Вернуться к Сочинения

В «обществе и свете»

Много бурного восторга и оживленных обменов мнений вызвала в избранном Сухаревском обществе пышная елка-раут, состоявшаяся в ночь с 25 на 26 сего декабря в апартаментах местной вдовы города Москвы, 47 лет, Дарьи Прохоровны Матюковой (4-я Мещанская, уг<ол> Старой Божедомки. Если зайтить во двор, то по правую руку деревянный флигель).

Пышная елка-раут, хоть и по новому стилю, тем не менее началась в шесть часов вечера непринужденным прибытием приглашенных. Среди гостей, имевших провести интимный семейный вечер Рождества Христова и тихо повеселиться, можно было наблюдать многих именитых особ, как торгового, так и духовного звания. А равно и один китаец.

Нужно констатировать, что все сливки общества были налицо. Явно выделялись изысканные туалеты дам и таковые же мужчин-кавалеров. А также четыре дюжины пива, не считая более крепких напитков, между прочим, собственного приготовления.

Вышеупомянутая хозяйка пышной елки-раут, вдова г. Москвы (полосатая кофточка с бретельками при зеленой юбке с треном), была присуждена королевой настоящего торжества, а также и впредь. Опять же принимая во внимание большой салонный оркестр с четырех граммофонов, который способствовал. И пиво. А также китаец. Этот сын Поднебесной Империи, имея производство кожаных ридикюлей и, между прочим, будучи женат на русской, отличался синим френчем при визиточных брюках-клеш. И желтые штиблеты на ранте.

Но что приводило в состояние энтузиазма, то это отец Лука. Несмотря на духовный сан и лиловую рясу на малиновой подкладке, а также шелковый пояс, вышитый таковой же гвоздикой, отец Лука первый показал пример обращения к даме. И пивом. На что китаец возразил вполне вежливо, что религия здесь ни при чем, и которые любители, могут до чужих женщин не обращаться с двусмысленными предположениями. Чего означенный иерей не мог оставить без всяких последствий и, взяв в руки эмблему Рождества Господа нашего Иисуса Христа — пышную елку-раут, ударил означенной эмблемой сына Поднебесной Империи. И многочисленные свечи, которые обляпали китайский френч и визиточные брюки-клеш.

Приближался полный апогей, тем более что один из граммофонов, исполнявших хор сибирских бродяг, на самом интересном месте был разрушен коротким спичем, который произнес преклонный старец и всеми уважаемый купец Козодоев (сюртук, манишка и серебряное пенсне). При составлении протокола гости держали себя с непринужденным достоинством.

А также остатки пышной елки-раут и граммофонной трубы — все честь честью по описи. И два самогонных аппарата, обнаруженные в чулане.

Дружеская беседа затянулась далеко за полночь.

Примечания

«Газета «Крокодила». 1924. № 1 (по-видимому, вышел единственный номер). Подпись: Крахмальная Манишка.

Заглавие фельетона представляет собой цитату из пьесы «Дни нашей жизни», где наивный подпоручик Миронов, впервые попавший в Москву, повторяет: «Жажду общества и света»; «Жажду просвещения, общества и света» (Андреев Л.Н. Собр. соч.: В 6 т. М., 1994. Т. 3. С. 337—338).

...4-я Мещанская, уг<ол> Старой Божедомки. — Ныне улицы Мещанская и Дурова.

...при зеленой юбке с треном... — Трен — шлейф у женского платья.

...хор сибирских бродяг... — Возможно, подразумевается русская народная песня «Бродяга» («По диким степям Забайкалья...»).