Вернуться к Б.С. Мягков, Б.В. Соколов, И.Я. Горпенко. Булгаков М.А. Жизнь и творчество. Фотоальбом

Михаил Булгаков: дни и события. Краткая биохроника (1891—1940)

1891 г.

3 (15 по новому стилю)1 мая. В семье преподавателя (сначала доцента, потом профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве Покровская; 1869—1922) первым ребенком родился сын Михаил. Место рождения — Киев, улица Воздвиженская, 28 (теперь 10 в), дом священника Матвея Бутовского.

18 мая. Крещен в Крестовоздвиженской церкви (на Подоле) священником М. Бутовским. Имя дали в честь хранителя города Киева архангела Михаила.

В семье Булгаковых Михаил не был единственным ребенком: в 1892 г. родилась сестра Вера, в следующем — Надежда. Позже еще четверо детей: Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900), Елена (1902).

1892—1899 гг.

Разраставшаяся семья Булгаковых не жила в Киеве на одном месте, а переезжала в поисках более удобного, просторного жилища, снимая квартиры у разных домовладельцев: в районе Печерска на Госпитальной улице, 4, в Кудрявском переулке, 9.

1900 г.

18 августа. Поступает в приготовительный класс Второй киевской гимназии (Бибиковский бульвар, 18).

1901 г.

22 августа. Поступает в Первую киевскую (Александровскую) гимназию на Бибиковском (теперь Тараса Шевченко) бульваре, 14, где будет обучаться около восьми лет. Гимназические впечатления отразятся впоследствии в романе «Белая гвардия».

1902—1908 гг.

Булгаковы продолжают менять киевские адреса. С 1902 г. живут на Прозоровской (ныне Куйбышева) улице, 10; с 1904 г. — на Ильинской улице, 5/8; в 1905 г. — в Кудрявском переулке, 10; в 1906 г. — в Дионисьевском (ныне Бехтеровский) переулке, 4. Последний адрес булгаковской семьи — Андреевский спуск, 13 (теперь знаменитый «дом Турбиных», где помещается музей писателя). Многие сцены романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных» по воле автора происходят именно в этом доме.

Летние месяцы семья Булгаковых проводила на собственной даче (построена в 1902 г. в поселке Буча, под Киевом). Отдых был трудовой (обработка участка) и веселый: устраивались концерты, домашние спектакли, где Михаил был и главным сочинителем, и главным исполнителем.

14 марта 1907 г. Умирает отец, А.И. Булгаков. Похоронен на Киевском Байковом кладбище; позже там похоронят и В.М. Булгакову.

1908 г.

Лето. Знакомится с саратовской гимназисткой Татьяной Лаппа, дочерью управляющего Казенной палатой.

1909 г.

Май. Оканчивает Первую гимназию.

8 июня. Получает аттестат зрелости.

17 июля. Подает прошение ректору Киевского университета о зачислении студентом медицинского факультета; 21 августа просьба была удовлетворена.

1910—1915 гг.

Декабрь 1911 г. и лето 1912 г. Поездки вместе с Татьяной Лаппа к ее родителям в Саратов.

26 апреля 1913 г. Михаил Афанасьевич Булгаков и Татьяна Николаевна Лаппа обвенчались в Киево-Подольской церкви Николы Доброго. Венчал их священник Александр Глаголев, друг покойного отца.

Молодые снимают комнату на Рейтарской улице, 25, но вскоре снова переезжают на Андреевский спуск, поселяясь в доме 38 (вблизи родительского дома), где живут с перерывами почти три года: с осени 1913 г. по сентябрь 1916 г.

1914 г.

Лето. Начало Первой мировой войны. В Саратове помогает организовать при Казенной палате лазарет для поступающих с фронта раненых, где работает и сам.

18 мая 1915 г. Возвращается в Киев для продолжения образования. По разрешению ректора университета поступает в Киевский военный госпиталь на Печерске для своего рода добровольной преддипломной практики, при этом все лето, осень и зиму готовится к выпускным экзаменам.

1916 г.

Февраль—март. Успешно сдает университетские выпускные экзамены на звание врача. Из-за трудностей военного времени сначала получает «Временное свидетельство» № 142 от 6 апреля 1916 г.

Май—август. Работает в прифронтовых госпиталях Каменец-Подольска и Черновиц. Вместе с ним была и жена — Т.Н. Булгакова (Лаппа), помогавшая мужу при операциях.

16 июля. Отозван с театра военных действий и направлен в распоряжение Смоленской врачебной управы для работы в губернских земских больницах. Служба эта началась только осенью — с 27 сентября, как сообщалось в письме губернской управы. Место работы — Никольская земская больница Сычевского уезда. В одной из автобиографий Булгаков пишет: «В 1916—17 годах служил в качестве врача в земстве Смоленской губернии».

К этому (и более раннему) времени относятся первые литературные опыты М.А. Булгакова.

Октябрь—ноябрь. Едет в Киев за дипломом.

31 октября. Получает диплом № 39665/5540, где указано, что Булгаков Михаил Афанасьевич «утвержден в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

1917 г.

Февраль. М.А. и Т.Н. Булгаковы едут в Саратов к родителям жены, где узнают о свержении самодержавия.

Март. Едет в Киев, возвращается в Никольскую больницу.

Лето. Заразившись дифтеритом и испытывая сильные боли, делает себе инъекции морфия, что затем входит в пагубную привычку. Впечатление от пережитого Булгаков описал в романе «Недуг» (не сохранился), переработанный позже в рассказ «Морфий».

18 сентября. Добивается перевода в Вяземскую городскую земскую больницу и в начале октября приступает к своим обязанностям заведующего инфекционным и венерологическим отделением. В это же время начинает писать цикл рассказов, в которых отражены реальные события работы в Никольской больнице.

Декабрь. Поездки в Москву и Саратов, оставившие тяжелое впечатление: «Недавно в поездке, — писал Булгаков сестре Наде 31 декабря, — ...мне пришлось видеть воочию то, что больше я не хотел бы видеть. Я видел, как толпы бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве. Видел голодные хвосты у лавок, затравленных и жалких офицеров. Мучительно тянет меня вон отсюда в Москву или Киев... В особенности мне хотелось бы быть в Киеве!..»

1918 г.

Февраль. Приезжает в Москву, получает освобождение от военной службы по болезни.

22 февраля. Вяземская уездная земская управа выдает М.А. Булгакову справку о том, что он в больнице «выполнял свои обязанности безупречно».

Март. Булгаковы возвращаются в Киев и поселяются в старой родительской квартире (№ 2 по Андреевскому спуску, 13. Михаил Афанасьевич открывает частную практику как врач-венеролог, но вскоре Киев оказывается в гуще Гражданской войны.

1919 г.

Февраль, весна. Булгакова как военврача мобилизуют в различные войска власти, поочередно занимающие город. Это время Булгаков вспоминал в очерке «Киев-город»: «По счету киевлян у них было 18 переворотов. Некоторые из теплушечных мемуаристов насчитали их 12; я точно могу сообщить, что их было 14, причем 10 из них я лично пережил...»

Лето — начало осени. Пишет «Наброски земского врача» (ранние редакции цикла «Записки юного врача», рассказы «Недуг», «Первый цвет».

Сентябрь—октябрь. Киев занят войсками Деникина.

27 октября по приказу главнокомандующего объявлен призыв на военную службу офицеров и «...медицинских и ветеринарных чинов... Неявившиеся ...будут привлечены к ответственности по законам военного времени». Так был втянут врач Булгаков в вихрь Гражданской войны, вопреки желанию «устроить нормальную мирную жизнь». Мобилизованный белыми, Булгаков направляется во Владикавказ. Свои переживания он позже отразил в рассказе «Необыкновенные приключения доктора».

26 ноября. В газете «Грозный» (№ 47) опубликована статья-памфлет «Грядущие перспективы» (подпись «М.Б.»). Это первая из найденных публикаций Булгакова. Разыскать «еще несколько фельетонов», о которых упоминает писатель в автобиографии, до настоящего времени не удалось.

1919—1920 гг.

Зима. Булгаков живет во Владикавказе, выезжая по делам службы в города Северного Кавказа, Ставрополья, Прикубанья. Продолжает печататься. В письме к брату от 1 февраля 1921 г. он сообщает: «...около года назад я... начал печататься. Фельетоны мои шли во многих кавказских газетах». Отметил это в своем дневнике и писатель Ю. Слезкин: «Встретились мы во Владикавказе при белых. Он был военным врачом и сотрудничал в газете». Из этих фельетонов «во многих кавказских газетах» пока известен только один, сохраненный самим Булгаковым в трех небольших вырезках. Достоверен только его подзаголовок «Дань восхищения», остальное предположительно: заглавие «Юнкер» и источник публикации — «Кавказская газета» (г. Владикавказ) за 5 февраля 1920 г. Рассказ посвящен киевским событиям конца октября 1917 г. и связан с матерью Булгакова Варварой Михайловной и братом Николаем, в то время юнкером Константиновского училища.

1920 г.

28 февраля. Во Владикавказе вышел первый номер ежедневной газеты «Кавказ»; в списке его сотрудников значится и М. Булгаков. Он писал об этом времени в автобиографии: «В начале 1920 года я бросил звание лекаря с отличием и писал». Так совершился переход Булгакова из медицины в литературу (он больше никогда не возвращался к этому занятию профессионально.

Февраль—март. Булгаков заразился возвратным тифом. Его выходила жена, Т.Н. Лаппа. Выздоровев, он узнал, что в городе установилась Советская власть. Теперь было опасно заявлять о себе как о медике: сведения о службе в деникинской армии даже врачом могли привести к трагическому результату. И Булгаков утверждается в принятом ранее решении: начинает пробовать себя в другом качестве при новой власти. Подотделом искусств местного Наробраза руководил знакомый ему писатель Ю. Слезкин. Он предложил Булгакову должность заведующего литературным отделом (ЛИТО).

