Вернуться к Т.В. Першина. Эмоциональная концептосфера военного романа (на материале сопоставительного анализа текстов произведений М. Булгакова «Белая гвардия» и Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!»)

Выводы по Главе II

Результаты анализа эмоциональной концептосферы в идиолекте М. Булгакова позволяют сделать следующие выводы:

1. В общей сложности эмоциоконцептосфера русского языка представлена 125 ЭК, которые можно распределить на пять зонных групп в соответствии с базовыми ЭК: СТРАХ, ПЕЧАЛЬ, ГНЕВ, РАДОСТЬ, ЛЮБОВЬ. На основании анализа лексических номинаций эмоций в тексте произведения выявлено 77 ЭК (всего 967 номинаций). Наиболее «проработанными» являются эмоциональные зоны СТРАХ и ПЕЧАЛЬ, которые представлены 313 и 261 лексическими номинациями соответственно.

2. ЭК обладают некоторыми общими и различными характеристиками. Этимологический анализ базовых ЭК показал, что первоначальные значения слов не были эмоциональными. В этимологических значениях номинантов базовых эмоций прослеживается связь с конкретным физическим веществом, архетипом огня, ощущением холода.

3. Прямые и косвенные номинации эмоций, экспликации и дескрипции позволяют выявить основные понятийные и образно-оценочные характеристики ЭК. Ядерным понятийным признаком для всех концептов является эмоциональное состояние. Другие интегральные признаки — интенсивность эмоции, переживание эмоции с указанием / без указания ее каузатора.

4. Образно-оценочная периферия ЭК раскрывается с помощью высокочастотных метафорических номинаций, в которых обнаруживаются основные когнитивные параметры русских ЭК: внешняя и внутренняя локализация эмоции, очеловечивание действий эмоции, уподобление жидкости и другим субстанциям, рукотворным предметам, потеря рассудка от переживаемой эмоции, цветовые, температурные, вкусовые характеристики.

5. Образно-ассоциативные характеристики эмоций также представлены когнитивными параметрами «проявление эмоции в активных действиях человека», «экспрессивное, физиологическое проявление эмоции» и реализованы посредством косвенных метонимических номинаций по модели ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ → ЭМОЦИЯ.

6. Концептуальные метафоры и метонимии, объективированные в романе, обладают высокой степенью оценочности. В идиолекте М. Булгакова ЭК СТРАХ, ПЕЧАЛЬ обладают амбивалентной оценкой с доминированием негативного компонента, ЭК РАДОСТЬ — амбивалентной оценкой с доминированием положительной коннотации. Однозначная негативная оценка свойственна ЭК ГНЕВ, позитивная — ЭК ЛЮБОВЬ. Все ЭК отмечены сенсорно-перцептивным типом оценки.

7. Корреляция ЭК эмоциоконцептосфере романа обнаруживает подвижность границ эмоциональных зон, а также их пересечения и наложения друг на друга (например, зловещая радость, страшная тоска). Также прослеживается тесная взаимосвязь с концептосферой войны и военного времени. События войны вселяют в человека ужас и одновременно нагнетают печаль, вызывая тоску по прежнему укладу жизни. Точкой пересечения эмоциональной зоны ГНЕВ и концептосферы военного времени являются ЭК ненависть, отвращение, объектами которых становятся противоборствующая сторона и война в целом (большевиков ненавидели; отвратительная катастрофа). ЭК с положительной коннотацией также находят точки пересечения с концептосферой войны: важное место в эмоциоконцептосфере романа занимают ЭК надежда, любовь к семье, дому, Родине. Метафорические представления войны в качестве ноши и безумия совпадают с распространенными метафорическими моделями эмоциональных концептов в русском языковом сознании (ПЕЧАЛЬ — НОША, СТРАХ — БЕЗУМИЕ, ГНЕВ — БЕЗУМИЕ), что позволяет сделать вывод о прямой ассоциативной связи войны с негативными эмоциями, т. к. война является их каузатором и / или объектом.