Вернуться к О.Е. Этингоф. Иерусалим, Владикавказ и Москва в биографии и творчестве М.А. Булгакова

1. 1920-е годы, Москва и Трапезунд

По периоду начала 1920-х годов о деятельности Б.Е. Этингофа известно далеко не все, но несколько этапов его работы в Москве подтверждаются документами. Как уже говорилось, осенью 1920 г. он приехал из Владикавказа и оформился на работу в Наркомпрос в качестве уполномоченного по Кавказу. Как долго он проработал в Наркомпросе, неясно. Весной 1921 г. он работал в НКИДе (Наркоминделе). В марте 1921 г. Б.Е. Этингоф был командирован в Грузию от НКИДа в качестве сотрудника Отдела Востока, о чем рассказывал А.С. Енукидзе:

Тов. Этингофа я впервые увидел в Харькове. Он пришел в вагон, в котором я ехал, познакомился и сообщил, что едет в Грузию по командировке Наркоминдела забрать архив Министерства иностранных дел б. Грузинского правительства1.

Дальше в том же 1921 г. с конца апреля по август Б.Е. Этингоф работал в Наркомнаце заведующим отделом учебных заведений и ученых обществ, т. е. выполнял те функции, которые предполагались для него в 1920 г. в Наркомпросе2. Руководил Наркомнацем сам И.В. Сталин, с которым Б.Е. Этингоф был хорошо знаком и ранее3. Известно также, что с лета или осени 1921 и в 1922 г. Б.Е. Этингоф был прикреплен к агитотделу МК РКП, т. е. занимался пропагандистской работой4.

С 21.06.1922 г. по 01.05.1923 г. Б.Е. Этингоф — начальник Отдела политического контроля ГПУ РСФСР. В качестве представителя Реввоенсовета в Главлите Б.Е. Этингоф был одним из авторов Инструкции Главлита его местным органам, изданной в ноябре 1922 г.5 Он осуществлял радио- и почтово-телеграфную цензуру6. Однако он недолго удержался в этом грозном учреждении. С 05.05.23 Б.Е. Этингоф — уполномоченный в Главлите7. Тем самым он оказался одним из ведущих чиновников в области цензуры, хотя и не прямо идеологической. Вероятно, эта деятельность Б.Е. Этингофа в качестве цензора отражена С.М. Городецким в образе большевика Цивеса в его романе «Алый смерч», первое издание которого опубликовано в «Роман-газете» в 1927 г.:

На днях, через десять лет после описываемых событий, на углу Тверской я встретил Цивеса. Мы расцеловались. Он растолстел. Работает в социалистической академии <...> Я сказал Цивесу, что написал роман. — Ты смотри там, насчет идеологии! — предупредил он меня, — дай-ка я проверю! Я ведь много редактирую! — Не надо, — сказал я, — я написал все как было8.

С 30 июля 1923 по июнь 1925 г. Б.Е. Этингоф вновь вернулся в Наркомпрос, был назначен Председателем Художественного Совета Госкино, уполномоченным в правлении9.

Никаких документальных или достоверных сведений о контактах М.А. Булгакова и Б.Е. Этингофа в начале 1920-х годов у нас пока, к сожалению, нет. Мы можем лишь предполагать, что знакомство с Б.Е. Этингофом могло как-то помочь устройству писателя в Лито Главполитпросвета10, а также облегчить прохождение цензуры при публикации его ранних произведений. Однако М.А. Булгаков был явно осведомлен о деятельности Б.Е. Этингофа и, вероятно, это отразилось в его творчестве. Об этом речь пойдет в четвертой части.

В 1925 г. Б.Е. Этингоф снова был вызван в НКИД и направлен в качестве генерального консула в Трапезунд до конца 1928 г. Он на четыре года был отдален от московской и российской жизни и жил за границей. Как пишет Н.Б. Этингоф,

на целых четыре года Борис был выброшен из активной жизни. Он попал в тихую заводь захудалого провинциального городка11.

От этого периода сохранились некоторые заметки тех, кто с ним там сталкивался. В воспоминаниях Н. Равича читаем:

В Трапезунде я встретился со своим старым другом — новым генеральным консулом СССР Борисом Евгеньевичем Этингофом. Нам и впоследствии приходилось вместе работать и встречаться до последних дней его жизни. Борис Евгеньевич Этингоф, член партии с 1903 года, был типичным представителем старой ленинской гвардии. Человек высокой культуры, большого обаяния, разносторонне талантливый, владеющий несколькими иностранными языками и незаурядный художник12.