Весна—лето. Булгаков помимо службы в ЛИТО занимается журналистской работой, читает вступительные лекции перед спектаклями оперной и драматической труппы Русского театра. С конца мая заведует театральной секцией подотдела искусств, пробует себя в драматургии.

4 июня. Состоялась премьера первой пьесы Булгакова (юмореска в одном действии «Самооборона») на сцене Первого Советского театра. Эта пьеса, как и три последующие, до нас не дошла, но, судя по списку действующих лиц (Обыватель Иванов, Гимназист Петька, Председатель домового комитета, Господин) и ремарке «действие происходит в наши дни в губернском городе», можно предположить, что автор использовал свои недавние впечатления о революционных событиях в Киеве и на Северном Кавказе.

Июль—август. Пишет большую четырехактную драму «Братья Турбины. Пробил час».

Сентябрь. Преподает в Народной драматической студии.

21 октября. Премьера пьесы «Братья Турбины (Пробил час)» в Первом Советском театре. «Братья Турбины», как сообщал в одном из писем Булгаков, «четыре раза за месяц шли с треском успеха», но сам автор считал эту пьесу «наспех сделанной, незрелой вещью» и впоследствии ее уничтожил.

8 октября. В «Докладе комиссии по обследованию деятельности подотдела искусств» содержалась резкая критика этого подотдела. В резолюции комиссии указано, что наряду с другими изгнан Булгаков (его фамилия записана с пометкой «бел.» — белогвардеец).

Ноябрь—декабрь. Написана комедия-буфф «Глиняные женихи» («Вероломный папаша»), которая поставлена не была. Живут Булгаковы на Слепцовской улице (ныне ул. Маяковского), 9, кв. 2.

1921 г.

Январь—февраль. Пишет за 10 дней пьесу «Парижские коммунары», принятую к постановке в местном театре. Эту пьесу вместе с «Самообороной» и «братьями Турбиными» посылает в Москву на конкурс в Мастерскую коммунистической драматургии, но все три пьесы отклонены. Одновременно пишет большой роман по канве «Недуга» («...единственная за все это время продуманная вещь», — сообщает Булгаков в письме к двоюродному брату К.П. Булгакову от 1 февраля 1921 г.).

Середина марта. Премьера пьесы «Парижские коммунары» в Первом Советском театре г. Владикавказа.

1 апреля. Опубликован фельетон «Неделя просвещения» (газета «Коммунист»).

13 апреля. Опубликована рецензия Булгакова на трагедию А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» (газета «Коммунист»).

Апрель—май. Пишет пьесу «Сыновья муллы» (о революционных событиях в ингушской деревне). Помогает ему в этом местный юрист Туаджин Пейзулаев (в 1930 г. пьеса опубликована на осетинском языке под одной фамилией Булгакова). Назначается деканом театрального отделения Народного художественного института. Читает лекции по истории драматической литературы.

15 мая. Премьера пьесы «Сыновья муллы» на сцене Первого Советского театра в исполнении актеров-любителей. История создания пьесы и ее постановка описаны впоследствии в повести «Записки на манжетах» и рассказе «Богема».

Выступает на открытии Народного художественного института во Владикавказе.

18 мая. В газете «Коммунист» опубликована статья Булгакова «С.П. Аксенов» о 35-летнем творческом юбилее владикавказского актера.

26 мая. Выезжает в Тифлис (Тбилиси) через Баку.

Июнь. Живет в Тифлисе, безуспешно пытается поставить свои пьесы на местной сцене; вместе с женой переезжает в Батум (Батуми).

Июль—август. Пытается уехать из Батума в Константинополь, найти журналистскую и литературную работу. Т.Н. Булгакова уезжает через Одессу — Киев в Москву.

Сентябрь. Уезжает из Батума через Одессу в Киев.

17 сентября. Приезжает в Киев.

26 сентября. Отправляется в Москву, куда приезжает ночью 28 сентября. Это путешествие и первые дни пребывания в Москве описаны в «Записках на манжетах».

Булгаковы живут сначала в Тихомировском студенческом общежитии Первого медицинского института (Малая Пироговская ул., 18), затем у родственников мужа сестры Надежды — А.М. Земского в квартире детского сада печатников «Золотая рыбка» (Воротниковский пер., 1); наконец, и уже надолго, в комнате А.М. Земского, сначала временно, потом постоянно (Большая Садовая, 10, кв. 50). Детали московского быта той поры отражены в рассказах и фельетонах, пьесе «Зойкина квартира», романе «Мастер и Маргарита».

30 сентября. Подает заявление о зачислении в Литературный отдел Главполитпросвета Наркомпроса.

1 октября. Зачисляется в ЛИТО на должность секретаря. Адрес первой работы Булгакова в Москве: Сретенский бульвар, 6, кв. 65. Написана первая краткая автобиография.

Октябрь—ноябрь. Работает секретарем ЛИТО (протоколирование заседаний, составление агитлозунгов о помощи голодающим Поволжья, выпуск сборников поэтов-классиков).

Пишет фельетоны «Евгений Онегин», «Муза мести» (о Н.А. Некрасове), задумывает историческую драму о Николае II и Г. Распутине.

23 ноября. ЛИТО расформирован (в приказе от этого числа Булгаков был объявлен уволенным с 1 декабря).

Конец ноября — декабрь. Поступает заведующим отделом хроники в «Торгово-промышленный вестник» (Третьяковский проезд, 11, помещение 9).

Осень—зима. Диктует машинистке И.С. Раабен первую часть «Записок на манжетах».

1922 г.

13 января. Пишет очерк «Торговый ренессанс (Москва в начале 1922 года)». В середине января «Торгово-промышленный вестник» закрылся.

1 февраля. От тифа в Киеве умерла мать — В.М. Булгакова. Это событие послужило толчком к возникновению замысла романа «Белая гвардия».

Февраль—март. Кратковременная служба в Военно-редакционном совете Научно-технического комитета Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского.

Поступает репортером в газету «Рабочий» («Рабочая газета»).

1 марта. В газете «Рабочий» напечатан репортаж М. Булгакова «Когда машины спят. 1-я ситцевая фабрика» (подпись: «Михаил Бул.». С марта по сентябрь было опубликовано 29 его репортажей и статей под разными псевдонимами (М.Б., М. Булл, Михаил Булл и др.)

Начало марта. Пишет рассказ «Необыкновенные приключения доктора», тематически близкий к «Запискам на манжетах».

Супруги Булгаковы сближаются со знакомыми Земских — Верой Федоровной и Иваном Павловичем Крешковыми, бывают у них в доме на Патриарших прудах (Малая Бронная, 32, кв. 24), устраивают шуточные спиритические сеансы.

Середина марта. Узнает о судьбе эмигрировавших за рубеж братьев: Николая и Ивана (оба в Париже).

Начало апреля. Поступает обработчиком писем в газету «Гудок». Содействовал этому его бывший коллега по ЛИТО А.И. Эрлих. Работа Булгакова в «Гудке» сначала в отделе писем, потом фельетонистом на знаменитой «Четвертой полосе» с В. Катаевым, Ю. Олешей, И. Ильфом, Е. Петровым, И. Овчинниковым, А. Потоцким, А. Явичем, М. Штихом и др. отразилась в его повести «Тайному другу» (1929) и в ряде воспоминаний мемуаристов.

12 апреля. Репортаж Булгакова опубликован в газете «Гудок» (№ 575): «У курян» (подпись: «М.Б.»). Всего в «Гудке» за 1922—1926 гг. Булгаковым было напечатано 118 репортажей, рассказов, фельетонов.

Май. Начинает сотрудничать с газетой «Накануне» (Берлин) и ее «Литературным приложением», которое редактировал А.Н. Толстой. В начале мая Булгаков упомянут в числе предполагаемых авторов этого издания, московскую редакцию которого (Большой Гнездниковский пер., 10) он посетил еще в апреле.

Конец мая — начало июня. В журнале «Рупор» (№ 2) опубликован рассказ «Необыкновенные приключения» (впервые под полной фамилией автора).

Посещает литературные кружки в «Доме Герцена» (Тверской бульвар, 25), «Никитинские субботники» (Газетный переулок, 3, кв. 7) и др.

18 июня. В «Литературном приложении» газеты «Накануне» опубликованы главы из 1-й части «Записок на манжетах» (те же главы напечатаны позже с разночтениями в альманахе «Возрождение» (1923, № 2) и в «Бакинском рабочем» за 1 января 1924 г.

30 июля. Опубликован очерк «Москва краснокаменная. 1. Улица» (газета «Накануне», № 94).

Июль. Напечатан рассказ «Спиритический сеанс» (журнал «Рупор», № 4). В числе прототипов главных героев были супруги Крешковы; публикация рассказа привела к разрыву их отношений с Булгаковым.

Лето. Посещает подмосковное имение «Архангельское», что повлекло за собой возникновение замысла рассказа «Ханский огонь».

22 октября. В «Литературном приложении» (№ 23) к «Накануне» напечатан рассказ «Красная корона (Historia morbi2)», связанный с впечатлениями от Гражданской воины на юге России.

Участвует в заседаниях литературного кружка Л.В. Кирьяковой «Зеленая лампа» (Малая Дмитровка), где читает рассказы, позже — роман «Белая гвардия», повести, пьесы.

7 декабря. Газета «Накануне» сообщает, что 13 писателей (в числе которых М. Булгаков) пишут коллективный роман о Гражданской войне в России. Роман написан не был. Результатом этой работы для Булгакова стали роман «Белая гвардия» и серия рассказов.

