Степа Лиходеев, директор театра Варьете, проснулся утром после пьянки в своей квартире 50, в доме на Садовой улице. В этой же квартире проживал и Берлиоз. Квартира пользовалась плохой репутацией. Из нее два года назад исчезли два жильца, затем — владелица квартиры вдова ювелира де Фужере Анна Францевна и ее домработница Анфиса. Через неделю в квартиру въехали Берлиоз и Лиходеев с супругами. Месяц спустя супруга Берлиоза уехала в Харьков с балетмейстером, а супруга Лиходеева переехала в комнату на Божедомке.
Степан Богданович в комнате видит незнакомого человека, который начинает лечить его больную голову водкой с закусками. Вспоминает пьянку на даче автора скетчей Хустова и просит незнакомца никому об этом не рассказывать. Тот согласен, но за Хустова не ручается: «он — сволочь, склочник, приспособленец и подхалим».
Представляется: «Профессор черной магии Воланд», вчера заключил с директором Варьете договор на гастроли, финдиректор Римский разрешил выдать ему аванс в десять тысяч из тридцати пяти тысяч за семь выступлений.
Степа бежит звонить в Варьете, видит на дверях кабинета Берлиоза сургучную печать и вспоминает о своей статье и сомнительном разговоре с Берлиозом двадцать четвертого апреля. Римский подтверждает, что сегодняшнее выступление мага состоится, афиши готовы.
Повернувшись, Степа видит в зеркале регента и черного кота. Воланд объясняет, что кот этот его, а домработницу Груню он отправил в отпуск, в Воронеж.
В спальне находятся гость, бывший регент, черный кот.
— Я вижу, вы немного удивлены, дражайший Степан Богданович? — осведомился Воланд у лязгающего зубами Степы, — а между тем удивляться нечему. Это моя свита... И свита эта требует места... так что кое-кто из нас здесь лишний... что этот лишний именно вы!
— Они, они! — козлиным голосом запел длинный... — Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое положение...
— Машину зря гоняет казенную! — наябедничал и кот, жуя гриб.
И тут случилось четвертое... Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий... вступил в разговор этот новый... — он такой же директор, как я архиерей!
— Ты не похож на архиерея, Азазелло, — заметил кот, накладывая себе сосисок на тарелку. — Я это и говорю, — прогнусил рыжий... — Разрешите, мессир, его выкинуть... из Москвы?
— Брысь! — вдруг рявкнул кот, вздыбив шерсть...
И Степа оказался в Ялте.
Второй день пребывания Воланда в Москве начат главой 7 романа.
В черновой тетради 1 (1928—1929) представления Воланда проходили в театре «Варьете», в редакциях романа 1932, 1934, 1936 и 1937 гг. театр назван «Кабаре». И в окончательной редакции автор вернулся к названию театр Варьете. Расположен этот театр недалеко от дома по Садовой, назывался Московский мюзик-холл.
В «Нехорошей квартире» представлена квартира 50, дома № 10 по Б. Садовой улице Москвы, где М.А. Булгаков жил в 1921—1924 гг.
Театр Варьете автор заселил персонажами Московского Художественного театра (МХТ), который принес ему много неприятностей. Степан Богданович Лиходеев — директор театра. В 1929 г. «красным директором» МХТа назначен М.С. Гейтц, вынудивший К.С. Станиславского просить у правительства спасения от «гибели Художественного театра». В редакции 1928—1937 гг. директор театра назывался Гарусей Педулаевым, затем Степой Лиходеевым и выбрасывался из Москвы в г. Владикавказ.
Григорий Данилович Римский, финансовый директор театра Варьете, его прототип Николай Васильевич Егоров — финансовый директор МХТа. Фамилия Римский напоминает об исключенной сцене в Риме инсценировки Булгаковым «Мертвых душ». В своем дневнике Е.С. Булгакова так вспоминала о нем: 18 января 1934 г. — «Н.В. Егоров, по своей невытравимой скупости, нашел, что за собак, которые лают в «Мертвых душах», платят слишком дорого, — и нанял каких-то собак за дешевую цену, — и дешевые собаки не гадали на спектакле ни одного звука». 2 сентября: «Звонил Яков Леонтьевич... Станиславский уволил его из Театра... Егоров сказал Якову, что ввиду того, что Театр расширяется — Леонтьев не годится и будет другой... Как же Егоров должен был оклеветать Якова?!» 17 сентября: «Ясно, что старик выгоняет Сахновского и Женю, и Ольгу Ясно, что Театр захватит в свои руки Егоров». 26 января 1936 г.: «МХАТ, вместо того, чтобы платить за просроченного «Мольера», насчитал на М.А. — явно неправильно — 11 800 руб. Придется возиться с этим делом. Это, конечно, выдумка Егорова».
Исчезновение людей отмечено в черновой тетради за 1928—1929 гг., где Педулаев отправлен Воландом во Владикавказ.
В январе 1928 г. второй человек в руководстве страной при Ленине — Л. Троцкий был насильно отправлен в ссылку в Алма-Ату. Его победила еще более могущественная фигура И. Сталина, возможно, поэтому у Булгакова и появилась тема дьявола в романе. Что было «два года тому назад», считая от 1933 г.? В стране происходит массовое удаление людей. 15 мая 1931 г. очередная комиссия в составе председателя А.А. Андреева, членов П. Постышева и Г. Ягоды наметила план переселения 134 тысяч кулацких крестьянских семей (не менее 700 тысяч человек) в отдаленные районы страны. Имущество переселяемых конфисковывается, а тяжелые условия переезда в необжитые места вызвали среди них высокую смертность, до 15 процентов.
Воспоминание Степы Лиходеева о «сомнительном разговоре... двадцать четвертого апреля вечером... с Михаилом Александровичем» связано с выходом постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций».
Воланд отправил домработницу Груню в Воронеж. Здесь находился в ссылке поэт Осип Мандельштам (с июня 1934 г. до весны 1938 г.) за свое стихотворение — памфлет на Сталина.
По команде черного кота «Брысь!» Степа Лиходеев оказался в Ялте. Почему автор Владикавказ заменил на Ялту? Ответа нет, возможно, это связано с работой М. Булгакова в кино. Могущество кота соответствует власти И.В. Сталина. К маю 1933 г. общее количество выселенных кулацких семей превысило миллион и «наступил момент, когда мы не нуждаемся в массовых репрессиях», так заявили Сталин и Молотов, разрешив выселить еще 12 тысяч семей.
В главе «Степа Лиходеев» (редакция 1932—1934 гг.) заброс Степы во Владикавказ был сделан вторым котом, огненно-рыжим, который сидел на коленях Азазелло Воланда. В огненно-рыжем коте автор подразумевал Г. Ягоду, родившегося в год Кота, 1891-й.
М.А. Булгаков в своих произведениях иногда использует названия годов рождения по Восточному (циклическому) календарю. Этот календарь содержит 60-летний цикл и рассматривает взаимодействие Солнца, Луны, Юпитера и Сатурна с Землей. В нем имеются два 30-летних цикла Сатурна, пять 12-летних циклов Юпитера, годовой цикл Солнца и месячный цикл Луны. Новый лунный год в этом календаре может начаться в Новолуние с 21 января по 19 февраля, когда Солнце проходит по зодиакальному знаку Водолея. За 60-летний цикл круг животных года повторяется пять раз. Порядок следования названий годов за 12 лет: Крыса, Бык, Тигр, Кот (Кролик), Дракон, Змея, Лошадь, Коза (Овца), Обезьяна, Петух, Собака, Свинья (Кабан). 60-летние циклы начаты в 1864, 1924, 1984 годах.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |