Вернуться к М.А. Кулабухова. Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Глава II. «Жизнь Арсеньева» И.А. Бунина и «Белая гвардия» М.А. Булгакова: автобиографический контекст

Каким бы фантастическим ни было содержание того или иного произведения, не говоря уже о сочинении реалистическом, в его основе всегда присутствуют случай, факт, явление, послужившие толчком к созданию произведения. Пожалуй, всегда таким толчком для писателя становится самое яркое, важное, главное событие, причем эмоциональная оценка произошедшего, влияющая на отбор материала, все-таки уступает оценке философской, позволяющей выделять как самое позитивное, светлое, радостное, так и самое негативное, мрачное, печальное. Революция, гражданская война и последовавшая за ними эмиграция стали мощнейшим толчком для создания произведений-воспоминаний, сохраняющих в слове старое патриархальное бытие прежней России.

Создать исповедальные по своему характеру, правдивые по степени изображения жизни произведения — документы эпохи — и были призваны писатели XX века, обратившиеся за материалом будущих произведений к своим биографиям, к историям своих семей.

Так рождаются произведения о совсем недавнем, тревожном прошлом (в частности — роман М.А. Булгакова «Белая гвардия») и о прошлом далеком, но мирном, благодатном (к таким образцам следует отнести и роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева»).