10 декабря. В «Литературном приложении» (№ 30) к «Накануне» опубликованы рассказ «В ночь на 3-е число» (из романа «Алый мак»), ставший одной из ранних редакций «Белой гвардии».

21 декабря. В газете «Накануне» начинает печататься цикл очерков под общим названием «Столица в блокноте». Продолжение цикла опубликовано 20 января, 9 февраля и 1 марта 1923 г.

В «Красном журнале для всех» опубликован рассказ «№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна».

В берлинском журнале «Сполохи» (№ 12) напечатана критическая статья «Юрий Слезкин: Силуэт».

31 декабря. В «Литературном приложении» (№ 33) к «Накануне» увидел свет рассказ «Чаша жизни».

Знакомится с адвокатами Д.А. Диссельгофом и В.Е. Коморским (семья Коморских жила в Малом Козихинском пер., 12, кв. 12).

1923 г.

Январь. Опубликована 2-я часть «Записок на манжетах» (журнал «Россия», № 5).

14 января. Читает «Записки на манжетах» на заседании «Никитинских субботников».

Январь—февраль. Работает над первой частью романа «Белая гвардия» (под названием «Желтый прапор»), выступает в литературных кружках.

Делает попытки создать сатирический журнал «Ревизор» с привлечением коллег-журналистов из газеты «Гудок» и «Накануне». Журнал разрешен не был.

19 февраля. Вступает в профсоюз работников просвещения (секция работников печати, место работы — газета «Гудок», обработчик).

15 марта. В журнале «Голос работника просвещения» (№ 4) публикуются очерки «КАЭНПЕ и_КАПЕ» и «В школе городка III Интернационала».

Вступает во Всероссийский союз писателей.

15 апреля. Напечатаны очерки «Сорок сороков» в газете «Накануне» (№ 310) и «1-я детская коммуна» в «Голосе работников просвещения» (№ 5—6).

21 апреля. Выезжает по командировке газеты «Накануне» в Киев и остается там до 10 мая. Пишет очерк «Киев-город», собирает материал для завершения романа «Белая гвардия».

6 мая. Опубликованы рассказы «Китайская история» («Иллюстрации «Петроградской правды»» (№ 7) и «Московские сцены. На передовых позициях» («Литературное приложение» № 51 к газете «Накануне»). Последний рассказ позже переиздавался под названием «Четыре портрета».

12 мая. Возвращается из Киева в Москву и участвует в демонстрации против Керзона.

19 мая. В «Накануне» (№ 337) опубликован очерк «Бенефис лорда Керзона».

25 мая. Напечатан очерк «Путевые заметки. Скорый № 7 «Москва — Одесса»» («Накануне», № 341).

30 мая. Участвует в литературном вечере, устроенном на квартире Коморских в честь приехавшего из Берлина А.Н. Толстого. Этот вечер описан в «Театральном романе».

15 июня. Опубликован очерк «Птицы в мансарде» («Голос работника просвещения», № 7—8).

20 июня. Напечатан очерк «Комаровское дело» («Накануне», № 363).

6 июля. Увидел свет очерк «Киев-город» («Накануне», № 377).

15 июля. Опубликован цикл фельетонов и сатирических миниатюр под общим названием «Самоцветный быт. Из моей коллекции» («Литературное приложение» к «Накануне», № 61).

29 июля. Напечатан фельетон «Самогонное озеро» («Накануне», № 397).

16 августа. Вышел очерк «Шансон д'Этэ»3 («Накануне», № 409).

31 августа. В письме Ю.Л. Слезкину Булгаков сообщает об окончании повести «Дьяволиада». О «Белой гвардии» написано: «Роман я кончил, но он еще не переписан, лежит грудой, над которой я много думаю. Кое-что исправлю».

2 сентября. Опубликован фельетон «День нашей жизни» («Накануне», 424).

23 сентября. Напечатан рассказ «Псалом» («Накануне», № 442).

30 сентября. Опубликован цикл очерков о Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве под общим названием «Золотистый город» («Накануне», № 448). Продолжение печаталось в «Накануне» (№ 453, 458, 460) 6, 12 и 14 октября.

Середина октября. Знакомится с ответственным секретарем альманаха «Недра» И.С. Ангарским и его помощником П.Н. Кайцевым (оставил воспоминания о Булгакове).

17 октября. Впервые опубликован фельетон Булгакова в газете «Гудок» «Беспокойная поездка. Монолог начальства (Не сказка, а быль). Подпись: «Герасим Петрович Ухов»).

1 ноября. В «Гудке» (№ 1039) опубликован фельетон «Тайны Мадридского двора» за подписью Г.П. Ухов (прочтение этой подписи — «гепеухов» — ассоциировалось с известным учреждением — ГПУ, Главным политическим управлением НКВД, что вызвало в редакции газеты переполох).

22 декабря. На заседании литературного кружка «Никитинские субботники» художник А.А. Куренной рисует портрет М.А. Булгакова.

1924 г.

Начало января. Участвует в вечере «сменовеховцев» (издателей «Накануне»). Вечер проводился в Бюро обслуживания иностранцев (Бюробин) в одном из особняков в Денежном переулке (потом улица Веснина). Знакомится там с Л.Е. Белозерской, будущей второй женой.

21 января. Смерть В.И. Ленина.

24 января. Булгаков прощается с телом В.И. Ленина в Колонном зале Дома союзов.

Опубликован рассказ «Воспоминание...» в журнале «Железнодорожник» (№ 1—2).

Читает роман «Белая гвардия» в московских литературных кружках.

25 февраля. Выходит повесть «Дьяволиада» (альманах «Недра», № 4, март).

Февраль. Опубликован рассказ «Ханский огонь («Красный журнал для всех», № 2).

Март. Продолжает чтение романа «Белая гвардия» в московских литературных кружках.

Знакомится с писателем С.С. Заяицким, филологом Н.Н. Ляминым, художницей Н.А. Ушаковой, на квартирах которых также происходили чтения романа.

11—12 марта. Надписывает повесть «Дьяволиада» машинистке И.С. Раабен и супругам Коморским.

26 марта. Опубликован рассказ «Белобрысова книжка: Формат записной» («Накануне», № 71).

30 марта. Напечатан очерк «Бурнаковский племянник» (газета «Бакинский рабочий»).

6 апреля. Опубликован цикл фельетонов «Золотые документы: Из моей коллекции» («Накануне», № 81).

9 апреля. Напечатан рассказ «Площадь на колесах: Дневник гениального гражданина Полосухина» в журнале «Заноза» (№ 9) за подписью: «М. Ол-Райт».

15—19 апреля. Участвует во Всероссийском съезде железнодорожников.

20 апреля. Опубликован фельетон «Багровый остров». Подзаголовок: «Роман тов. Жюль Верна. С французского на эзоповский перевел Михаил А. Булгаков» («Литературное приложение» к «Накануне», № 90).

Разводится с Т.Н. Булгаковой (Лаппа).

Участвует в литературных кружках П.Н. Зайцева (Староконюшенный переулок, 5), М.Я. Козырева, Л.М. Леонова (Девичье поле).

27 мая. Начало публикации очерка «Москва 20-х годов» в «Накануне» (№ 119, 131); окончание там же 12 июня. Под названием «Трактат о жилище» в сокращенном виде очерк включался в одноименный сборник (Л.: Земля и фабрика, 1925, 1926).

31 мая и 3 июня. Опубликована в «Накануне» (№ 122, 124) глава из «Белой гвардии» под названием «Вечерок у Василисы».

Отрывок из «Белой гвардии» («Конец Петлюры») напечатан в одесском журнале «Шквал», № 5 (2 ноября его перепечатает тифлисская «Заря Востока»).

Июнь. Опубликована глава из «Белой гвардии» («Петлюра идет на парад») в «Красном журнале для всех» (№ 6).

18 августа. Опубликован фельетон «Три застенка» («Бакинский рабочий», № 184).

Переезжает из квартиры 50 в квартиру 34 дома № 10 по Большой Садовой улице.

Неудача с намерением опубликовать роман «Белая гвардия» в «Недрах».

Сентябрь. Напечатан рассказ «Египетская мумия» (журнал «Смехач», № 16). Написана повесть «Роковые яйца». Предложена альманаху «Недра».

Октябрь—декабрь. Опубликованы рассказы «Обмен веществ. Записная книжка» (журнал «Смехач», № 19) и «Три вида свинства» (журнал «Красный перец», № 21).

Написана вторая автобиография.

Закончен роман «Белая гвардия».

Знакомится с В.В. Вересаевым.

Выезжает из квартиры № 34 по Большой Садовой, 10; начало семейной жизни с Л.Е. Белозерской. Булгаковы поселяются сначала в деревянном особнячке в Арбатском переулке, потом на антресолях служебных помещений школы на улице Герцена (Большая Никитская, 46, кв. 12), которой заведовала сестра Михаила Афанасьевича — Н.А. Земская; затем снимают комнату на втором этаже флигеля во дворе дома № 9 (кв. 4) по Чистому (Обухову) переулку, вблизи места, где квартировали Н.М. и М.М. Покровские, братья матери Булгакова. Начинается «пречистенский» период жизни Булгакова.

Во время жизни в Арбатском переулке совместно с Л.Е. Белозерской начинает писать светскую комедию из французской жизни — «Белая глина». Из воспоминаний Л.Е. Белозерской следует, что было написано два действия, после чего их знакомый литератор А.Н. Тихонов (Серебров) отсоветовал продолжать эту работу. Никаких следов рукописей до настоящего времени не обнаружено.

Знакомится с «гахновцами» (Государственная академия художественных наук) — Б.В. Шапошниковым, А.Г. Габричевским, В.Э. Морицем, С.В. Шервинским и др., с зоологом А.Н. Северцовым, писателем Долгоруковым (Владимировым).

1925 г.

4 января. Опубликован рассказ «Богема» (журнал «Красная нива», № 1).

Выходит журнал «Россия» (№ 4, по новой нумерации «толстых» двухмесячников) с первой частью «Белой гвардии».

16 января. Был на вечере А. Белого (чтение «Воспоминаний о В. Брюсове») на квартире П.Н. Зайцева.

19 января. Начал работу над пьесой «Белая гвардия» (процесс сочинения изображен в «Театральном романе»).

Январь—март. Работа над повестью «Собачье сердце. Чудовищная история» с намерением опубликовать ее в альманахе «Недра». Первая редакция закончена в начале февраля.

15 февраля. Читал повесть «Собачье сердце» на квартире у Н.С. Ангарского.

Февраль. Напечатана повесть «Роковые яйца» (альманах «Недра», № 6). Позднее в сокращенном виде повесть публиковалась в журнале «Красная панорама» 10 (№ 19), 17 (№ 20) и 24 (№ 21) мая под названием «Луч жизни»; 30 мая (№ 22) и 13 июня (№ 24) — под названием «Роковые яйца».

7 марта. Читает 1-ю часть «Собачьего сердца» на «Никитинских субботниках».

Март—апрель. Готовит к печати сборник рассказов и фельетонов, работа над которым начата осенью 1923 г.

Читает корректуру романа «Белая гвардия» (первая часть) для журнала «Россия», № 5 (23—28 марта); корректуру сборника «Дьяволиада» для издательства «Недра».

Поэт М.А. Волошин, живущий в Коктебеле (Крым), одобряет прозу Булгакова и выражает желание с ним познакомиться.

3 апреля. Получает приглашение режиссера МХАТа В.И. Вершилова с последующим предложением написать пьесу на основе «Белой гвардии».

6 апреля. Принимает участие в вечере, посвященном трехлетию журнала «Россия» (в Колонном зале Дома союзов).

Конец апреля. Выход пятого номера журнала «Россия» с продолжением «Белой гвардии» (вторая часть). Переговоры о публикации окончания этого романа и об отдельном его издании. Начало публикации цикла из двух фельетонов под общим названием «Золотые корреспонденции» в «Красной газете» (№ 102, 127).

30 апреля. Регистрация брака с Л.Е. Белозерской.

10 мая. Написал письмо М.А. Волошину в Коктебель с ответным выражением желания познакомиться с ним.

1 июня. Получил письмо от М.А. Волошина с предложением приехать к нему в Коктебель.

12 июня. Приезжает в Коктебель к М.А. Волошину.

Художница А.П. Остроумова-Лебедева пишет портрет М.А. Булгакова (см. ее мемуары).

5 июля. М.А. Волошин дарит Булгакову свою книгу «Иверни» и акварель.

7 июля. Уезжает из Коктебеля морем в Ялту, далее на автомобиле в Севастополь и поездом до Москвы. Впечатления от поездки нашли отражение в цикле очерков «Путешествие по Крыму».

Опубликована статья «Караул!!!» (журнал «Журналист», № 6—7).

Выходит в свет сборник «Дьяволиада», в который включены две повести («Дьяволиада», «Роковые яйца») и рассказы («№ 13 — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Китайская история», «Похождения Чичикова»).

27 июля — 31 августа. Опубликован цикл очерков «Путешествие по Крыму» («Красная газета», № 184, 190, 195, 202, 206, 212).

Июль — начало августа. Заканчивает работу над пьесой «Белая гвардия» (1-я редакция, в 5 актах, 12 картинах).

15 августа. Напечатан рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача») в журнале «Красная панорама» (№ 33).

Представляет во МХАТ пьесу «Белая гвардия» (1-я редакция).

17 августа. Сдает третью часть (окончание) романа «Белая гвардия» в журнал «Россия» (публикация не состоялась, так как журнал был закрыт).

23 августа. Опубликован рассказ «Таракан» (газета «Заря Востока». Тифлис, № 958).

Август. Напечатаны фельетон «Ванькин-дурак» (из цикла «Золотые документы» или «Золотые корреспонденции») в журнале «Бузотер», № 19, рассказ «Шпрехен зи дейтч?» (там же), рассказ «Угрызаемый хвост» в журнале «Бузотер» (№ 20).

Начало сентября. Чтение пьесы «Белая гвардия» труппе МХАТа в присутствии К.С. Станиславского, а также на квартире поэта К.А. Липскерова.

Предложение Студии Е.Б. Вахтангова написать для них современную комедию. Начало работы над пьесой «Зойкина квартира».

Сентябрь — начало октября. Заканчивает вторую редакцию пьесы «Белая гвардия», представляет ее в репертуарный отдел Художественного театра.

15 октября. Пишет резкое письмо руководству МХАТа (В.В. Лужскому) по поводу постановки пьесы «Белая гвардия». Условия, высказанные Булгаковым, принимаются.

Опубликован рассказ «Крещение поворотом» (журнал «Медицинский работник», № 41—42).

31 октября. Читает пьесу «Белая гвардия» труппе Художественного театра.

Ноябрь—декабрь. Продолжает работу над пьесами «Белая гвардия» и «Зойкина квартира». В книге Е.Ф. Никитиной «Русская литература от символизма до наших дней» опубликована «Автобиография. Октябрь 1924 г.».

Возникновение замысла пьесы «Багровый остров».

1926 г.

1 января. Заключает договор со Студией Е.Б. Вахтангова на постановку пьесы «Зойкина квартира».

11 января. Чтение пьесы «Зойкина квартира» труппе Студии Е.Б. Вахтангова (Театр им. Евг. Вахтангова).

18—25 января. Опубликован рассказ «Вьюга» (журнал «Медицинский работник», № 2—3).

26 января. Руководство МХАТа дает согласие на начало репетиций пьесы «Белая гвардия».

29 января. Чтение 3-й редакции пьесы «Белая гвардия» новому составу исполнителей.

30 января. Заключает договор с Московским Камерным театром на пьесу «Багровый остров».

Конец января — февраль. Идут репетиции пьесы «Белая гвардия» во МХАТе.

12 февраля. Выступает на диспуте «Литературная Россия» в Колонном зале Дома союзов.

21 февраля. Читает рассказ «Похождения Чичикова» на вечере литературного юмора в Политехническом музее.

2 марта. Заключает договор с МХАТом на постановку пьесы «Собачье сердце» по одноименной повести.

Начало — середина марта. Начались репетиции пьесы «Зойкина квартира» в Театре им. Евг. Вахтангова. Продолжаются репетиции «Белой гвардии» во МХАТе.

26 марта. Показ первых двух актов спектакля «Белая гвардия» К.С. Станиславскому.

10 апреля. Заключает договоры на постановку пьес «Белая гвардия» и «Зойкина квартира» в Ленинградском Большом драматическом театре.

24 апреля. Состоялась первая генеральная репетиция «Зойкиной квартиры» в Театре им. Евг. Вахтангова. Принято решение о переделке пьесы.

26 апреля. Вышло второе издание сборника «Дьяволиада».

Работает над пьесой «Багровый остров», встречается с режиссером Московского Камерного театра А.Я. Таировым.

7 мая. Работники ОГПУ производят обыск в комнате Булгакова. Изъяты машинопись «Собачьего сердца» и три рукописные тетради под названием «Мой дневник» (возвращены лишь через несколько лет, в 1929 г., после ходатайства М. Горького. Булгаков уничтожил дневник, но следы его сохранились в архиве ОГПУ в виде сокращенной машинописной копии).

9 мая. Уезжает в Ленинград.

10 мая. Участвует в литературно-художественном вечере в Большом зале филармонии с чтением рассказа «Похождения Чичикова».

10—12 мая. Пребывание в Ленинграде.

Знакомство с А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко и другими ленинградскими литераторами. Договоренность об издании сборника фельетонов в юмористической иллюстрированной библиотеке журнала «Смехач».

Переговоры с ленинградскими театрами о написании и постановке пьесы.

13 мая. Возвращается из Ленинграда. Вызов к следователю ОГПУ для дачи показаний.

15 мая. Опубликован фельетон «Акафист нашему качеству» в «Красной газете» (вечерний выпуск, Л., № 113).

4 июня. Пишет письмо Совету дирекции МХАТа по поводу режиссуры и названия пьесы «Белая гвардия».

24 июня. Состоялась первая закрытая генеральная репетиция с хором, оркестром и полной декорацией пьесы «Белая гвардия» («Перед концом»).

25 июня. Главрепертком разрешает постановку «Белой гвардии».

26 июня. Закрытие сезона в Московском Художественном театре. Перерыв в репетициях «Белой гвардии».

Конец июня — начало июля. Булгаковы переезжают по новому адресу: Малый Левшинский пер. 4, кв. 1.

Отдельным изданием вышли рассказы и фельетоны Булгакова (15-я книжка библиотеки журнала «Смехач»).

20—27 июля. Опубликован рассказ «Тьма египетская» (журнал «Медицинский работник», № 26—27).

Июль—август. Переписка с режиссером Театра им. Евг. Вахтангова А.Д. Поповым. Переделка пьесы «Зойкина квартира» (на даче у супругов Понсовых в Крюкове под Москвой).

Опубликован рассказ «Звездная сыпь» (журнал «Медицинский работник», № 29—30).

24 августа. Совещание с руководством МХАТа о продолжении репетиций пьесы «Белая гвардия». Замена названия «Семья Турбиных» на «Дни Турбиных» («Белая гвардия»).

Конец августа — начало сентября. Идут репетиции пьесы в Художественном театре.

10 сентября. Завершение работы над текстом пьесы и утверждение ее окончательного названия — «Дни Турбиных».

Опубликован рассказ «Полотенце с петухом» (журнал «Медицинский работник, № 33—34).

15 сентября. Чтение нового варианта «Зойкиной квартиры» труппе Театра им. Евг. Вахтангова.

17 сентября. Первая открытая генеральная репетиция «Дней Турбиных» с приглашением Главреперткома.

23 сентября. Генеральная репетиция с публикой, приглашением правительства, высшего руководства театрами, прессы.

25 сентября. Официальное разрешение постановки пьесы «Дни Турбиных».

Конец сентября — начало октября. Последние генеральные репетиции «Дней Турбиных» и окончательная доводка пьесы.

5 октября. Премьера пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе.

Опубликован рассказ «Пропавший глаз» (журнал «Медицинский работник», № 36—37).

М. Наппельбаум в своей мастерской фотографирует М.А. Булгакова (фотография с моноклем).

Банкет по поводу премьеры «Дней Турбиных» в квартире актера МХАТа В.А. Степуна (Сивцев Вражек, 41). В октябре «Дни Турбиных» прошли 13 раз, в ноябре и в декабре — по 14 раз в месяц.

11 октября. Идет диспут о «Днях Турбиных» в Доме печати: «Суд над «Белой гвардией»».

21 октября. Главрепертком дает разрешение на постановку пьесы «Зойкина квартира».

28 октября. Премьера «Зойкиной квартиры» в Театре им. Евг. Вахтангова.

10 ноября. Президиум коллегии Наркомпроса отклоняет просьбу Булгакова о разрешении к постановке в провинции пьесы «Зойкина квартира».

Декабрь. Опубликован рассказ «Я убил» (журнал «Медицинский работник», № 44—45).

Начало работы над пьесой, получившей название «Бег».

Продолжение работы над «Багровым островом».

Выход сборника сатирических рассказов «Трактат о жилище» в издательстве «Земля и фабрика» (Л.).

Разрешение пьесы «Зойкина квартира» к постановке в театрах Киева, Свердловска, Ростова-на-Дону, Баку, Саратова, Симферополя, Тифлиса, Риги.

Выход «Автобиографии. Октябрь 1924 года» в сборнике «Писатели. Автобиографии и портреты современных прозаиков» (под ред. В. Лидина).

Знакомство с филологом П.С. Поповым, первым биографом Булгакова. Первые биографические записи.

1927 г.

14 января. Состоялся 50-й спектакль «Дней Турбиных» во МХАТе.

7 февраля. Выступает на диспуте ««Дни Турбиных» и «Любовь Яровая»» в Театре им. В.Э. Мейерхольда с резкой отповедью критику А. Орлинскому (стенограмма опубликована в 1969 г.).

Январь—февраль. Завершает пьесу «Багровый остров».

Встречи с М.А. Волошиным в Москве.

4 марта. Сдача пьесы «Багровый остров» в Московский Камерный театр.

Март—апрель. Завершение работы над первой редакцией пьесы «Бег», имевшей ранее название «Рыцарь Серафимы» («Изгои»).

19 апреля. Расторгнут договор на инсценировку «Собачьего сердца» во МХАТе.

Май—лето. Отдыхает в Крыму, в Судаке, на даче у композитора А.А. Спендиарова. Поездка в Ялту, посещение Дома-музея А.П. Чехова (13 мая запись в альбоме памятных гостей музея).

1 августа. Заключение договора с застройщиком А.Ф. Стуем на аренду трехкомнатной квартиры (Большая Пироговская, 35б4, кв. 6). В конце августа Булгаковы переезжают на новую квартиру.

17 сентября. Известие о снятии «Дней Турбиных» из репертуара МХАТа. Вскоре это решение было отменено.

20 октября. Возобновление показа пьесы «Дни Турбиных» в новом сезоне МХАТа 1927/1928 г.

Октябрь—ноябрь. Постановка пьесы «Семья Турбиных» в Рижском драматическом театре.

Издание романа «Белая гвардия» в Риге с присочиненным редакцией концом.

9 ноября. Снятие из репертуара Театра им. Евг. Вахтангова пьесы «Зойкина квартира».

Декабрь. Опубликован рассказ «Морфий» (журнал «Медицинский работник», № 45—47).

Роман «Белая гвардия» выходит отдельной книгой в Париже в издательстве «Конкорд». Борьба Булгакова с иностранными издателями (С. Каганским и др.) за авторские права на книгу «Белая гвардия» и пьесу «Дни Турбиных».

1928 г.

2 января. Подписывает договор с МХАТом на пьесу «Бег». Читает пьесу труппе. Работает над статьей «Драматург и критик» («Премьера») для театрального альманаха Драмсоюза, готовившегося Е.И. Замятиным и А.Р. Кугелем.

Январь—февраль. Работает над новой редакцией пьесы «Бег».

Подает заявление о поездке за границу по вопросу авторских прав (разрешение дано не было).

Дарит книгу «Дьяволиада» гостившей у Булгаковых М.П. Чеховой.

1 марта. Подписывает еще один договор с МХАТом на пьесу «Бег».

16 марта. Передает новый вариант пьесы «Бег» во МХАТ.

Апрель. Поездка в Ленинград по поводу постановки пьесы «Бег» в Большом драматическом театре. Встречи с Е.И. Замятиным, Н.Э. Радловым, В.Я. Канторовичем. Возобновление пьесы «Зойкина квартира» в Театре им. Евг. Вахтангова.

21 апреля — середина мая. Поездка на юг (Тифлис, Батум, Зеленый Мыс, Владикавказ).

18 мая. Главрепертком запрещает постановку пьесы «Бег».

17 июня. Главрепертком снимает из репертуара пьесы «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных».

Август. Поездка в Одессу (19 августа — прибытие; 22 августа — чтение пьесы «Бег» художественному совету Театра русской драмы; 24 августа — договор на постановку «Бега» в Киевском Русском театре).

11 сентября. Состоялось 200-е представление «Дней Турбиных» во МХАТе.

26 сентября. Главрепертком разрешает постановку пьесы «Багровый остров».

9 октября. Обсуждение пьесы «Бег» художественным советом МХАТа и членами Главреперткома в присутствии М. Горького.

11 октября. Главрепертком разрешает постановку пьесы «Бег». Начало репетиций во МХАТе и в Ленинградском Большом драматическом театре.

24 октября. Окончательное запрещение пьесы «Бег».

9 декабря. Закрытый просмотр спектакля «Багровый остров» в Московском Камерном театре.

11 декабря. Премьера спектакля «Багровый остров».

Начало работы над первыми редакциями нового романа, позднее названного «Мастер и Маргарита».

1929 г.

25 января. Последняя репетиция пьесы «Бег» во МХАТе.

2 февраля. Письмо И.В. Сталина драматургу В.Н. Билль-Белоцерковскому с мнением по поводу «Дней Турбиных» и «Бега».

28 февраля. Знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской (на квартире художников Моисеенко: Большой Гнездниковский пер., 10), будущей третьей женой.

6 марта. Публикация решения Главреперткома о снятии с репертуара всех пьес Булгакова.

17 марта. Последнее 198-е представление «Зойкиной квартиры» (при жизни автора постановка пьесы не возобновлялась).

Апрель. Снята из репертуара пьеса «Дни Турбиных».

8 мая. Сдает в издательство «Недра» отрывок из нового романа — рукопись «Мания фурибунда» (глава из романа «Копыто инженера»).

Начало июня. Последний спектакль «Багрового острова» в Московском Камерном театре.

Начало июля. Пишет письмо-заявление И.В. Сталину, М.И. Калинину, начальнику Главискусства А.И. Свидерскому, М. Горькому о своем трудном положении с просьбой о выезде из СССР (ответа не последовало).

Лето. Переписка с братом — Н.А. Булгаковым, живущим в Париже, о судьбе зарубежных изданий и постановок.

3 сентября. Пишет письмо секретарю ЦИК А.С. Енукидзе и М. Горькому с просьбой походатайствовать о выезде за границу (второе письмо М. Горькому было написано 28 сентября).

Сентябрь. Работает над рукописью «Тайному другу», обращенной к Е.С. Шиловской. Впоследствии этот отрывок послужил основой для начала «Записок покойника» («Театрального романа»).

14 октября. Дирекция МХАТа расторгает договор на пьесу «Бег» и просит вернуть аванс.

Октябрь. Начало работы над пьесой о Мольере.

6 декабря. Закончена первая (рукописная) редакция пьесы о Мольере, названной «Кабала святош».

Перепечатка и чтение пьесы «Кабала святош» у Ляминых и на своей квартире. Обсуждение пьесы и ее доработка перед подачей в Главрепертком.

Возникновение замысла пьесы «Блаженство» и начало работы над ней.

Написание первых глав романа «Театр» (по всей вероятности, переработанный и дополненный вариант наброска «Тайному другу»).

1930 г.

Январь. В письмах к брату, Н.А. Булгакову, в Париж сообщает о трудном литературном и материальном положении.

19 января. Рассказывает о пьесе «Мольер» на совещании Литературно-репертуарного комитета МХАТа.

Конец января — начало февраля. Встречи с Е. Замятиным и Б. Пильняком.

11 февраля. Читает пьесу «Мольер» в Драмсоюзе.

18 марта. Получает из Главреперткома письма о запрещении к постановке пьесы «Мольер».

28 марта. Пишет письмо Правительству СССР с просьбой определить жизненную и творческую судьбу.

Сжигает часть рукописей романа «Театр», ранних редакций «Мастера и Маргариты» и пьесы «Блаженство».

14 апреля. Самоубийство В.В. Маяковского.

17 апреля. Участвует в похоронах В.В. Маяковского. Фотографируется во дворе Клуба писателей с В. Катаевым, Ю. Олешей, И. Уткиным и др.

18 апреля. Состоялся телефонный разговор с И.В. Сталиным, решивший дальнейшую судьбу Булгакова.

