Вернуться к Е.П. Багирова. Эволюция антропонимикона в текстах разных редакций романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Краткие выводы

Акт создания слова представляется как процесс, связанный со сложным механизмом познавательной деятельности, направленный на образование языковых единиц, служащих для называния и вычленения фрагментов неязыковой действительности. Номинативная деятельность проходит в ментально-знаковой области и состоит из нескольких взаимообусловленных ступеней творчества: от предпосылок именования до реализации его в языковой действительности. В этой связи в теории номинации традиционно рассматриваются следующие основополагающие понятия: принцип номинации, способ номинации и средства номинации.

Исходя из того, что номинация осуществляется в речевой деятельности, субъектами которой является лицо, дающее имя (номинатор), и лицо, его воспринимающее (реципиент), определение процесса номинации может рассматриваться в двух аспектах: ономасиологическом и семасиологическом. При ономасиологическом подходе анализ строится на основе изучения обозначаемой реалии, получившей то или иное именование, и при семасиологическом — в качестве исходного выступает смысл имени в его отношении к обозначаемой реалии. Мотивационную характеристику поэтонимов романа «Мастер и Маргарита» считаем необходимым представить в ономасиологическом аспекте и сопроводить её комментариями семасиологического характера.

Характер номинативного творчества в художественном тексте определяется тем, что он направлен на именование нереальных, выдуманных автором, объектов. Задача писателя состоит в том, чтобы назвать эти объекты таким именем, посредством которого персонаж в сознании реципиента будет связываться с определенным словесным портретом, чертами характера, поступками, мыслями, своеобразной речью. В результате, имя в представлении читателя будет восприниматься как индивидуальное имянаречение, связанное с одним конкретным носителем.

Порождая литературное имя, автор стремится к сохранению в его структуре признаков мотивированности, поскольку они, главным образом, предопределяют прочтение денотата. Собственное имя опирается в своей способности к означиванию на представление о референте именования как совокупности свойств, одно или несколько из которых служат основанием номинации. По сравнению с другими номинациями оно обладает неоценимыми свойствами наглядности, зрительного представления обозначаемого.

Исследование мотивации имени собственного связано с выделением в его структуре мотивировочного признака и выявлением на его основе мотива номинации. Под мотивом номинации понимаем отраженную в антропониме экстралингвистическую причину выбора или создания данной номинации для конкретного объекта. Типология способов мотивировки поэтонима достаточно обширна. Можно говорить, как минимум, о трех типах мотивированности имени собственного в художественном тексте: семантическом, морфологическом и фонетическом.

В художественном произведении имя, его смысл и форма, ситуации его употребления, никогда не бывает случайным. Появление именования определяется сюжетно-тематическим содержанием текста, ведущими идеями, законами жанра и стилистической системой в целом. Поэтому литературный оним, будучи важным элементом художественной структуры, может активно продуцировать содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию произведения.

В ономастическом пространстве текста могут присутствовать узуальные имена собственные, авторские ономастические окказионализмы и имена реальных исторических лиц. Языковые проприальные единицы, функционируя в художественном произведении, переходят в разряд литературных онимов, поскольку приобретают на уровне художественного целого новое семантическое наполнение, отличное от того, какое они имели в языке. Имена собственные, связанные с культурным тезаурусом определенной эпохи, обладая хронотопическими и культурологическими коннотациями, способны выступать в роли одного из средств, сообщающих мировоззренческие представления писателя. Имена, заимствованные из чужого литературного текста и использованные при идентификации нового (окказионального) референта, употребляются как художественная условность, и являются свидетельством авторского преобразования известного образа и закрепленной за ним информации. Подобное антропонимное употребление мотивировано субъективным моментом, поскольку оно использовано автором как творческим субъектом и неизбежно включает в себя субъективное отношение и субъективное понимание автором данного номена.