Вернуться к Е.В. Панаева. Функции специальной лексики в художественном тексте (на материале произведений М.А. Булгакова)

Введение

Термины, терминосистемы и терминология как лексический пласт были предметом анализа многих работ лингвистического содержания как теоретической, так и практической направленности. Однако с течением времени интерес к различным проблемам терминологии неизменно возрастает. Это вызвано необычайным ростом значимости терминологии не только в общелитературном языке, но и в языке художественной литературы, что является прямым отражением особой роли науки в современном обществе.

Изучение употребления научно-терминологической лексики в произведениях М.А. Булгакова представляет значительный интерес, поскольку помогает выявить особенности индивидуально-авторского словоупотребления, индивидуального художественного стиля писателя. Вопрос о профессионально-терминологической лексике и ее роли в художественных произведениях М. Булгакова имеет большое значение, так как термины входят в словарный состав языка творений автора в качестве его неосновной части, при этом они дают весьма интересный материал для характеристики творчества писателя.

На примере одного какого-либо пласта лексики (в данном случае терминологической лексики) можно показать систему употребления конкретных лексических средств, их функциональную, семантическую, стилистическую и экспрессивную подчиненность решению основных идейных задач художественного произведения, поэтому объектом исследования стала специальная лексика, использованная М.А. Булгаковым в его произведениях.

Творчество М.А. Булгакова достаточно хорошо изучено с литературоведческой точки зрения (Ю.Т. Виленский, 1991; В.Я. Лакшин, 1989; В.В. Петелин, 2000; Б.В. Соколов, 2003; М.А. Чудакова, 1988; Е.А. Яблоков, 2001). Однако многие вопросы, касающиеся языковых особенностей произведений М.А. Булгакова, остались вне поля зрения исследователей. К числу таких вопросов можно отнести употребление писателем терминов в художественных произведениях. Именно поэтому предметом данного исследования является терминологическая лексика в системе художественно-выразительных средств произведений М.А. Булгакова.

Объектом наблюдения терминологическая лексика выбрана не случайно. Во-первых, в системе языковых средств произведений она представляет собой сравнительно четкую тематическую группу, достаточно активно используемую. Во-вторых, на её примере особенно отчетливо можно видеть, как привлекаются и используются М. Булгаковым в его произведениях разностилевые средства, как происходит «вживление» терминов в инородную для них ткань художественного произведения.

Исследованию терминов посвящено немало работ. Терминологическая лексика, её место в структуре современного русского языка, проблемы, связанные с её употреблением, рассматриваются в работах С.В. Гринева, 1993; В.П. Даниленко, 1977; Н.З. Котеловой, 1970; Л.Л. Кутиной 1964; В.М. Лейчика, 1986; Л.А. Манерко, 2003; В.Ф. Новодрановой, 2001; В.Н. Прохоровой, 1996; Л.И. Скворцова, 1971; А.В. Суперанской, 2003; В.А. Татаринова 1994—1996; Е.А. Федорченко, 2004; А.Д. Хаютина, 1971; С.Д. Шелова, 1995 и др. Особенности функционирования терминологической лексики в неспециальной литературе рассматриваются в работах Н.А. Васильева, 1989; Т.Н. Дорожкиной, 1988; Л.А. Морозовой, 1986. Тем не менее, изобразительно-выразительные возможности терминов, их значение в системе языковых средств художественных произведений еще не достаточно изучены. Приращения смысла, расширение значений слов есть результат взаимовлияния слов в контексте произведения. Полное понимание художественного текста невозможно без учета этих факторов, поэтому изучение взаимодействия терминов с элементами других функциональных стилей в текстах произведений конкретного автора (в данном случае в произведениях М.А. Булгакова) и выразительных эффектов, возникающих при этом, представляет определенный интерес. Этим обусловлена теоретическая значимость диссертационного исследования.

Терминологическая лексика несет в художественных произведениях серьезную смысловую нагрузку. Однако полного и всестороннего анализа функциональной нагруженности терминов, их отношения к общей системе образных языковых средств в художественной литературе пока еще не имеется. В данной работе делается попытка комплексного, многоаспектного анализа терминов в текстах произведений М.А. Булгакова путем выявления их структурных и семантико-функциональных особенностей, предопределенных подчиненностью идейно-художественному замыслу произведений. В этом видится научная новизна работы.

Актуальность темы исследования определяется тем, что взаимодействие элементов различных функциональных стилей является одной из основных причин появления выразительных эффектов в художественном тексте, поэтому выделение элементов конкретных терминосистем и определение особенностей их функционирования в сфере художественной коммуникации составляет одно из наиболее важных и актуальных направлений современных исследований в области языка художественной литературы.

