5. — С. 3—11.

62. Гуткина Н.Д. Русская история как «известный порядок вещей»: Щедринские традиции в «Белой гвардии» М. Булгакова // Русская словесность. — 1998. — № 1. — С. 22—26.

63. Дземидок Б. О комическом. — М., 1974. — 223 с.

64. Долматова О.А. Драматургия М.А. Булгакова: формы взаимодействия с русской литературной традицией: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. — М., 2001. — 16 с.

65. Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие. — М., 2000.

66. Ермолинский С. О Михаиле Булгакове // Театр. — 1966. — № 9. — С. 79—97.

67. Ермолинский С.А. Из записок разных лет: Михаил Булгаков. Николай Заболоцкий. — М.: Искусство, 1990. — 256 с.

68. Ершов Л.Ф. Ранняя сатира Михаила Булгакова // Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. — Л., 1991. — С. 23—43.

69. Ерыкалова И. Источники, черновая рукопись, текстология; Комментарии // Булгаков М.А. Собр. соч. В 5 т. Т. 4. — М., 1990. — С. 635—645.

70. Жирмунская Н. Жизнь господина де Мольера: История создания и публикации [Комментарии] // Булгаков М.А. Собр. соч. В. 5 т. Т. 4. — М., 1990. — С. 631—634, 645—659.

71. Жирмунский В.М. Проблема эстетической культуры в произведениях гейдельбергских романтиков // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур. — Л.: Наука. 1981. — С. 62—75.

72. Житомирская С.В. Конец сюжета: Вокруг архива М.А. Булгакова // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 38. — С. 212—229.

73. Зверев А. Смеющийся век // Вопр. литературы. — 2000. — Июль—август. — С. 3—37.

74. Земская Е.А. Из семейного архива // Воспоминания о М. Булгакове: Сборник. — М., 1988. — С. 41—92.

75. Золотоносов М. «Сатана в нестерпимом блеске...» // Лит. обозрение. — 1991. — № 5. — С. 100—107.

76. Зольгер К.-В.-Ф. Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве. — М.: Искусство, 1978. — 432 с.

77. Иванова К.Н. Ирония в художественном мире Георгия Иванова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Ставрополь, 1999. — 18 с.

78. Иваньшина Е.А. Автор — текст — читатель в творчестве Михаила Булгакова 1930-х годов («Адам и Ева», «Мастер и Маргарита»): Дис. ... канд. филол. наук. — Воронеж, 1998. — 295 с.

79. Каверин В. Михаил Булгаков и его Мольер // Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. — М., 1962. — С. 225—232.

80. Казаркин А.П. Истолкование литературного произведения: Вокруг «Мастера и Маргариты» М. Булгакова. — Кемерово: Изд-во Кемеровск. гос. ун-та, 1988. — 84 с.

81. Казаркин А.П. Типы авторства в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. — Томск, 1991. — С. 11—27.

82. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. — М.: Высш. шк., 1983. — 240 с.

83. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1990. — С. 222—318.

84. Кант И. Религия в пределах только разума // Величие здравого смысла. Человек эпохи просвещения. — М., 1992. — С. 264—276.

85. Карасев Л.В. Сегодня и завтра / Постмодернизм и культура. Материалы «круглого стола» // Вопр. философии. — 1993. — № 3. — С. 12—16.

86. Катаев В. Алмазный мой венец // Новый мир. — 1978. — № 6.

87. Кацис Л. «...О том, что никто не придет назад» (Предреволюционный Петербург в «Белой гвардии» М.А. Булгакова) // Лит. обозрение. — 1991. — № 5. — С. 78—86.

88. Кертис Джулия. Романтическое видение // Лит. обозрение. — 1991. — С. 24—28.

89. Козлов Н.П. Об авторской активности в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Содержательность художественных форм. — Куйбышев, 1987. — С. 64—72.

90. Колесникова Ж.Р. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозная философия начала XX века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Томск, 2001. — 15 с.

91. Кононенко Е.И. Ирония как эстетический феномен: Дис. ... канд. философ. наук. — М., 1987. — 193 с.

