На сцене Варьете после выступления велосипедной семьи Джулли выступает Воланд. Он явился в длинном фраке и черной полумаске в сопровождении бывшего регента и черного кота.
— Алмаз вы наш небесный, драгоценнейший господин директор, — дребезжащим голосом ответил помощник мага, — наша аппаратура всегда при нас. Вот она! Эйн, цвей, дрей! — И, повертев перед глазами Римского узловатыми пальцами, внезапно вытащил из-за уха у кота собственные Римского золотые часы с цепочкой, которые до этого были у финдиректора...
Конферансье Жорж Бенгальский объявил о выступлении артиста Воланда «с сеансом черной магии» и ее разоблачением.
Сев в кресло, Воланд расспрашивает регента Фагота об изменениях в московской публике. Внешне они изменились значительно.
Бенгальский разъясняет публике о восхищении Воландом происшедшими изменениями. Фагот называет его «гражданин, соврамши!» Воланда интересуют внутренние изменения в москвичах, просит Фагота показать фокусы.
Фагот достает карты и лентой пускает их коту, тот карты возвращает. Фагот их глотает и объявляет, что колода у Парчевского. Сомневающийся гражданин находит у себя в кармане червонцы.
Фагот по своей команде «три» стреляет из пистолета, сверху начинают падать деньги, как дождь. Зрители ловят бумажки, начинаются и драки. Фагот прекращает фокус.
Бенгальский объясняет фокус гипнозом и просит разоблачения фокуса. Фагот недоволен Бенгальским. Просит у публики совета.
— Голову ему оторвать! — сказал кто-то сурово на галерке. И произошла невиданная вещь. Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул... махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил на голову. Урча... в два поворота сорвал эту голову с полной шеи. Две с половиной тысячи человек в театре вскрикнули как один... Кот передал голову Фаготу, тот за волосы поднял ее и показал публике, и голова эта отчаянно крикнула на весь театр:
— Доктора!..
— Ради бога, не мучьте его! — вдруг, покрывая гам, прозвучал из ложи женский голос...
— Как прикажете, мессир? — спросил Фагот у замаскированного.
— Ну что же, — задумчиво отозвался тот, — они — люди как люди. Любят деньги. Но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их... и громко приказал: — Наденьте голову.
Фагот отправляет Бенгальского за сцену и открывает дамский магазин, производит бесплатный обмен старых дамских платьев и обуви на парижские модели. Рыжая девица со шрамом на шее и кот Бегемот ждут посетителей. Появляется первая — брюнетка, по команде Фагота Бегемот подает ей кресло, одевшись в новое платье, она идет в зал. И на сцену хлынули женщины.
Закрывая магазин, Фагот слышит просьбу от председателя Акустической комиссии московских театров Аркадия Аполлоновича Семплеярова о разоблачении проведенных фокусов.
— Зрительная масса требует объяснения.
Фагот разъясняет, что вчера заседаний не было, а Семплеяров был четыре часа у артистки районного театра Милице Андреевне Покобатько. Семплеяров получает удары зонтом от своей родственницы, ей стало ясно, почему она не получила роль.
Супруга Семплеярова требует милицию, а кот рявкнул:
— Сеанс окончен! Маэстро! Урежьте марш!.. И видно было, что сцена внезапно опустела и что надувало Фагот, равно как и наглый котяра Бегемот, растаяли в воздухе, исчезли, как раньше исчез маг в кресле с полинявшей обивкой.
Во второй черновой тетради (1928—1929) в главе «Шестое доказательство» доктор Воланд назвал себя специалистом «по белой магии». В редакциях 1932—1936 гг. глава называлась «Белая магия и ее разоблачение». Велосипедная семья Рибби была выписана из Вены. Финдиректор Григорий Максимович Римский «думал о Варенухе». Конферансье имел фамилию Чембукчи. Во время фокуса с червонцами оркестр заиграл и мужчина запел: «У самовара я и моя Маша!». Кот дунул, и «червонный снег прекратился». После слов Фагота: «О? Идея!» — кот прыгнул на грудь конферансье. Маг проговорил: «Что же, все в порядке... алчны, как и прежде, но милосердие не вытравлено вовсе уж из их сердец. И то хорошо». В магазине были также французские модели. Аркадий Аполлонович, заведующий акустикой (такой чин был у него и в редакции 1937 г.), посетил артистку Клавдию Парфеновну Гаугоголь.
В редакции 1937 г. глава 12 романа называлась «Черная магия». В ней финдиректор Григорий Максимович Близнецов, Варенуха, конферансье Жорж Бенгальский, маг Фаланд, Аркадий Аполлонович Семплеяров, его супруга и родственница, Фагот-Коровьев, кот Бегемот, Порчевский... Фокусы те же самые, как и в поздней редакции, но имеются и различия. Червонцы появились после команды Фагота: «Пли!», который дал команду и на отрыв головы конферансье: «Бегемот! — закричал он коту. — Эйн, цвей, дрей!» Вывод мага более короток: «Ну что же, все в порядке... узнаю их. И алчны, и легкомысленны, но милосердие все-таки стучится в их сердца». Первой в парижский магазин, на сцене, пришла блондинка. Магазин обслуживали только Фагот и Бегемот, рыжей девицы не было. Закрыл магазин Фагот на ужин. Семплеяров был «в гостях у очаровательной Клавдии Никоновны Альберт».