Цель работы — показать на материале произведений М.А. Булгакова, как используется профессионально-терминологическая лексика в качестве одного из средств художественной изобразительности и провести анализ семантико-стилистических причин появления выразительных эффектов при использовании терминологии.

Достижение поставленной цели реализуется в решении следующих задач:

1) дать определение термина и показать его отличие от общелитературных слов;

2) выделить элементы различных терминосистем в произведениях М.А. Булгакова, определить их категориальное значение и проанализировать их структурные и словообразовательные особенности;

3) охарактеризовать особенности проявления парадигматических отношений внутри терминологической лексики, проследить их семантические связи в текстах анализируемых произведений;

4) определить специфику функционирования терминов в художественном произведении;

5) выяснить изобразительно-выразительные возможности терминов, контрастирующих с контекстом художественного произведения, в том числе рассмотрение образного употребления терминологии, исследование роли терминов в создании юмористического эффекта в языке художественной литературы.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут применяться для анализа произведений других авторов, что будет способствовать расширению знаний об использовании изобразительно-выразительных средств языка в художественных произведениях. Результаты работы могут найти применение на практических занятиях, спецкурсах и спецсеминарах по современному русскому языку, стилистике и лингвистическому анализу художественного текста в вузе, при написании научно-методических пособий и выполнении дипломных и курсовых работ.

Иллюстративный материал был извлечен из текстов произведений М.А. Булгакова методом сплошной выборки, в результате чего была составлена картотека, фиксирующая 2291 словоупотребление в контекстах, отражающих особенности использования терминов в произведениях автора.

Основным методом исследования в диссертационной работе является метод семантико-стилистического анализа терминологической лексики, предполагающий как лингвистический, так и экстралингвистический аспекты исследования. Наряду с этим используется прием лингвистического наблюдения и прием интерпретации языковых фактов.

Основная гипотеза диссертации: термины в художественном тексте могут выполнять не только свою основную номинативную функцию, но и служить средством создания образности, оценочности, создания портретной и речевой характеристики и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Язык художественной литературы как особая сфера речевых действий демонстрирует, что термин — это слово, подчиняющееся законам развитая языка, а терминология — лексическая подсистема литературного языка, имеющая при этом свои отличительные от лексики общелитературного языка признаки.

2. В сфере реального функционирования (в частности в художественном тексте) термины могут быть представлены не только именами существительными, но и словами, выраженными другими частями речи.

3. Терминология, основываясь в целом на общелитературных источниках словообразования, имеет и свои, специализированные способы создания новых наименований.

4. В речи (устной или письменной) действует принцип лексической экономии, и многословные термины в процессе их функционирования подвергаются различным типам трансформации.

5. Употребление термина в художественном тексте свидетельствует о его функциональном равенстве по отношению к другим словам общего языка, а также о том, что он в общелитературном употреблении постепенно становится привычным средством образного мышления, лежащего в основе художественного стиля.

6. В художественном произведении термины, помимо основной своей функции — номинации предметов, процессов, явлений и т. д., могут выполнять и целый ряд других: функцию создания особого «научного колорита», речевой и портретной характеристики, образную и оценочную функцию, а также функцию создания комического.

7. В новом стилевом окружении термин, неэмоциональный по своей природе, может развить эмоционально-экспрессивные оттенки и коннотации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии.

Во введении определяется объект исследования, его актуальность, обозначаются цель и задачи работы, отмечаются научная новизна, теоретическая значимость и практическая ценность, представляются основные положения, выносимые на защиту, указываются материал и методы исследования.

В первой главе излагаются теоретические предпосылки исследования, определяется понятие «термин» и «терминология», рассматриваются особенности функционирования специальной лексики в различных сферах употребления, основные требования, предъявляемые к терминам, а также специфика взаимодействия терминологии с общеупотребительным языком.

Во второй главе терминологическая лексика исследуется в структурно-семантическом, в том числе словообразовательном аспекте, определяется ее состав, производится семантико-тематическая классификация, рассматриваются семантические функции терминов.

В третьей главе анализируются особенности функционирования слов-терминов в системе изобразительно-выразительных средств произведений М. Булгакова, выявляется их роль в выражении идейно-художественного содержания данных произведений.

В заключении подводятся общие итоги проведенного исследования функций специальной лексики в художественном тексте, излагаются его основные выводы, подтверждающие гипотезу и основные положения, выносимые на защиту.

В приложении приводится корпус терминов, извлеченных из произведений М.А. Булгакова. Термины распределяются по областям знаний, дается количество словоупотреблений данных терминов в текстах произведений писателя. В перечень не включены не номинативные употребления терминов, а также профессиональные словоупотребления, примеры которых представлены в картотеке языкового материала.