92. Кораблев А. Тайнодействие в «Мастере и Маргарите» // Вопр. литературы. — 1991. — № 5. — С. 35—54.

93. Красавченко Т.Н. Михаил Булгаков в своем отечестве (О литературоведении 80-х годов и не только о нем) // Михаил Булгаков: Современные толкования. К 100-летию со дня рождения. 1891—1991. — М., 1991. — С. 25—84.

94. Крючков В. «Мастер и Маргарита» и «Божественная комедия»: К интерпретации эпилога романа М. Булгакова // Русская литература. — 1995. — № 3. — С. 225—229.

95. Крючков В. «Он не заслужил света, он заслужил покой...» // Литература в школе. — 1998. — № 2. — С. 54—61.

96. Кушлина О., Смирнов Ю. Магия слова (Заметки на полях романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Памир. — 1986. — № 5. — С. 152—157, № 6. — С. 109—123.

97. Кьеркегор С. О понятии иронии // Логос. — 1993. — № 4. — С. 176—198.

98. Лазарева М.А. «Смех» Михаила Булгакова (Критерии художественности «Мастера и Маргариты») // Филол. науки. — 1999. — № 2. — С. 26—35.

99. Лакшин В.Я. Булгакиада. — М.: Правда, 1987. — 48 с.

100. Лакшин В.Я. Елена Сергеевна рассказывает... // Воспоминания о М. Булгакове: Сборник. — М.: Сов. писатель, 1988. — С. 412—420.

101. Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч. В 5 т. Т. 1. — М.: Худож. литература, 1989. — С. 5—68.

102. Лейни Р.Н. Ирония в романе В. Набокова «Дар» // Русский роман XX века: Духовный мир и поэтика жанра / Сб. научн. трудов. — Саратов, 2001. — С. 134—140.

103. Лесскис Г. Последний роман Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч. В 5 т. Т. 5. — С. 607—664.

104. Лесскис Г. «Мастер и Маргарита» Булгакова: Манера повествования, жанр, макрокомпозиция // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. — Т. 38. — М., 1979. — № 1. — С. 52—59.

105. Лесскис Г. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»: Комментарии. — М.: ОГИ, 1999. — 427 с.

106. Лосев А.Ф. То же. Ирония // Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. В 2-х кн. Кн. 2. — М., 1994. — С. 441—462.

107. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. — М.: Искусство, 1965. — 374 с.

108. ЛЭС 1987 — Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 750 с.

109. М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени: Сборник статей / Сост. А. Нинов. — М.: СТД, 1988. — 492 с.

110. Макарова Г.В., Абрашкин А.А. Тайнопись в романе «Мастер и Маргарита». — Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. ун-та, 1997. — 79 с.

111. Макарян А. О сатире. — М.: Сов. писатель, 1967. — 276 с.

112. Малахов В. Гавань у поворота времен: Онтология Дома в «Белой гвардии» Михаила Булгакова // Вопр. литературы. — 2000. — № 4. — С. 326—336.

113. Марков П.А. В Художественном театре: Книга Завлита. — М.: Изд-во ВТО, 1976. — 607 с.

114. Марков П.А. Булгаков и театр // Воспоминания о М. Булгакове: Сборник. — М., 1988. — С. 239—243.

115. Маслов В.П. Скрытый лейтмотив романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Изв. АН. Сер. лит. и яз. — 1995. Т. 54, № 6. — С. 52—55.

116. Менглинова Л.Б. Гротеск в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. — Томск, 1991. — С. 49—78.

117. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару). — СПб.: Лениздат, 1993. — 384 с.

118. Михаил Булгаков: Современные толкования. К 100-летию со дня рождения (1891—1991). Сборник обзоров / ИНИОН АН СССР. — М., 1991. — 244 с.

119. Мягков Б.С. Герои и прототипы «Театрального романа» // Культура. — Самара, 1992. — № 27. — С. 6, 10—11.

120. Неизвестный Булгаков. — М.: Кн. палата, 1993. — 463 с.

121. Немцев В.И. Михаил Булгаков: Становление романиста. — Изд-во Саратовского ун-та, Самарский филиал, 1991. — 164 с.

