Вернуться к Н.В. Березина. Хронотоп ранней прозы М.А. Булгакова: лексический аспект

Заключение

Единство времени и пространства — устоявшийся тезис в современной науке, которой свойственно воспринимать пространство и время как сосуществующие и взаимодополняющие категории мироустройства. Связанные еще с архаической картиной мира представления о неразделимости времени и пространства нашли подтверждение в современных физических теориях и психологических исследованиях. Эта же взаимосвязь обнаруживается и в языке, в построении языковых моделей временных отношений по пространственной схеме. Первичность пространства в языковых построениях объясняется спецификой самих категорий. Пространство доступно непосредственному восприятию, его модели в обыденном сознании устойчивы. Время восприятию недоступно, его модели изменчивы.

Терминологической единицей, оформившей сущностную взаимосвязь времени и пространства в художественном тексте, стал хронотоп. Впервые введенный психологом А.А. Ухтомским данный термин обязан своим появлением на страницах филологических исследований М.М. Бахтину. В искусстве время и пространство — реальности иного ряда: для художественного творчества присущи формы организации, связанные с передачей их как переживания.

В последнее время область применения термина «хронотоп» расширяется: он определяется не только как элемент организации художественного текста, но и как единица концептуальной картины мира, увеличивается число его фиксаций в лексикографических изданиях.

Категории, составляющие хронотоп, являются многомерными смысловыми образованиями, точками пересечения ментального мира культуры и мира человека, их освоение человеческим сознанием связано с возникновением множества объясняющих и репрезентирующих категории концепций. На страницах романа «Белая гвардия», повестей «Дьяволиада», «Роковые яйца», рассказов «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Китайская история», поэмы «Похождения Чичикова» нашли отражение концепции циклического, линейного, многомерного (онейрического) времени, семиотическая концепция времени.

Значимые для всех носителей языка универсалии «время» и «пространство» существуют как культурные концепты, изучение которых невозможно без привлечения методов когнитивной лингвистики. Задачей когнитивной лингвистики является описание и объяснение внутренних когнитивных структур, центральной единицей терминологического аппарата является концепт — «глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания» [Попова, Стернин 2000: 4]. В художественном произведении мы сталкиваемся с художественным концептом, который является порождением текста как саморазвивающейся и самоорганизующейся (синергетической) системы. Художественный концепт — не просто культурный, этнический и даже личностный концепт, а их сложная взаимосвязь. Художественные концепты существуют в произведениях одного автора и формируют его идиостиль. Точкой пересечения содержания культурного и художественного концептов становится лексическое значение слова-имени концепта, в связи с этим предварительный анализ концепта по данным лексикографических источников (толковых, идеографических, фразеологических, ассоциативных и исторических словарей) оказывается той точкой отсчета, которая позволяет вскрыть своеобразие художественного концепта.

Хронотоп произведений М.А. Булгакова формируется концептами «Время» и «Пространство» («Дом», «Город»), содержательными формами которых выступают гештальт, фрейм, мыслительная картинка, схема, сценарий, ассоциативное поле. Лексемы, вербализующие пространственные и временные отношения в ранней прозе М. Булгакова, претерпевают изменения семантической структуры, обретают дополнительные, несловарные семы («колдовство», «обман», «тайна», «беспокойство», «неуверенность», движение», «насилие», «смерть», «страх», «загадочность» и другие), включаются в сложную и разветвленную систему зависимостей, что позволяют им участвовать в формировании и экспликации текстовых смыслов.

Специфика ранней прозы М.А. Булгакова заключается в сосуществовании двух типов хронотопа: реального (являющегося основой, на которой строится сюжетно-событийная канва произведений) и ирреального, фантастического (участвующего в переформировании пространства). Граница между этими хронотопами в мире Булгакова очень зыбкая, переходы из одного в другой могут совершаться мгновенно. Время в условиях булгаковского хронотопа способно деактуализироваться, концентрироваться в одном моменте (например, «момент чуда» в «Белой гвардии», мгновение гибели Мани в «Роковых яйцах»), расширяться до «коридора тысячелетий». Пространство способно сгущаться, «давить» на героев (эпизод сумасшествия Короткова), расширяться до космических пределов (обязательным атрибутом пространства мироздания являются в ранней прозе М.А. Булгакова звезды).

