Вернуться к Т.В. Першина. Эмоциональная концептосфера военного романа (на материале сопоставительного анализа текстов произведений М. Булгакова «Белая гвардия» и Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»)

Выводы по Главе I

1. Важное место в современном языкознании занимает лингвистика эмоций (эмотиология) и новое, развивающееся в ней направление «концептология эмоций» [Шаховский 2003: 35], в компетенцию которой входит выявление специфики ЭК и их объективации в языковом сознании.

2. Под термином «эмоция» понимается «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [ПС 1990: 461]. Эмоции являются важнейшей стороной человеческой жизни, формой отражения, познания и оценки объективной реальности, отношения человека к окружающему миру. На современном этапе развития гуманитарного знания эмоции изучаются комплексно, с привлечением данных различных наук — прежде всего психологии, физиологии, философии, психолингвистики, лингвокультурологии и лингвокогнитологии.

3. К числу базовых понятий когнитивной лингвистики и лингвокультурологии относят концепт, который понимается как многомерное смысловое образование, в состав которого входят понятийный, образный и ценностный компоненты. Единой классификации концептов нет, но возможны следующие типологии: культурологическая, дискурсная, тематическая, социолингвистическая, структурно-семантическая.

4. Совокупность всех концептов образует единую концептуальную картину мира (концептосферу), отражающую структурирование информации в психике человека. Система концептов, находящихся во взаимосвязи в художественном произведении, составляет индивидуальную художественную концептосферу автора, которая является основой его поэтического идиолекта.

5. Одним из типов концептов согласно тематической классификации являются эмоциональные концепты. Под эмоциональным концептом мы, вслед за Н.А. Красавским [Красавский 2001: 60], понимаем сложное структурированное когнитивно-ментальное образование, проецирующее психические переживания человека; как правило, вербализованное, культурно и этнически обусловленное и включающее в себя понятийный, образный и ценностный компоненты. Совокупность эмоциональных концептов образует эмоциональную концептосферу языка.

6. Формы вербальной репрезентации ЭК включают в себя: 1) обозначение эмоций, или номинацию; 2) описание, или дескрипцию; 3) выражение, или экспликацию (собственно эмотивы) [Шаховский 1988: 25]. Содержание компонентов ЭК выявляется путем лингвистического анализа прямых и косвенных (метафорических, метонимических) номинаций эмоции (согласно классификации В.Н. Телии [1990]).

7. Структура ЭК имеет полевую организацию. Ядро ЭК представлено эмоциональным понятием, включающем в себя дефиницию номинанта ЭК и его этимологические признаки. ЭК обладает широкой образно-оценочной периферией, представленной концептуальными метафорами, метонимиями и оценочными характеристиками.

8. На основании психологической классификации эмоций можно выделить базовые ЭК (филогенетически первичные, наиболее универсальные), к которым относятся ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, ГНЕВ, ПЕЧАЛЬ, СТРАХ и соответствующие им «эмоциональные зоны» концептов, определенные филогенетическим родством эмоций [Shaver 1987]. Базовые эмоции являются генетически врожденным феноменом, но обладают культурно-специфическими особенностями выражения. Этноспецифичность ЭК вызывает необходимость сопоставления особенностей их реализации в разных лингвокультурах, в том числе в идиолектах авторитетных писателей.