Вернуться к Сочинения

Смерть Иоанна Грозного

Первое звено в драматической трилогии А. Толстого.

Трагедия необузданного повелителя и жалкого раба страстей, истребившего дотла все, что стояло на пути к осуществлению больной фантазии, ставшего совершенно одиноким и падающего в конце концов под тяжкими ударами, подготовленными своею собственной рукой.

Колоссальна центральная фигура Иоанна, в котором уживались рядом и истинный зверь и полный фальши отталкивающий комедиант. Иоанна играет Аксенов.

От каждой фразы, от каждого движения страшного лица Иоанна веет настоящим актерским искусством, настоящим мастерством.

Только оно и подлинная школа могут подсказать актеру смелое движение жезлом перед фразой:

— Я Сицкого не вижу между вами?

Или превращение, почти мгновенно, лукавого лицедея, кощунственно прикрывшегося монашеским одеянием, в прежнего страшного деспота.

Аксеновский Иоанн, безусловно, цельный художественный образ, один из тех, которые не часто можно видеть.

В роли Годунова А. Толстым создан целый ряд трудных мест, к которым прежде всего нужно отнести те моменты трагедии, где Годунов беспрерывно на сцене, но ничего не говорит. А между тем эти моменты очень важны. Достаточно вспомнить ссылку самого Толстого на дрезденского Квантера, видевшего в них широкое поле для актерского действия без слов.

Дивову не удалось преодолеть эти трудности, и местами Годунов у него мертвенно неподвижен.

Ансамбль, в общем, безнадежно слаб. Совершенно безжизненны фигуры, окружающие Иоанна. Некоторые сцены трагедии пропадают.

О внешней стороне спектакля говорить не приходится. Обстановка убогая.

Примечания

«Коммунист». Владикавказ, 1921. 13 апреля. Подпись: М. Булгаков.

Первое звено в драматической трилогии А. Толстого. — Трилогия А.К. Толстого включает пьесы «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).

...ссылку самого Толстого на дрезденского Квантера... — В «Проекте постановки на сцену трагедии «Смерть Иоанна Грозного»» Толстой писал:

Четвертое действие самое трудное для художника. В нем Годунов постоянно на сцене, но почти вовсе не говорит. <...> С первого взгляда казалось бы, что автор в этом действии вовсе забыл о роли Годунова, но он нигде не предоставил художнику такого широкого поля для игры, как именно здесь. Один из лучших немецких актеров, дрезденский артист Квантер <...> более всего рассчитывал для своего успеха на четвертое действие.

(Толстой А.К. Собр. соч.: В 4 т. М., 1964. Т. 3. С. 464.)