Вернуться к А. Стеценко. Антиномическая структура романа Михаила Булгакова «Белая гвардия»

1.1. Влияние цвета на мышление человека, особенности цветового значения в период написания романа «Белая гвардия»

Центральное место в символическом контексте романа занимает цвет. Конкретный цвет окружен ассоциативным ореолом. Разнообразные цветовые сочетания несут в себе отголоски человеческих эмоций, настроений, динамику чувств и мыслей.

Цвет имеет колоссальное значение на психику человека, вызывая в нем определенные изменения, влияющие на возникновение специфических ассоциаций и представлений.

В романе цветовые эпитеты образованы не только при помощи прилагательных и прямых указаний на ту или иную цветовую гамму, но и при помощи определений, заменяющих цветовую семантику, художественных сравнений или субстантивированных существительных.

Поскольку роман был написан в XX веке, в период глобальных исторических перемен, необходимо отметить, что именно в России в это время «звучание» цветового ряда приобретает особую окраску. Специфичность этой окраски состоит в том, что цвет очень активно используется в качестве выражения обозначений общественно-политических движений. Белый, черный и красный цвета служат для распознания различных классовых и общественных групп, и потому в сознании поколений неразделимы с их идеологической трактовкой.

Но в своем произведении Булгаков при помощи цвета создает картины, воздействующие на человека, прежде всего, в эмоциональном плане, а не в политическим, как может показаться из названия романа — «Белая гвардия». Прежде, чем рассматривать значения «классических» для той эпохи цветов — красного и белого — в булгаковском романе, попытаемся сделать краткий обзор происхождения данных терминов в политическом и историко-культурном контексте.