Вернуться к И.А. Башкирова. Безличные предложения в контексте романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Выводы по I главе

1. Сосуществование в лингвистической науке различных тенденций выделения структурных схем (на основе предикативного или номинативного минимума предложения) дает возможность выбора концепции в соответствии с целями и задачами исследования.

Целям нашего исследования соответствует понимание структурной схемы предложения как его номинативного минимума. Понимание структурной схемы как номинативного минимума предложения позволяет дать исчерпывающую характеристику внеязыковых ситуаций, которые номинируют модели БП. Определяющими критериями для выделения количества компонентов модели являются следующие: 1) способность формой глагола выразить значение безличности — некую метафизическую силу + действие / состояние; 2) словосочетательные связи компонента, выступающего в роли главного члена БП. Таким образом, способность передать значение безличности, а также наличие словосочетательных связей предопределяет обязательную синтагматику модели, то есть такой её минимум, который может передать пропозитивное значение. С этих позиций выделяем одно-, двух- и трехкомпонентные модели глагольных БП.

2. Большинство глагольных моделей БП, составляющих художественное пространство романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», могут вступать в синонимические отношения с моделями других типов простого предложения. К моделям БП, обладающих такими свойствами, относятся модели Мне (не) читается; Необыкновенно загорелось / Так продолжалось / На пол полилось; Несчастья не случилось; Не последовало сигнала / Не существует магии; Мне хочется спать / Мне хочется читать книгу; Меня шатает; В комнате пахло духами; Ветром сбило штору / Грозу сносило к морю.

Вступление данных БП в синонимические отношения с другими типами односоставных конструкций (неопределенно-личными и инфинитивными) и двусоставных конструкций позволяет автору выбрать конструкцию из представленного языком синонимического ряда. Выбор автором модели БП позволяет судить о том, что его интересует модусная семантика именно БП.

3. Художественный дискурс М.А. Булгакова организуют различные типы глагольных моделей, репрезентирующих интенциональность языкового субъекта. В пределах дискурса создается уникальная закрытая система глагольных моделей БП. Она раскрывает особенности видения мира писателя. В ней отражаются ценностные параметры модели мира. Система глагольных моделей БП формируется несколькими факторами: 1) количеством глагольных моделей, входящих в состав дискурса М.А. Булгакова; 2) количеством предложений, построенных по той или иной модели; 3) соотношением структурно-семантических типов моделей; 4) возможностью выбора автором другой конструкции из представляемого языком синонимического ряда.

4. В обеих семантических сферах функционирования БП: «человек» и «природа» дискурса романа можно отметить доминантные модели, выявляемые статистическим анализом. Семантика высказываний формируется на основе грамматической семантики структурного типа и конкретизируется лексическим наполнением моделей.

5. К доминантной модели, номинирующей сферу «человек», относится модель Мне хочется читать книгу. Внеязыковая ситуация, которую она призвана отразить, представляет человека как субъекта неволитивного состояния. Человек находится во власти некоей жизненной стихии, положений дел, с которыми он не в силах совладать. Лексическая семантика модальных слов в этих конструкциях подчеркивает грамматическую семантику структурного типа. Актуализируются следующие типы модальных значений: неизбежность, возможность / невозможность, желательность, необходимость. Наиболее частотными являются компоненты со значением неизбежности — придется; со значением возможности — можно; со значением необходимости — нужно.

6. К доминантным моделям, номинирующим сферу «природа», относятся следующие: Ветром сбило штору / Грозу снесло к морю; Несчастья не случилось. Семантика данных моделей актуализирует в одном случае непредсказуемость, неподвластность человеку происходящей ситуации, во другом — разрушительность, беспощадность действий могущественного непредсказуемого каузатора. В первом случае лексическое наполнение главного члена формирует семантику модели: «действия, разрушительных сил», во втором случае — «неподвластность человеку экзистенции предмета».

7. Дискурсивная оппозиция доминантных моделей создает область манифестаций интенциональности писателя. Для него оказывается важной сопряженность концептов «человек» и «природа», транспонированная в модельной грамматической семантике БП как диатеза «человек и высшая сила». Контаминация грамматической семантики доминантных моделей свидетельствует о том, что для М.А. Булгакова важно показать не отдельно человека и какие-либо стихийные явления, а именно человека, живущего и действующего под властью каких-либо стихийных, сверхъестественных, судьбоносных сил.