Конец апреля. Поступает в Театр рабочей молодежи (ТРАМ) консультантом.

10 мая. Подает заявление во МХАТ с просьбой о приеме на работу. Тогда же зачисляется в труппу театра ассистентом режиссера.

Май. Работа над первым вариантом инсценировки «Мертвых душ» по поэме Н.В. Гоголя.

7 июля. Художественный совет отвергает первый вариант инсценировки пьесы «Мертвые души».

14 июля. Уезжает с ТРАМом в Крым, в Мисхор, где живет до 3 августа, затем возвращается в Москву.

Август—сентябрь. Работает над пьесой «Мертвые души».

Обсуждение с завлитчастью Ленинградского Красного театра Е.М. Шереметьевой будущей пьесы «Адам и Ева».

Замысел инсценировки «Войны и мира» Л.Н. Толстого.

Октябрь. Поездка в Ленинград, встреча с руководством Красного театра.

31 октября. Чтение во МХАТе и обсуждение второго варианта инсценировки пьесы «Мертвые души».

Ноябрь. Доработка пьесы «Мертвые души» по замечаниям художественного совета МХАТа.

2 декабря. Первая репетиция «Мертвых душ» на сцене МХАТа.

28 декабря. Датирует стихотворный набросок «Funerailles» («Похороны»).

Декабрь — начало января 1931 г. Встреча с Е.С. Шиловской в подмосковном доме отдыха; работа над «Мертвыми душами» и «Адамом и Евой».

1931 г.

Январь—февраль. Репетиции пьесы «Мертвые души».

25 февраля. Разрыв отношений с Е.С. Шиловской по настоянию ее мужа.

14 марта. Подает заявление в ТРАМ об отставке, которая была принята 15 марта.

18 марта. Подает заявление во МХАТ с просьбой о зачислении в актерский состав театра.

17 апреля. Подписано соглашение с Московским передвижным санитарно-просветительным театром Института санитарной культуры (Мясницкая, 42) о режиссерской работе над пьесой Н.А. Венкстерн «Одиночка».

30 мая. Пишет письмо И.В. Сталину с размышлениями о своей творческой судьбе и просьбой о заграничном отпуске (письмо осталось без ответа).

Весна—лето. Знакомство с М.П. Смирновой, повлиявшее на замысел романа «Мастер и Маргарита» и образ главной героини.

Начало переписки с П.С. Поповым (первое сохранившееся письмо датируется 26 октября 1931 г., последнее — 24 января 1940 г.).

5 и 8 июля. Подписывает договор на пьесу о войне для Красного театра и Театра им. Евг. Вахтангова.

10—22 июля. Отдыхает на даче у писательницы Н.А. Венкстерн в г. Зубцове на Волге.

Июль—август. Поездка в Ленинград; заключение договора с Большим драматическим театром на инсценировку «Войны и мира» Л.Н. Толстого (26 августа).

24 сентября. Начало работы над инсценировкой «Войны и мира».

Чтение пьесы «Адам и Ева» дирекции Красного театра и позже, в Москве, в Театре им. Евг. Вахтангова. В обоих театрах эта пьеса не была принята.

3 октября. Главрепертком разрешает к постановке пьесу «Мольер».

12 октября. Подписывает договор на постановку «Мольера» с Ленинградским Большим драматическим театром. Позже такой же договор был заключен с МХАТом.

14 ноября. Проводы Е. Замятина за границу.

1932 г.

Январь. Решение правительства о возобновлении «Дней Турбиных». Из театра Булгакову позвонил и сообщил об этом Ф.Н. Михальский 15 января.

11 февраля. Генеральная репетиция (первый показ) «Дней Турбиных».

18 февраля. Премьера пьесы «Дни Турбиных» для публики.

25 февраля. Завершает работу над инсценировкой «Войны и мира».

14 марта. Большой драматический театр сообщил об отклонении пьесы «Мольер» и расторжении договора.

31 марта. Начало репетиций «Мольера» во МХАТе.

9 мая. Заключен договор с киностудией «Межрабпомфильм» о переделке диалогов в звуковой картине «Восстание рыбаков».

18 мая. Сдает переписанные диалоги 1-й части сценария.

11 июля. Заключен договор на книгу о Ж.Б. Мольере для серии «Жизнь замечательных людей».

18 июля. Заключен договор с Театром-студией Ю. Завадского на перевод пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве».

Июль—август. Работа над книгой о Мольере.

Возобновление переписки и отношений с Е.С. Шиловской.

Сентябрь. Начало работы над пьесой «Полоумный Журден» для Театра-студии Ю. Завадского.

1 октября. Опубликован отрывок из пьесы «Бег» («Сон седьмой») в «Вечерней Красной газете» (Ленинград).

3 октября. Расторгнут брак с Л.Е. Белозерской.

4 октября. Заключен брак с Е.С. Шиловской.

15—28 октября. Поездка с женой в Ленинград по вопросам постановки «Мертвых душ» и «Бега». Чтение «Мертвых душ» в Красном театре.

Возобновление работы над «Мастером и Маргаритой».

Конец октября. Переезд Е.С. Булгаковой с младшим сыном Сергеем Шиловским в квартиру Булгакова на Большой Пироговской ул., 35б.

18 ноября. Окончание работы над пьесой «Полоумный Журден».

25 ноября. Перерыв репетиций пьесы «Мольер» в Художественном театре.

28 ноября. Премьера пьесы «Мертвые души» во МХАТе.

Зима 1932—1933 гг. Работа над романом о Мольере.

1933 г.

5 марта. Окончание работы над «Жизнеописанием господина де Мольера» и сдача рукописи в редакцию ЖЗЛ (8 марта).

Начало марта. Переделка отдельных сцен пьесы «Бег» для МХАТа.

10 марта. Возобновление репетиций пьесы «Бег» во МХАТе, продолжавшихся до 15 октября.

7 апреля. Отрицательный отзыв редактора серии ЖЗЛ А.Н. Тихонова (Сереброва) на роман о Мольере.

12 апреля. Булгаков направляет ответ в редакцию ЖЗЛ с отказом переделывать книгу.

29 апреля. Подписан новый договор с МХАТом на пьесу «Бег».

Май. Получает предложение Ленинградского мюзик-холла написать трехактную эксцентрическую пьесу.

18 мая. Заключен договор на будущую пьесу «Блаженство». Начало работы над пьесой — с 26 мая.

Июнь — начало июля. Работа над новой редакцией пьесы «Бег».

10—22 июля. Поездка с Е.С. Булгаковой в Ленинград по поводу пьесы «Бег».

Встречи с А.А. Ахматовой у художника Н.Э. Радлова.

Продолжение работы над романом «Мастер и Маргарита».

Лето—осень. Переписка с братом — Н.А. Булгаковым о постановке пьесы «Зойкина квартира» в Париже.

Сентябрь. Продолжение работы над «Бегом».

9 сентября. Беседа с М. Горьким; обсуждение пьесы во МХАТе. Чтение глав «Мастера и Маргариты» на квартире у Ляминых.

Октябрь. Пишет ответы на анкету «Литературного наследства» о М.Е. Салтыкове-Щедрине («Советские писатели о Щедрине»).

11 октября. Обсуждение музыкально-шумового оформления пьесы «Бег» во МХАТе.

9 ноября. Завершение работы над «Бегом» (датирован текст новой его редакции с пометкой «окончательный вариант»).

29 ноября. Дирекции МХАТа принимает решение об исключении пьесы «Бег» из планов работы театра.

8 декабря. Делает наброски к пьесе «Блаженство» с вариантами названий: «Грезы Рейна», «Рейн грезит», «Острова блаженные».

9 декабря. Играет роль Судьи на просмотре первых шести картин пьесы «Записки Пиквикского клуба» Н.А. Венкстерн (по Ч. Диккенсу). В дальнейшем (1934—1935) Булгаков исполнял эту роль регулярно.

16 декабря. Начинает диктовать Е.С. Булгаковой пьесу «Блаженство».

23 декабря. Читает пьесу «Мольер» во МХАТе новым исполнителям.

25 декабря. Возобновление репетиций «Мольера».

1934 г.

4—22 января. Возвращается к работе над романом «Мастер и Маргарита».

18 февраля. Переезжает по новому адресу: ул. Фурманова, 3/5, кв. 66 (ныне Нащокинский пер.).

Февраль. Встречается с приехавшей из Ленинграда А.А. Ахматовой.

23 марта. Заключен договор на пьесу «Блаженство» с Московским Театром сатиры.

28 марта. Закончена первая рукописная редакция пьесы «Блаженство».

31 марта. Заключен договор с киностудией «Союзфильм» на сценарий «Мертвые души».

11 апреля. Завершена вторая редакция пьесы «Блаженство», чтение ее друзьям (12 апреля).

23 апреля. Окончена третья машинописная редакция пьесы «Блаженство».

25 апреля. Сдает пьесу «Блаженство» в театр, чтение ее труппе театра.

Конец апреля. Подает заявление секретарю ЦИК А.С. Енукидзе о заграничной двухмесячной поездке.

Начало мая. Пишет экспозицию сценария «Похождения Чичикова, или Мертвые души» по поэме Н.В. Гоголя.

10 мая. Обсуждение экспозиции с И.А. Пырьевым и И.В. Вайсфельдом.

17 мая. Заканчивает «Дополнение к экспозиции...».

Заполняет с Е.С. Булгаковой анкеты на заграничные паспорта.

Диктует набросок будущей книги: «Был май...».

29 мая. Подает заявление о приеме в Союз советских писателей.

4 июня. Принят в Союз советских писателей.

7 июня. Булгаковым отказывают в выдаче паспортов для заграничной поездки.

10 июня. Пишет письмо И.В. Сталину с объяснением трудной жизненной ситуации (письмо осталось без ответа).