Одними из форм проявления ирреального хронотопа в ранней прозе М. Булгакова являются онейрическое время — время вещих снов и предзнаменований (всегда связано с утром), время болезни (связана с измененным сознанием).

Многочисленные литературные (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Скупой рыцарь», «Пиковая дама», Ф.М. Достоевский «Бесы», И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», Л.Н. Толстой «Война и мир»), исторические (эпоха средних веков, гетман, Людовик XIV, Алексей Михайлович), мифологические (Елена Прекрасная, миф о Минотавре, лабиринт, символика звезд) ассоциации и аллюзии влекут за собой включение в границы хронотопа произведений М.А. Булгакова элементов времени и пространства различных эпох: эпохи Древней Руси («Московское царство»), средних веков (астрология), Петра I (гетман), древнеегипетской и древнегреческой мифологий (Аид, Елена Прекрасная, лабиринт), библейского пространства («райский сад»).

Приметами трансформации реального хронотопа в ирреальный являются зеленый цвет, ночь, вьюга, метель; сужение или расширение реальных границ времени и пространства; появление у предметов свойств, черт и способностей живых существ и наоборот.

Специфика ранней прозы М.А. Булгакова заключается в параллельном существовании нескольких пространственных моделей: Дом, Город (Киев), Москва.

Для пространственной модели «Дом» характерны следующие признаки: «точечность», замкнутость пространства, знаковый характер (дом позиционируется как основа человеческой жизни, единственная защита от событий внешнего мира), подчеркнутая детализация описания, запечатленность образа времени в предметах. Неотъемлемой составляющей пространственной модели «дом» становится художественный предмет. Особую значимость в рамках модели приобретают предметы-символы (часы, лампа (абажур), печь; в новых условиях коммунальной квартиры — примус), которые непосредственно включаются в процесс формирования содержательно-концептуальной и содержательно-подтекстовой информации исследованных произведений.

Пространственную модель «Город» отличают: параметр исключительности; немного размытый, «сказочный» тип изображения; насыщенность традициями, идущими из прежних веков русской старины («мать городов русских», «Запорожская Сечь»); библейская основа описания («райский сад» — «Царский Сад»); разделение жителей на «исконных» и «пришельцев».

Пространственной модели «Москва» свойственны: организация пространства как заколдованного круга, неестественность и искусственность (гигантизм, «воющие» звуки, электрическое освещение), развенчание общенациональных представлений о доминантах пространства (Кремль, Спасская башня), представление жителей как единой серой массы («толпа»).

Константами картины мира М. Булгакова, отраженной в ранней прозе, являются дом № 13 по Алексеевскому спуску и храм Христа Спасителя (в воссоздании внешнего вида используется единый принцип описания — повтор одной и той же языковой формулы в начале и конце произведения).

Содержательно-подтекстовой информация играет ведущую роль в экспликации образа автора. Авторская позиция в подавляющем большинстве случаев представлена имплицитно (через реализацию общекультурных (волк, глобус, крест, метафора «жизньтеатр») и символических представлений (зеркало)) с помощью сосуществования в одном контексте различных точек зрения (полифония)).

Методом обнаружения специфики хронотопа ранней прозы М.А. Булгакова стал концептуальный анализ. В диссертационном исследовании продемонстрирована возможность применения различных видов концептуального анализа художественного текста: гештальтного анализа, анализа когнитивных аналогов текста, лингвокультурологического анализа.

Восстановленный хронотоп ранней прозы М.А. Булгакова служит проводником и автономным средством трансформации и накопления представлений об авторской картине мира.