Вернуться к А. Стеценко. Антиномическая структура романа Михаила Булгакова «Белая гвардия»

Введение (история создания романа, цель работы)

Для начала обратимся к источникам, повествующим об истории написания романа «Белая гвардия».

Данные о создании романа чрезвычайно скудны. Не сохранилось не только ни одной рукописной страницы — нет даже машинописного текста романа. Процесс работы над «Белой гвардией» может быть воссоздан лишь по разрозненным упоминаниям самого Булгакова и его современников, а также по появлявшимся в разное время в печати фрагментам романа.

Первое упоминание о романе относится к декабрю 1922 года, когда в газетном выпуске «Накануне» был опубликован отрывок «В ночь на третье число» с примечанием «Из романа «Алый мах». Комментаторы считают, что «Алый мах» — это первоначальное название «Белой гвардии».

Сохранились сведения о том, что первоначально Булгаков задумывал создать эпическую трилогию, но осуществить этот замысел ему не удалось из-за цензуры. В результате ему пришлось уложиться в рамки сравнительно небольшого романа с ограниченным количеством действующих лиц.

Первые отрывки: «Вечер у Василисы», «Петлюра идет на парад» и «Конец Петлюры» были напечатаны в 1924 году. Когда же дело дошло до публикации романа, возникла почти трагическая ситуация: ее невозможно было осуществить по цензурным соображениям. Сделать же это решился редактор журнала «Россия» И.Г. Лежнев. В первой половине 1925 года были опубликованы первые части романа. Публикация не была завершена, так как журнал был закрыт, а редактор выслан за границу. В 1927—1929 годах роман был опубликован полностью в Париже. В России полный текст романа вышел только в 1966 году1.

Цель работы

В своей работе я буду рассматривать роман с точки зрения антонимической структуры его текста и сюжетно-образного повествования, исследовать отдельно взятые противопоставления в их смысловом значении с целью выявить их ассоциативное воздействие на читателя и попытаться определить авторскую позицию.

Практически любой текст — и в частности художественный — можно представить себе как совокупность напряжений и разрядок, создаваемых многими парами противоположностей в их многократных вхождениях.

Структура повествования романа «Белая гвардия» основана на символических и художественных противоположностях, противопоставлении одних героев другим, множестве образных антонимах, выражающих художественное пространство в произведении и его смысловую концепцию.

Рассматривая роман с точки зрения его построения на словесных, стилистических, образных и композиционных антитезах, множество противоположностей можно условно разделить на три большие группы:

1. Цветовая символика.

2. Герои романа (герои антагонисты и протагонисты).

3. Пространственное движение в романе.

В первой части своей работы я буду исследовать поведение цветовой линии в романе, значение отдельно взятых цветов, частоту их употребления, а так же смысловую нагрузку, которую несут в себе эти цвета, и попытаюсь доказать, что колористическая контрастность в произведении является одним из основных принципов построения структуры романа.

Во второй части я рассмотрю характеры действующих лиц, а так же их внешний вид, обстоятельства их жизни, поведения и т. д. с точки зрения образной антитезы, а так же попытаюсь определить, кто из героев противостоит друг другу, и как это противостояние в общие идейные рамки романа.

В третьей части я проведу анализ пространственного движения художественного текста романа, сравнивая пространственные объекты романа и их значение для общей идеи романа.

Примечания

1. Информация взята из брошюры Л.Л. Горелик «Белая гвардия. Анализ текста».