Государственный завод «Пароремонт» в Подольске
За городом, за линией железной дороги, раскинулась группа деревянных бараков и краснокирпичных корпусов, к которым идет подъездная ветка от главной линии. По этой ветке подходят больные паровозы в огромный крытый стеклом корпус. Расхлябанные, больные паровозы в этом высоком корпусе поднимают домкратами, осматривают, ощупывают и, передвигая по определенным путям, постепенно начинают «раздевать», снимая с них все изношенное, испорченное, требующее починки.
В окружающих цехах, в кузнице, в паровозноразборном, в котельном в это время кипит работа. Там гремят молоты и пышут жаром печи. Там куют, сваривают, там работают всякие режущие станки. Оттуда выходят блестящие, заново отделанные детали паровоза. И, далее, оголенный паровоз начинают ими одевать. Из корпуса он выходит здоровым. По маленькой ветке его гонят из высокого корпуса в одно из «заправочных» стойл. Там, в стойле, в нем поднимают пар, проверяют его и пробуют. Если результаты удовлетворительны, паровоз должен выдержать еще последнее испытание. По главной линии его пускают в «обкатку» до станции Гривна и обратно. Испытание показывает годность паровоза, и после него он идет на службу в транспорт. Весь завод построен так, чтобы ремонт частей был массовым и обезличенным. Созданный и организованный инженером Крестовниковым, он может во многом быть образцом, достойным подражания для наших железнодорожных мастерских.
Цеха и отделения
Литья «Пароремонт» сам не изготовляет. Его доставляет механический завод, а на «Пароремонте» оно только обрабатывается. Кованые же части паровозов «Пароремонт» заготовляет в своей кузнице. В ее мрачных закопченных помещениях высятся паровые молота. Их пять, каждый по 45 пудов. Кроме них работают еще пневматические по 30 пудов. В кузнице за рядом молотов блестят огни. В раскаленных рессорных печах сверкают полосы металла. Стучат и ахают молоты, и слышится непрерывный гул от тока воздуха в трубопроводах. Вся кузница прорезана трубами. По одним идет воздух, по другим уходит обработанный пар от молота. В огромном баке, «успокоителе», возбужденный пар успокаивается, доводится до такого состояния, чтобы он не давал толчков, и после этого уходит в трубы отопления. Таким образом, ни одна капля пара не пропадает даром.
Кузница оборудована превосходно, но в дальнейшем это оборудование улучшится: сейчас в верхнем отделении устанавливают новый мощный вентилятор Рута.
В трубной мастерской оглушительный, нестерпимый не то вой, не то ураганный грохот, оттого что длинные тонкие дымогарные трубы перекатываются в чистильных барабанах, сбрасывая с себя накипь. Рядом режут и обтачивают их изломанные концы, наставляют и приваривают новые. После этого трубы идут на станок, где их испытывают на давление. Тут же при испытании работает сварочный ацетиленовый <аппа>рат, кислород для которого доставляется из Москвы.
Самое важное — сборочное отделение. Оно представляет собой громадный застекленный корпус с рельсовыми путями. Тут стоят поднятые домкратами Беккера паровозы. На рельсах рядами скаты. Рядом, в бандажной мастерской, снимают со скатов бандажи, разогревая их в особых круглых печах с форсунками. Дальше, в котельном отделении, вынимают котлы, поднимая их кранами. Среди них — один мощный, с подъемной силой в 1500 пудов. Дальше ряды тендеров, назначенных в ремонт, а по окраинам сборочного — ряды станков колесо-токарных и карусельных.
В следующем корпусе — механическое отделение. В нем изготовляют мелкие части. Там вертятся приводные ремни и гремят сверлильные, строгальные и токарные станки.
«Детище революции»
Так называют «Пароремонт». И надо сказать, что это, быть может, единственный завод, заслуживающий этого названия. Весь он до последнего винта оборудован в революционное время. На теперешней территории завода был только голые стены неоконченного постройкой частного кабельного завода Шамшина и Вишнякова. ВСНХ, в ведении которого «Пароремонт» находится с 1918 г., собирал с закрывающихся военных заводов оборудование, пока совершенно не наладил «Ремонт». Штат рабочих был доведен до 800 человек, и, постепенно развиваясь, завод начал выпускать к началу 1922 г. по 15 паровозов в месяц.
Теперешнее положение
В летние месяцы продукция резко упала в связи с сельскохозяйственными отпусками. Большая часть рабочих — окрестные крестьяне, и с уходом их на работы цеха сжались и сократились до последней возможности. Работа в сбор<оч>ном начала замирать. Сократился и строительный цех, ограничив работу ремонтом путей и приведением в порядок станционных зданий.
Ближайшее будущее
По единодушному мнению всех служащих на заводе оно в высшей степени сомнительно.
— Мы отдаем всю нашу продукцию комиссариату путей сообщения. Нам необходим постоянный договор с ним, который даст нам оборотные средства. Но этого договора все нет и нет, и когда он будет — неизвестно. Если мы не заключим его, мы зарезаны. В октябре нас снимут с государственного снабжения, и тогда без договора нам крышка. А тормозится договор отсутствием средств у НКПС. Положение скверное.
«Пароремонт» — завод государственного значения. При надлежащем снабжении средствами он мог бы довести выпуск до одного паровоза в день. Но никаких средств у нас нет. А между тем будущий урожай, его реализация — все зависит от транспорта, а значит, непосредственно от заводов нашего типа. Станет он, и транспорту будет нанесена неизлечимая рана.
Примечания
«Рабочая газета». 1922. 15 августа. Подпись: Булл.
...вентилятор Рута. — Промышленный вентилятор, состоящий из чугунного кожуха, в котором вращаются два 8-образных поршня.
...поднятые домкратами Беккера... — Разновидность ручного домкрата.
На рельсах рядами скаты. — Скат — пара колес на оси.
...снимают со скатов бандажи... — Бандаж — стальной обод, надеваемый на колесо и предохраняющий его ребро от износа.
...в особых круглых печах с форсунками. — Форсунка — устройство для распыления жидкого топлива при подаче в топку.
...ряды тендеров... — Тендер — прицепленная к паровозу отдельная повозка, несущая запас воды и топлива.
...ряды станков <...> карусельных. — Карусельный станок — вид токарного станка для обработки крупных заготовок.
ВСНХ... — Всероссийский (затем Всесоюзный) совет народного хозяйства.