13 июня. Поездка в Ленинград с МХАТом на гастроли. Работа над киносценарием «Мертвые души».

20 июня. Состоялся 500-й спектакль пьесы «Дни Турбиных».

Начало июля. Читает пьесу «Блаженство» директору Красного театра В.Е. Вольфу (работа театра над пьесой не началась из-за ареста Вольфа).

4 июля. Показывает кинорежиссерам черновую редакцию сценария «Мертвые души».

12 июля. Начинает работу над новой редакцией романа «Мастер и Маргарита». Завершает первую редакцию киносценария «Мертвые души». С 15 по 24 июля работает над второй редакцией киносценария.

19 июля. Возвращается в Москву.

Конец июля — начало августа. Отдыхает на даче в Звенигороде. Продолжает работу над киносценарием «Мертвые души» (письмо Н.А. Булгакову от 1 августа 1934 г.).

11 августа. Заканчивает и сдает на кинофабрику третий вариант сценария «Мертвые души».

15 августа. Утверждение к постановке киносценария «Мертвые души».

16 августа. Заключает договор с киностудией «Украинфильм» о либретто и сценарии пьесы «Ревизор» (по комедии Н.В. Гоголя).

17—23 августа. Поездка в Киев с Е.С. Булгаковой. Переговоры о постановке пьес «Мольер» в Театре русской драмы и «Ревизор» в кино. Встречи с М. Загорским, Н. Эрдманом, В.А. Нелли-Владом.

25 августа. В газете «За большевистский фильм» (многотиражка «Мосфильма») опубликовано интервью Булгакова (и портрет с моноклем) о работе над сценарием к «Мертвым душам».

Начинает работу над киносценарием пьесы «Ревизор».

Конец августа — начало сентября. Первый Съезд советских писателей в Колонном зале Дома союзов. Булгаков не получил даже гостевого билета. Встреча с американскими исполнителями пьесы «Дни Турбиных».

8 сентября. Состоялась беседа с режиссером МХАТа И.Я. Судаковым о возможности постановки пьесы «Бег».

10 сентября. Возобновление работы над «Мастером и Маргаритой».

15 сентября. Режиссер И.А. Пырьев посылает Булгакову экземпляр киносценария «Мертвые души» со своими поправками.

Сентябрь—октябрь. Начал работу (первые наброски) над пьесой о Пушкине.

9 октября. Заключил договор с Театром сатиры о переработке пьесы «Блаженство» в другую (получившую позднее название «Иван Васильевич»).

10—15 октября. Продолжает работу над первой редакцией киносценария «Ревизор».

16 октября. Возобновление репетиций «Мольера» во МХАТе.

17 октября. Чтение «Ревизора» режиссерской группе.

18 октября. На даче у В.В. Вересаева (Николина Гора) делает предложение написать совместно пьесу о Пушкине (по плану, разработанному Булгаковым). В.В. Вересаев соглашается.

24 октября. Заканчивает работу над второй редакцией киносценария «Ревизор».

Конец октября. Завершает работу над первым полным (37 глав) вариантом «Мастера и Маргариты»; 30 октября начата новая тетрадь рукописных дополнений к роману.

3 ноября. Состоялась генеральная репетиция пьесы «Пиквикский клуб» с участием Булгакова в роли Судьи.

5 и 18 ноября. Готовятся поправки к «Мертвым душам».

9 ноября. Завершение окончательного варианта финальной сцены «Сон восьмой» пьесы «Бег».

21 ноября. Получает сообщение о запрещении пьесы «Бег».

Конец ноября. Знакомство с режиссером М.С. Каростиным по работе над сценарием «Ревизора».

Начало работы над пьесой «Иван Васильевич» (переделка пьесы «Блаженство»).

27 ноября. Отказ Московской кинофабрики от поправок к «Мертвым душам» и возвращение киносценария на доработку.

1 декабря. Премьера спектакля «Пиквикский клуб» с участием Булгакова.

17 декабря. Подписан договор с Театром им. Евг. Вахтангова на пьесу о Пушкине.

27 декабря. Состоялась радиопремьера спектакля «Пиквикский клуб». В репетициях спектакля принимал участие Булгаков.

1935 г.

Январь—февраль. Продолжает работу над пьесой о Пушкине, «Мертвыми душами», «Ревизором».

Середина февраля. Начало интенсивных репетиций пьесы «Мольер» с участием К.С. Станиславского.

28 февраля. Закончена новая редакция киносценария «Ревизор».

Март—апрель. Продолжение репетиций «Мольера».

26 марта. Возобновляет работу над пьесой о Пушкине.

27 марта. Завершает черновую редакцию пьесы.

5 апреля. Читает у В.В. Вересаева две последние картины пьесы.

7 и 13 апреля. Встречается с приехавшей в Москву А.А. Ахматовой.

8 апреля. Встречается с Б.Л. Пастернаком у К.А. Тренева.

22 апреля. Пишет письмо К.С. Станиславскому об отказе переделывать пьесу «Мольер». Возражения Булгакова были приняты.

23 апреля. Присутствует с Е.С. Булгаковой на балу в американском посольстве, впечатление от которого повлияло на сюжет одной из сцен в романе «Мастер и Маргарита».

28—29 апреля. Читает дома друзьям 1-й акт нового варианта пьесы «Зойкина квартира».

2—10 мая. Заканчивает вторую редакцию «Зойкиной квартиры».

7 мая. Читает отрывки пьесы «Иван Васильевич» актерам Театра сатиры.

18 мая и 2 июня. Читает пьесу о Пушкине актерам Театра им. Евг. Вахтангова.

Лето. Работает над пьесой «Пушкин» («Последние дни»). Переписка с В.В. Вересаевым о трактовке образа Пушкина в пьесе.

9 сентября. Завершает работу над пьесой «Пушкин».

20 сентября. Получено разрешение Главреперткома на постановку пьесы.

30 сентября. Завершена работа над пьесой «Иван Васильевич».

2 октября. Читает пьесу актерам Театра сатиры.

7 октября. Сдает пьесу в театр.

29 октября. Пьеса «Иван Васильевич» разрешена к постановке.

31 октября. Вносит последние поправки в пьесу.

1 ноября. Снова читает пьесу в Театре сатиры.

18 ноября. Театр сатиры начинает репетиции пьесы «Иван Васильевич».

30 октября. А.А. Ахматова приходит к Булгаковым с вестью об аресте ее мужа (Н.Н. Пунина) и сына (Л.Н. Гумилева). Булгаков помогает Ахматовой составить письмо Сталину. Арестованных выпустили 4 ноября.

5 ноября. Начинает работать над переводом пьесы Мольера «Скупой» («Скряга»); 10 декабря — заключает договор на этот перевод с издательством «Academia».

Конец года. Работает над новой редакцией сценария «Ревизор» в соавторстве с режиссером М.С. Каростиным. Выход совместного киносценария «Необычайное путешествие, или «Ревизор» (по Гоголю) (М.: Цедрам, 1935).

Продолжение репетиций пьесы «Мольер» во МХАТе. К.С. Станиславский отказывается от личной работы над постановкой, предложив выпускать спектакль режиссеру Н. Горчакову.

16 декабря. Закончен перевод пьесы Мольера «Скупой». Возникновение замысла оперы «Пушкин» по пьесе Булгакова с музыкой Д.Д. Шостаковича.

19 декабря. В.В. Вересаев снимает свое имя с пьесы «Александр Пушкин».

1936 г.

Возникновение замысла оперы «Пушкин» по пьесе Булгакова с музыкой Д.Д. Шостаковича.

28 января. В газете «Правда» опубликована статья «Сумбур вместо музыки» об опере Д.Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

5 февраля. Первая генеральная репетиция «Мольера».

9 февраля. Вторая генеральная репетиция.

11 и 15 февраля. Состоялись закрытые просмотры спектакля.

6 февраля. Решает написать пьесу о Сталине.

15 февраля. В многотиражке МХАТа «Горьковец» публикуется ряд отзывов о пьесе и спектакле «Мольер». Среди них интервью с Булгаковым: «Он был велик и неудачлив» — о личности Мольера.

15 февраля. Премьера спектакля «Мольер».

21 февраля. Общественный просмотр спектакля «Мольер».

24 февраля. Первый спектакль для публики (до 4 марта пьеса прошла семь раз).

Конец февраля — начало марта. Продолжение репетиций спектакля «Иван Васильевич» в Московском Театре сатиры. Серия отрицательных рецензий на спектакль «Мольер» во МХАТе. Решение принять участие в конкурсе на учебник «История СССР». Прекращение съемок фильма «Ревизор» (режиссер М.С. Каростин).

5 марта. Начало работы над учебником «Курс истории СССР».

9 марта. В газете «Правда» напечатана статья «Внешний блеск и фальшивое содержание». Снятие спектакля «Мольер» с репертуара.

16 марта. Статья актера театра М.М. Яншина «Поучительная неудача» о спектакле «Мольер» (газета «Советское искусство»). Разрыв отношений Булгакова с Яншиным.

Конец марта — апрель. Готовит поправки к пьесе «Иван Васильевич» по просьбе Театра сатиры.

Нападки в прессе на спектакль «Пушкин», репетиции которого идут в Театре им. Евг. Вахтангова.

Работа над главами учебника «Курс истории СССР» (не был завершен).

11 мая. Участвует в просмотре спектакля «Иван Васильевич»; 13 мая состоялась генеральная репетиция, однако пьеса не была допущена к представлению.

19 мая. Начинает работу над переводом пьесы Шекспира «Виндзорские проказницы» (по договору с МХАТом). Отказывается вносить исправления в пьесу «Пушкин».

31 мая. Уезжает с женой в Киев на гастроли МХАТа.