122. Немцев В.И. Поэтика М.А. Булгакова как эстетическое явление: Дис. ... докт. филол. наук (в виде научного доклада). — Волгоград, 1999. — 72 с.

123. Николаева А.В. О «Москве краснокаменной» М.А. Булгакова // Рус. речь. — 2000. — № 3. — С. 29—31.

124. Никольский С.В. Научная фантастика и искусство иносказания // Советское славяноведение. — М., 1992. — № 1. — С. 57—71.

125. Никольский С.В. В зеркале иронии и сатиры (скрытые мотивы и аллюзии в прозе М. Булгакова) // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1995. — Т. 54. — № 2. — С. 51—57.

126. Никольский С.В. Притчи о новых Адамах. Из истории антиутопий XX века: (Братья Чапеки, А. Толстой, М. Булгаков) // Славяноведение. — М., 1997. — № 3. — С. 85—99.

127. Никольский С.В. На грани метафор и аллюзий (О некоторых зашифрованных мотивах в антиутопиях Булгакова) // Изв. АН. Сер. лит. и яз. 1999. — Т. 58. — № 1. — С. 11—19.

128. Никольский С.В. Над страницами антиутопий К. Чапека и М. Булгакова (Поэтика скрытых мотивов). — М., 2001. — 176 с.

129. Новалис. Фрагменты // Литературные манифесты западно-европейских романтиков. — М., 1980. — С. 94—101.

130. Новиков В.В. Михаил Булгаков — художник. — М.: Моск. рабочий, 1996. — 357 с.

131. Новикова Н.А. Романтическая традиция Э.Т.А. Гофмана в творчестве М.А. Булгакова: Дис. ... канд. филол. наук. — Н. Новгород, 1999. — 205 с.

132. Откровение [Примечания и комментарии: Откровение 21: 12, 16] // Новый Завет / Восстановительный перевод. — Анахайм, 1998. — 1458 с.

133. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: АЗЪ, 1995. — 928 с.

134. Павлова О.А. Гоголь и Булгаков: Проблема жанрового мышления: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Волгоград, 1998. — 29 с.

135. Паси И. Ирония как эстетическая категория // Марксистско-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. — М., 1980. — С. 60—84.

136. Пенкина Е.О. Мифопоэтика и структура художественного текста в философских произведениях М.А. Булгакова: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — М., 2001. — 31 с.

137. Пермякова Н.А. Булгаковская дьяволиада в интертекстуальном изучении: Дис. ... канд. филол. наук. — М., 1997. 239 с.

138. Петелин В.В. Возвращение Мастера: Статьи о М.А. Булгакове. — М., 1986. — 48 с.

139. Петелин В.В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество. — М., 1989. — 683 с.

140. Петренко А.Ф. Сатирическая проза М.А. Булгакова 1920-х годов: Поэтика комического: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Ставрополь, 2000. — 22 с.

141. Петровский М. Смех под знаком Апокалипсиса: М. Булгаков и «Сатирикон» // Вопр. литературы. — 1991. — № 5. — С. 3—83.

142. Петровский М. Дело о «Батуме» // Театр. — 1990. — № 2. — С. 161—168.

143. Пивоев В.М. Ирония как эстетическая категория: Дисс. ... канд. философ. наук. — Л., 1981. — 170 с.

144. Пигулевский В.О. Эстетический смысл иронии в искусстве (от романтизма к постмодернизму): Дис. ... докт. философ. наук. — М., 1992. — 311 с.

145. Поспелов Г.Н. Смех Гоголя // Николай Васильевич Гоголь: Сб статей. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1954. 228 с.

146. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. — М.: Высш. шк., 1990. — 342 с.

147. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. — М., 1997. — 287 с.

148. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Проза. — М.: Худож. литература, 1987. — С. 45—101.

149. Ребель Г.М. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1995. — 23 с.

150. Рожкова Т.В. Жанр историко-биографического романа в творчестве М. Булгакова («Жизнь господина де Мольера») // Писатель в литературном процессе: Межвуз. сб. научн. трудов. — Вологда, 1991. — С. 132—139.

151. Романов Б.. Вальпургиева ночь // Наука и религия. — 1998. — № 4. — С. 46—48.

152. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. — М., 1996. — 279 с.

153. Рощина О.С. Иронический модус художественности // Молодая филология — 2: Сб. научн. трудов / Под ред. В.И. Тюпы. — Новосибирск, 1998. — С. 3—14.

154. Рубина С.Б. Ирония как системообразующее начало драматургии Е. Шварца: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Горький, 1989. — 15 с.

155. Рязанова Л.А. Пришвин о Гоголе // Гоголь: история и современность. — М.: Сов. Россия, 1985. — С. 469—483.

156. Сахаров В. За кулисами «Театрального романа»: (По архивным материалам) // Реалист. — М., 1997. — Вып. 2. — С. 256—266.

157. Сергиенко А.В. О природе иронии как проявлении импликации (на материале прозы Г. Гейне) // Семантические процессы на разных уровнях языковой системы: Межвуз. сб. научн. трудов. — Саратов, 1994. — С. 157—163.

158. СЛТ 1974 — Словарь литературоведческих терминов. — М., 1974. — 509 с.

159. Смелянский А. Михаил Булгаков в Художественном театре. — М.: Искусство, 1986. — 384 с.

160. Смелянский А. Записки покойника: Театральный роман: [Комментарий] // Булгаков М.А. Собр. соч. В 5 т. Т. 4. — М., 1990. — С. 662—680.

161. Смирнова А.И., Павлова О.А. «Городской миф» у Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова // Вестник Волгоградского ун-та. Сер. 2. Филология. — Волгоград, 1998. — Вып. 3. — С. 101—108.

162. Соколов Б. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. — М.: Наука, 1991. — 176 с.

163. Соколов Б. Три жизни Михаила Булгакова. — М.: Эллис Лак, 1997. — 432 с.

164. Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид; Миф, 2000. — 592 с.

165. Соколянский М.Г. Ирония в романе «Евгений Онегин» // Изв. АН. Сер. лит. и яз. — 1999. — Т. 58. — № 2. — С. 34—43.

166. Сумерки иронии. Ирония вчера, сегодня, завтра // Культура. — Самара, 1992. — № 6. — С. 11—12.

167. Сухих И. Евангелие от Михаила // Звезда. — 2000. — № 6. — С. 213—225.

168. Тамарченко М.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения. — М.: РГГУ, 2001. — 467 с.

169. Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография / РАН. Ин-т рус. литературы (Пушкинский Дом). — Л.: Наука, 1991. — Кн. 1. — 448 с.

170. Творчество Михаила Булгакова. Исследования и материалы / РАН. Ин-т рус. литературы (Пушкинский Дом). — СПб.: Наука, 1994. — Кн. 2. — 382 с.

171. Творчество Михаила Булгакова. Исследования. Материалы. Библиография / РАН. Ин-т рус. литературы (Пушкинский Дом). — СПб.: Наука, 1995. — Кн. 3. — 368 с.

172. Творчество Михаила Булгакова. Сб. статей / Под ред. Ю.В. Бабичевой и Н.Н. Киселева. — Томск, 1991. — 160 с.

173. Титкова Н.Е. Проблема русской литературной традиции в драматургии М.А. Булгакова: Дис. ... канд. филол. наук. — Н. Новгород, 2000. — 215 с.

174. Тюпа В.И. Аналитика художественного. Введение в литературоведческий анализ. — М.: Лабиринт, 2001. — 192 с.

175. Файман Г. Михаил Булгаков: «Я могу быть одним — писателем...» // Театр. — 1990. — № 2. — С. 143—144.

176. Файман Г. На полях исследований о Булгакове // Вопросы литературы. — 1981. — № 12. — С. 195—211.

177. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX вв. Трактаты, статьи, эссе. — М.: МГУ, 1987. — 511 с.

178. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. — М., 1978. — С. 234—278.

179. ФС 1987 — Философский словарь. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.

180. Фуксон Л.Ю. Комическое литературное произведение. — Кемерово, 1993. — 95 с.

181. Хализев В.Е. Теория литературы. — М., 1999. — 398 с.