Е.Е. Лансере по пути из Тифлиса в Париж застал Б.Е. Этингофа в Трапезунде в мае 1927 г.:

Вчера в Трапезонде — консул Борис Евгеньевич Эттингоф; жена — блондинка с темными ресницами и нежным цветом лица Наталия Васильевна. Оба любители рисовать (она и певица) и поэтому очень любезны со мною. Приглашали остаться погостить теперь, остановиться на обратном <пути>. Он, будучи наркомом на Сев[ерном] Кавказе в 1918, узнал в застрявшем художнике Л[ансере], разыскивал его. Она читает и ей очень нравится моя «Ангора». Обедали у них. На прощанье получил роскошный букет роз, служащий теперь поводом для острот компании. Зато уж на пароходе сделал с нее <Н.В. Эттингоф> набросок; все нашли, что очень похоже. Из рассказов Эттингофа; из-за запрещения фески были бунты — особенно в Эрзеруме и друг[их] местах — в результате — более 40 повешенных. Пече уже отменено, а с августа будет запрещен и чарчаф, столь характерный и живописный, несмотря на монашескую суровость... По словам Эттингофа, все реформы очень поверхностны. Пока все держится на престиже Ткемаля; он опирается на офицерство. Депутатов все только презирают... <О Софии> Очень эффектна отдельно стоящая колокольня итальянского типа — компанилы. Эттингоф подарил мне фот[ографию] с нее. Над алтарным окном — орел визант[ийского] типа13.

По воспоминаниям дочери, Б.Е. Этингоф, будучи консулом, время от времени посещал в Константинополе полпреда. Подростком она сама однажды ездила туда с отцом и описывала поразившие ее воображение встречи с белоэмигрантами14. На протяжении четырех лет Б.Е. Этингоф периодически приезжал в Москву с отчетами и в отпуск. К сожалению, приходится вновь повторить, что мы не располагаем документальной информацией о его общении с М.А. Булгаковым в этот период. Однако весьма правдоподобно, что Б.Е. Этингоф мог быть для писателя одним из источников информации о жизни русских эмигрантов в Константинополе, использованной для пьесы «Бег». Первая редакция пьесы создавалась как раз в годы пребывания Б.Е. Этингофа в Турции, в 1926—1928 гг.15

Можно сделать еще одно допущение; одним из источников сведений о белых в Константинополе мог быть и Х.-М. Мугуев (знакомый М.А. Булгакову со времен Владикавказа). Он работал в качестве разведчика в том же консульстве в Трапезунде в начале 1920-х годов, а впоследствии опубликовал повесть «Господин из Стамбула»16. Хотя он и придерживался совершенно других политических и идеологических взглядов, но в 1920—1930-х годах вращался в той же писательской среде, что и М.А. Булгаков.

Зимой 1929 г. Б.Е. Этингоф вернулся в Москву из Трапезунда, оказавшись в совершенно новой фазе развития Красной России, к которой он был не совсем готов. С февраля 1929 г. он поступил в ведение ВЦИК. В 1929 г. получил должность заведующего издательством «Власть Советов» и заместителя главного редактора журнала «Власть Советов» ВЦИК, соответствующее удостоверение его датируется 02.03.29, постановление о назначении на эти должности было вынесено 04.03.29 и 16.03.2917. Уже осенью того же года он был освобожден от этих обязанностей, протоколы датируются 25.10.29 и 10.11.2918.

Примечания

1. РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 114631, л. 36—49.

2. «Протокол № 47 заседания коллегии НКН от 24 апреля <...> 14. Текущие дела <...> д) об утверждении Б.Е. Этингофа заведующим отделом учебных заведений и ученых обществ <...>» // Архив новейшей истории России. Сер. «Каталоги». М.: РОССПЭН, 2001. Т. VII. Протоколы руководящих органов Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР 1918—1924 гг.: Каталог документов / Ред. тома В.П. Козлов; отв. сост. И.А. Зюзина. С. 63; «Протокол № 66 заседания коллегии НКН от 11 августа <...> 11. Об освобождении от должности заведующего отделом учебных заведений и ученых обществ Б.Е. Этингофа. (Вопрос был перенесен на следующее заседание, но вновь не ставился на повестку дня).» // Там же. С. 81.