4 июня. Присутствует на спектакле «Дни Турбиных».

12 июня. Булгаковы возвращаются в Москву.

16 июня. Композитор Б.В. Асафьев предлагает написать либретто оперы «Минин и Пожарский» для Большого театра.

Конец июня — июль. Работает над переводом «Виндзорских проказниц» и либретто «Минин и Пожарский». Живет на даче в Загорянке под Москвой.

Начинает последнюю тетрадь дополнений к основному тексту рукописной редакции «Мастера и Маргариты».

27 июля. Уезжает с женой в Синоп (под Сухуми).

Август. Продолжает работу над переводом пьесы «Виндзорские проказницы» и объединением ее с другой пьесой Шекспира «Генрих IV» (написание новой пьесы).

1 сентября. Булгаковы возвращаются в Москву.

14 сентября. Прекращает работу над переводом «Виндзорских проказниц».

Получает предложение художественного руководителя и дирижера Большого театра С.А. Самосуда написать либретто оперы о Перекопе и перейти на постоянную работу в Большой театр.

15 сентября. Подает во МХАТ заявление об увольнении и одновременно заявление в Большой театр о приеме на работу.

10 октября. Поступает в Большой театр либреттистом и консультантом.

20 октября. Заполняет анкетную карточку договора, где обязывается писать одно либретто в год.

Октябрь—ноябрь. Работает над либретто оперы «Черное море».

23 ноября. Делает наброски либретто оперы «О Владимире». Эта работа продолжения не получила.

26 ноября. Начало работы над «Записками покойника» («Театральным романом»).

Декабрь. Е.С. Булгакова записывает «Устные рассказы» Булгакова о Сталине и его приближенных.

1937 г.

Январь—февраль. Запрет на постановку пьесы «Пушкин».

Предложение композитора Е.Е. Петунина написать либретто оперы о Петре I.

18 марта. Завершает работу нал либретто «Черное море».

20 марта. Пишет новый вариант «Автобиографии».

Конец марта. Завершает работу над либретто оперы «Минин и Пожарский» (композитор Б.В. Асафьев), работает над ее постановкой в Большом театре.

2 апреля. Московский городской суд отклонил иск Харьковского драматического театра о взыскании с Булгакова денег за не вышедший там спектакль «Пушкин».

7 апреля. Булгакова вызывают в ЦК ВКП(б) партии к М.А. Агарову для беседы о переделках пьесы «Пушкин» и либретто «Минин и Пожарский».

Апрель—май. Чтение глав из «Записок покойника» своим друзьям. Наброски к либретто оперы «Рашель». Участие в репетициях «Минина и Пожарского» в Большом театре.

Весна—лето. Возобновление переписки с братом — Н.А. Булгаковым о постановке во французском театре пьесы «Зойкина квартира» и своих авторских правах за границей.

Переписка с ленинградским композитором Б.В. Асафьевым (началась в июле 1936 г. и продолжалась почти два года) о написании либретто и постановке оперы «Минин и Пожарский».

16 июня. Уезжает в деревню Богунью под Житомиром по приглашению отдыхавшего там у своих родственников (дача Тарасевича) актера МХАТа В.А. Степуна.

14 августа. Возвращается в Москву.

Сентябрь. Прекращает работу над «Записками покойника».

13 сентября. Заканчивает работу над либретто «Петр Великий».

28 сентября — 1 октября. Работает над второй редакцией пьесы «Бег».

Октябрь. Получает предложение написать либретто оперы о 1812 годе по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».

8 декабря. Начинает работу над новой редакцией романа «Мастер и Маргарита».

1938 г.

29 января. Присутствует на первом исполнении Пятой симфонии Д.Д. Шостаковича в консерватории.

4 февраля. Пишет письмо И.В. Сталину с ходатайством о высланном драматурге Н.Р. Эрдмане.

Зима—весна. Продолжает работу над «Мининым и Пожарским». Интенсивно работает над романом «Мастер и Маргарита».

Служба в Большом театре: составление отзывов, консультации, участие в репетициях. Чтение глав романа «Мастер и Маргарита» друзьям и знакомым.

2 мая. Читает «Мастера и Маргариту» Н.С. Ангарскому (видному издательскому работнику), который высказался о невозможности публикации романа.

22—23 мая. Закончена последняя рукописная редакция «Мастера и Маргариты».

26 мая. Елена Сергеевна с сыном Сережей Шиловским уезжают на все лето в г. Лебедянь. Живут в доме счетовода В.И. Андриевского. М.А. Булгаков в письмах к жене сообщает о ходе работы над романом «Мастер и Маргарита».

26 мая — 24 июня. Перепечатка и правка романа.

25 июня. Уезжает к семье в Лебедянь.

22 июля. Возвращается в Москву.

Август. Работает над инсценировкой «Дон Кихота».

4 сентября. Читает актерам Театра им. Евг. Вахтангова вариант инсценировки «Дон Кихота».

10—19 сентября. Начинает работу над пьесой «Пастырь» (впоследствии названной «Батум»).

23 сентября. Начало работы над либретто оперы «Мадмуазель Фифи» («Рашель») по новелле Ги де Мопассана.

8 октября. Заканчивает инсценировку «Дон Кихота».

Середина октября. К юбилейным дням МХАТа пишет либретто шуточного приветствия от Большого театра: «Юбилейное заседание».

5 ноября. Получено разрешение на постановку пьесы «Дон Кихот».

10 ноября. Чтение пьесы «Дон Кихот» в Театре им. Евг. Вахтангова.

Конец года. Продолжает работу над романом «Мастер и Маргарита» и либретто «Рашель». Трансляция по радио оперы «Минин и Пожарский».

1939 г.

2 января. В многотиражке Большого театра «Советский артист» печатает юмористический репортаж «Детский рассказ».

Январь. Продолжает работу над либретто «Рашель».

16 января. Работает над пьесой «Батум»; 25 января были готовы три картины пьесы.

Январь—весна. Переписка с композитором И.О. Дунаевским о либретто оперы «Рашель».

26 марта. Заканчивает работу над либретто «Рашель».

26 апреля — 14 мая. Читает друзьям полный текст «Мастера и Маргариты».

18 мая. Замысел пьесы о Ричарде Первом («Ласточкино гнездо»).

28 мая. Замысел либретто балета по сказке Х.К. Андерсена «Калоши счастья».

9 июня. Состоялась беседа во МХАТе об условиях договора на пьесу «Батум».

2 июля. Чтение артистам Художественного театра фрагментов пьесы «Батум».

11 июля. Чтение пьесы в Комитете по делам искусств.

Июль. Завершает работу над пьесой «Батум».

24 июля. Передает пьесу «Батум» руководству МХАТа.

27 июля. Чтение пьесы «Батум» в Художественном театре.

14 августа. Отъезд М.А. и Е.С. Булгаковых с постановочной бригадой МХАТа для работы над пьесой «Батум» в Грузию. Возвращение в тот же день в Москву из Тулы после телеграммы, отменяющей поездку.

Ухудшение состояния здоровья М.А. Булгакова.

10 сентября. Отъезд с женой в Ленинград.

11 сентября. Внезапное ухудшение зрения у Булгакова.

15 сентября. Возвращение из Ленинграда в Москву. Консилиум врачей и подтверждение ранее поставленного диагноза: гипертонический нефросклероз.

4 октября. Диктует Елене Сергеевне поправки к «Мастеру и Маргарите». Работа эта продолжалась почти до самой кончины Булгакова.

10 октября. Передача ведения всех дел Е.С. Булгаковой.

24 октября. Заседание художественного совета МХАТа, одобрившего предстоящую постановку пьесы «Пушкин».

11 ноября. Первый визит к Булгакову секретаря Союза писателей СССР А.А. Фадеева.

16 ноября. Заключение договора с Ленинградским Большим драматическим театром на постановку пьесы «Дон Кихот».

18 ноября — 18 декабря. Находится на лечении в подмосковном санатории «Барвиха». Временное улучшение здоровья и восстановление зрения. Чтение романа «Мастер и Маргарита» друзьям, работа над дополнениями к нему.

1940 г.

6 января. Делает записи к ранее задуманной пьесе «Ласточкино гнездо».

22 января. Подписывает договор с МХАТом на постановку пьесы «Александр Пушкин» («Последние дни»). (Пьеса была поставлена в 1943 г.)

13 февраля. Последний раз диктует поправки к роману «Мастер и Маргарита».

Февраль — начало марта. Дежурство у постели больного Булгакова его друзей и близких. Визиты А.А. Фадеева, планы поездки Булгакова на юг Италии для лечения.

4 марта. «Утро. Проснулся... Потом заговорил: «Я хотел служить народу... Я хотел жить в своем углу... (Сергею Шиловскому5) Ты знаешь, что такое рубище? Ты слышал про Диогена? Я хотел жить и служить в своем углу... я никому не делал зла...»» (из дневника Е.С. Булгаковой, который она вела с октября 1939 г. до кончины М.А. Булгакова, о его последних днях).

10 марта в 16 часов 39 минут Михаил Афанасьевич Булгаков скончался.

11 марта. Гражданская панихида в здании Союза писателей СССР (ул. Воровского, ныне Поварская, 52). Перед панихидой московский скульптор С.Д. Меркуров снял с лица Булгакова посмертную маску.

С прощальным словом на панихиде выступили Вс. В. Иванов, А.М. Файко, В.О. Топорков, Б.А. Мордвинов.

12 марта. Кремация тела М.А. Булгакова. Урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.

Примечания

Составлена Б.С. Мягковым.

1. Даты до февраля 1918 г. приводятся по старому стилю.

2. История болезни (лат.).

3. Песня лета (фр.).

4. Иногда указывается адрес: «Дом 35а».

5. Сын Е.С. Булгаковой.