182. Химич В.В. Образ автора в произведении «Жизнь господина де Мольера» // Проблема автора в художественной литературе: Тезисы докладов регион. Межвуз. научн. конференции. — Ижевск, 1990. — С. 112—113.

183. Химич В.В. «Странный реализм» М. Булгакова. Екатеринбург, 1995. — 234 с.

184. Хрулев В.И. Мысль и слово Леонида Леонова. — Изд. Саратов. ун-та. — 1989. — 188 с.

185. Хрулев В.И. Проблема художественного мышления: Пути исследования. — Уфа, 1993. — 88 с.

186. Чавчанидзе Д. Ирония // Словарь литературоведческих терминов. — М., 1974. — С. 184—189.

187. Чудакова М.О. Архив М.А. Булгакова: Материалы для творческой биографии писателя // Гос. библиотека СССР им. В.И. Ленина: Записки Отдела рукописей. — Вып. 37. — М., 1976. — С. 25—151.

188. Чудакова М.О. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вопр. литературы. — 1976. — № 1. — С. 218—253.

189. Чудакова М.О. Опыт реконструкции текста М.А. Булгакова // Памятники культуры: Новые открытия. — М., 1977. — С. 93—106.

190. Чудакова М.О. Библиотека М. Булгакова и круг его чтения // Встречи с книгой. — М., 1979. — С. 244—300.

191. Чудакова М.О. Общее и индивидуальное, литературное и биографическое в творческом процессе М.А. Булгакова // Художественное творчество: Вопросы комплексного изучения. — 1982. — Л.: Наука, 1982. — С. 133—150.

192. Чудакова М.О. Неоконченное сочинение М. Булгакова (публ. нов. «Тайному другу») // Новый мир. — 1987. № 8. — С. 164—201.

193. Чудакова М.О. Гоголь и Булгаков // Н.В. Гоголь: История и современность: К 175-летию со дня рождения. — М., 1985. — С. 360—388.

194. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., 1988. — 672 с.

195. Чудакова М. Тайному другу // Булгаков М.А. Собр. соч. В 5 т. — Т. 4. 1990. — С. 681—685.

196. Чудакова М.О. Булгаков и его интерпретаторы // Михаил Булгаков: Современные толкования. К 100-летию со дня рождения. 1891—1991. Сборник обзоров / ИНИОН АН СССР. — М., 1991. — С. 5—24.

197. Чуич Н.Н. Парадоксы интерпретации иронического текста // Понимание и интерпретация текста. — Тверь, 1994. — С. 123—129.

198. Шаргородский С. Заметки о Булгакове // Новое лит. обозрение. — 2000. — № 1. — С. 218—227.

199. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. — В 2-х т. Т. 1. — М., 1983. — 479 с.

200. Шпагин П.И. Ирония // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. — М.: Сов. Энциклопедия, 1966. — Т. 3. — С. 179—182.

201. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда. — 1996. — № 8. — С. 166—188.

202. Яблоков Е.А., Чун Ен.Хо. О роли безличности в истории: Толстовский подтекст в романах Михаила Булгакова // Лит. обозрение. — 1997. — № 2. — С. 39—45.

203. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. — М.: РГТУ, 1997. — 198 с.

204. Яблоков Е.А. Проза Михаила Булгакова: Структура художественного мира: Дис. ... докт. филол. наук. — М., 1997. — 490 с.

205. Яблоков Е.А. «Двусмысленные» названия в художественных произведениях М.А. Булгакова // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. — Тверь, 1998. — № 4. — С. 74—85.

206. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 424 с.

207. Яновская Я.М. Творческий путь Михаила Булгакова. — М.: Сов. писатель, 1983. — 320 с.

208. Яновская Я.М. [Без названия] // Булгаков М. Собрание соч. В 5 т. Т. 5. — М., 1990. — С. 665—669.

209. Alleman B. Ironie als literarisches Prinzip. — In: Ironie und Dichtung. München, 1970. — S. 16—24.

210. Brooks C. Irony as principle of Strukture // Literary opinion in America. N. Y., 1962. V. II. P. 729—741.

211. Muecke D. Irony and the ironic. — N.Y., 1982. — P. 4—19.