3. «Дорогой тов. Сталин! <...> Я не случайный человек в партии. Вы лично знаете меня по работе в Наркомнаце в 1921—2 г. и еще ранее по моим докладам лично Вам и в комиссии под председ. Влад. Ильича о работе на Сев. Кавказе <...> 2/IV 1937 г.». РГАСПИ, ф. 589, оп. 1, д. 14274, т. 1, л. 112 об.

4. «12/IX 21 г. Резолюция Учетно-Распред. Отдела в распоряжение МК для работы в МОНО в одном из районных отделов». РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 114631, л. 4, 27.

5. 1922 г. Инструкция Главлита его местным органам // Бюллетень официальных распоряжений и сообщений Наркомпроса, 1922. № 1.

6. Абрамов В. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. М.: Яуза: Эксмо, 2005. С. 44.

7. РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 114631, л. 3. «Характеристика на тов. Этингоф, бывш. Представителя в Главлите от ГПУ Сообщается, что тов. Этингоф Представителем ГПУ в Главлите не был, он был представителем Реввоенсовета. В качестве Нач. Политконтроля он имел теснейшую связь с Главлитом, умело улаживал трения, неизбежные в работе ГПУ и Главлита. Мне в качестве Представителя ГПУ в Главлите приходилось работать в теснейшем контакте с тов. Этингоф и свидетельствую, что он работал энергично и проводил директивы ГПУ настойчиво. Положение представителей ГПУ и РВВС в Главлите было в высшей степени трудное. Зав. учетом ответствен. Работн. ГПУ Егоров. 13 сентября 1923 г.». РГАСПИ, ф. 589, оп. 1, д. 14274, т. 1, л. 43.

8. Городецкий С. Алый смерч. С. 292.

9. РГАСПИ, ф. 17, оп. 100, д. 114631, л. 9; ф. 589, оп. 1, д. 14274, т. 1, л. 27, 35—41.

10. Янгиров Р. М.А. Булгаков — секретарь Лито Главполитпросвета // М.А. Булгаков — драматург и художественная культура его времени. С6. статей. М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. С. 225—245. М.Н. Ишков в вымышленном допросе Б.Е. Этингофа в августе 1927 г. приводит фрагмент его диалога со следователем С.Г. Гендиным, согласно которому Б.Е. Этингоф якобы дал рекомендацию писателю для работы в Главполитпросвете: Ишков М.Н. Операция «Булгаков» // URL: http://fictionbook.ru/author/mihail_ishkov/operaciya_bulgakov/read_online.html?page=5

11. Этингоф Н. Портреты сухой кистью. С. 37—38. «Предложили отправиться в Турцию, в заштатный городок Трапезунд, через который велась торговля с Советским Союзом, в качестве консула. В общем, сослали, как ссылали в прежние времена неугодных царям сановников». Этингоф Н. Отец... С. 50—51.

12. Равич Н. Молодость века. Война без фронта. М.: Худ. лит., 1972. С. 501—502. См. также: Этингоф Н. Портреты сухой кистью.

13. Лансере Е.Е. Дневники. Книга вторая: Путешествия. Кавказ: будни и праздники. М.: Искусство — XXI век, 2008. С. 270—273.

14. Этингоф Н.Б. Отец... С. 78—81.

15. Булгаков М. Собрание... Т. 2. С. 730. В.И. Лосев перечисляет источники, которыми пользовался М.А. Булгаков при создании пьесы: рассказы Л.Е. Белозерской, генерала Я.А. Слащова-Крымского, сочинения А.Т. Аверченко, Г.В. Алексеева, И.М. Василевского (Не-Буквы), А.Н. Толстого. Там же. С. 731.

16. Мугуев Х.М. Господин из Стамбула. Новосибирск: Тимур, 1961.

17. «Сводка на т. т., прошедших пост. ЦК по протоколу 104. № 42. Этингоф Б.С. № протокола 103. ЦИК. Работа. 10.28/III.29». РГАСПИ, ф. 17, оп. 74, д. 28, л. 62; ГАРФ, фр. 1235, оп. 138, д. 5779, л. 1а, 3, 4, 6, 2. Анкета Б.Е. Этингофа во ВЦИК 29.04.29.

18. ГАРФ, фр. 1235, оп. 138, д. 5779, л. 7, 8.