Вернуться к Сочинения

С.П. Аксенов

(35 лет служения сцене)

Раз летом 1885 года в Богородске под Москвой на Яузе купался с товарищем ученик Школы живописи и ваяния Сергей Аксенов.

Барахтались в воде, смеялись, а потом Аксенов начал декламировать:

Вырыта заступом яма глубокая,
Жизнь невеселая, жизнь одинокая...

И слова стихов звучно неслись по глади речки. Декламацию услыхал актер Семенов-Райский, который в это время с компанией учеников театральной школы тоже купался.

Когда купанье окончилось, он заговорил с Аксеновым:

— А вы, батенька, хорошо читаете... Да. Вот что: не хотите ли участвовать в нашем драматическом кружке «Рассвет»?

Упрашивать Аксенова долго не пришлось, и через день он уже был на репетиции «Жених<а> из Ножевой линии» в театре, который помещался на Никитской и назывался «Секретаревка». В «Секретаревке» и подвизался кружок. В этом театре в то время играли Андреев-Бурлак и Иванов-Козельский.

Так началась сценическая карьера.

Райский очень скоро отметил Аксенова, дал ему играть Жадова.

Получив свое крещение в «Секретаревке», Аксенов двинулся дальше по трудному пути профессионального актера и поступил на службу к Лентовскому, который тогда держал драму в «Эрмитаже». Три года прослужил у Лентовского, все больше выдвигаясь вперед, постепенно определяя амплуа и переходя с любовников на характерные роли.

После московского Эрмитажа Аксенов пробыл два года на частных московских сценах, а затем начался период жизни, полный переездов, — период служения русской провинциальной сцене.

Был всюду. Исколесил Россию — от Вологды до Ялты и от Вильно до Иркутска. В антрепризе Дмитриева-Волынского служил в Нижнем. Начал в это время постепенно режиссировать. Девять лет работал в деле у Каширина, причем играл в Херсоне, Ярославле, в Сибири. Несколько сезонов — у Медведева в Царицыне, Екатеринодаре. У него стал играть героев-резонеров.

Потом сам стал пробовать держать антрепризу и благодаря широкому размаху и стремлению лучше обставить дело всегда и неизменно на ней терял.

Годы войны застали Аксенова в Киеве, где он со Слоновым служил во 2-м Городском театре.

В годы революции работал в антрепризе Сагайдачного во Владикавказе, а затем в Новочеркасске и Минеральных труппах, и, наконец, последние годы, 20-й и 21-й, вновь во Владикавказе.

На своем сценическом пути Аксенов был отмечен много раз. Много раз критики и рецензенты разных городов называли его игру тонкой и выразительной. За «Детей Ванюшина» он был назван сердечным артистом. Иоанна в «Грозном» Аксенов впервые играл в Уфе. О нем писали, что Иоанна он провел с честью. Критик Николаев в Киеве отмечал его чуждую подчеркиваний игру, говорил о его строгой выдержанности. В Ялте рецензенты выделяли его образ Калугина в «Псише». Яркий отзыв получил однажды Аксенов, играя в «Чужих» Потапенко. О нем писали, что он своей игрой заставил остальных актеров словно «исчезнуть» со сцены. Для того, чтобы достичь этого, нужно было многое сделать.

И здесь, во Владикавказе, в этом сезоне, мы могли проверить тонкость и глубину понимания, которые проявил Аксенов, дав мастерски сделанный образ Иоанна.

У Аксенова в прошлом очень многое. Долгая, трудная работа, вереница продуманных и мастерски обработанных драматических образов. А в настоящем все та же работа, снова работа и неизменная, настоящая служба русской сцене и верная ей любовь...

В «Гаудеамусе», который идет юбилейным спектаклем 19 мая, Аксенов играет Онуфрия. Студента, верного традициям университета, играет верный сцене, отдавший ей 35 лет, старый актер.

Примечания

«Коммунист». Владикавказ, 1921. 18 мая. Подпись: Михаил Булгаков.

...в Богородске под Москвой... — Ныне г. Ногинск.

Вырыта заступом яма глубокая, / Жизнь невеселая, жизнь одинокая... — Первые строки безымянного стихотворения (1860) И.С. Никитина.

...на репетиции «Жених<а> из Ножевой линии»... — «Жених из Ножевой линии» (опубл. 1854) — комедия А.М. Красовского.

...в театре, который помещался на Никитской и назывался «Секретаревка». — Имеется в виду театр, возникший в 1860-х гг. и помещавшийся в доме Ф. Секретарева в Нижнем Кисловском переулке; инициатива его создания принадлежала А.Н. Островскому. В «Секретаревке» играли многие знаменитые актеры, — в частности, здесь началась актерская деятельность Станиславского.

...играли Андреев-Бурлак и Иванов-Козельский. — В.Н. Андреев-Бурлак (1843—1888) служил в профессиональном театре с конца 1860-х гг.; в 1883 г., борясь с коммерческой антрепризой, создал вместе с М.И. Писаревым «Первое товарищество русских актеров». М.Т. Иванов-Козельский (1850—1898) — известный актер конца 1870-х — начала 1890-х гг.

...к Лентовскому, который тогда держал драму в «Эрмитаже». — М.В. Лентовский (1843—1906) — актер, режиссер и антрепренер. В 1878 г. взял в аренду Театр и Сад «Эрмитаж» и в течение нескольких лет отремонтировал театр, перестроил сад и возвел ряд новых зданий.

...в деле у Каширина... — Вероятно, антрепренер М.А. Каширин.

Несколько сезонов — у Медведева... — П.М. Медведев (1837—1906) — антрепренер, режиссер и актер.

...со Слоновым... — И.А. Слонов (1882—1945) с 1910 г. был ведущим актером театров Одессы и Киева.

За «Детей Ванюшина»... — «Дети Ванюшина» (1901) — драма С.А. Найденова.

...образ Калугина в «Псише». — «Псиша» (1912) — пьеса Ю.Д. Беляева.

...в «Чужих» Потапенко. — Драма И.Н. Потапенко «Чужие» написана в 1895 г.

В «Гаудеамусе»... — «Гаудеамус» (1910) — пьеса Л.Н. Андреева.