В 1937 г. М.А. Булгаков изменил свое мнение о И. Сталине окончательно в худшую сторону.
Немецкое происхождение «помощника мага» подтверждается словами Коровьева: «Эйн, цвей, дрей!» при знакомстве с Римским.
В черновой тетради 1 за (1928—1929) упоминание об отрыве головы у пожарника имеется и это означает, что автор имеет в виду военный коммунизм (отрыв головы) и НЭП (вернули голову) в стране. Отрыв головы Бенгальского имеет то же значение, но произведен во времена уничтожения НЭПа.
На сцене театра Воланд называет Коровьева Фаготом. Похоже автор подсказывает читателю, что Коровьев был фашист, оба слова имеют одинаковые начала «Фа...». Первое появление имени Фагот имеется в черновой тетради 3 за 1929—1931 гг. в главе «Полет Воланда», здесь он называет себя «старым регентом». В 1931 г. под руководством Гитлера его партия на выборах заняла второе место и подтверждается запись М.А. Булгакова в дневник от 26 октября 1923 года: «Мои предчувствия относительно людей никогда меня не обманывают. Никогда».
В черновой тетради 1 (1928—1929) отмечено появление в Москве фальшивых червонцев «после дебюта м-е Воланда» и их способность превращаться в этикетки для вина, карамели, листки календаря, лозунги, страницы книг и даже прокламации Троцкого. Это неудивительно, так как фальшивые деньги появились вместе с изобретением денег и в зависимости от обстановки в стране они приобретали разные значения.
В СССР выполнение Первого пятилетнего плана развития народного хозяйства началось в октябре 1928 г. Для индустриализации страны, на приобретение оборудования нужны валюта, золото, драгоценности. Добывает их ОГПУ от населения с помощью обмана и террора, с куполов церквей снимается золото. В глубокой тайне было организовано даже производство фальшивых долларов. Первое сообщение о появлении фальшивых долларов публикуют немецкие газеты в январе 1930 г., а в феврале 1933 г. американские газеты сообщают о причастности России к их производству.
Голову Бенгальского отрывает кот, он исполнитель, а главный в свите Воланда — Коровьев. В черновой редакции за 1937 г. на отрыв головы Фагот дает команду: «Бегемот!.. Эйн, цвей, дрей!..» Шерсть на черном коте встала дыбом, он раздирающе мяукнул. Затем прыгнул...» В последней редакции Бегемот по команде Фагота подает кресло брюнетке, пришедшей в магазин.
Основное свое мнение о внутреннем изменении населения Москвы Воланд высказал словами: «напоминают прежних».
В августе 1933 г. 120 советских писателей (без М.А. Булгакова) на пароходе плывут по Беломорско-Балтийскому каналу имени Сталина. После поездки, посетив М. Горького, писатели решают создать книгу о строительстве канала и перевоспитании (перековке) заключенных к январю 1934 года (к XVII съезду партии). Книга вышла с предисловием М. Горького «Правда социализма», где он отметил процесс «массового превращения бывших врагов... в квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже энтузиастов государственно необходимого труда». Мнение Воланда (очевидно и автора) противоположно мнению М. Горького.
Фагот открывает «дамский магазин» с парижскими вещами. Зрители — женщины — заменяют свои платья, обувь на ненадежные вещи из Парижа. Так автор отметил непростые отношения с Францией. Только в 1932 г. был подписан пакт о ненападении между СССР и Францией. В 1935 г. был заключен договор о взаимопомощи, а в 1938 г. этот договор был фактически ликвидирован.
Название кота Бегемот имеется в первой черновой тетради 1928—1929 гг. Но у него несколько иной вид: «черный кот на толстых, словно дутых лапах». В марте 1928 г. Булгаков закончил пьесу «Бег» и сдал ее в МХТ. В мае Главрепертком запретил пьесу «Бег», а 11 октября разрешил и 24 октября окончательно запретил пьесу «Бег». 2 февраля 1929 г. И. Сталин назвал пьесу — «антисоветское явление». Можно считать, что название кота произошло из слияния слов «Бег ем от...», а вот кого имел в виду автор, в этом образе в то время, неясно. М. Булгаков сжег свою первую рукопись романа о дьяволе в марте 1930 г., и можно предположить, что он прототипом кота считал И. Сталина.
Аркадий Аполлонович Семплеяров, председатель акустической комиссии (аналогия с Чрезвычайной комиссией), своим прототипом имеет грузина Авеля Софроновича Енукидзе (1877—1937, репрессирован). В 1922—1935 гг. он секретарь Президиума ЦИК и председатель Правительственной комиссии по руководству Большим и Художественным театрами. Снят с должности «за политическое и бытовое разложение», в декабре 1937 г. обвинен в измене родине.
Вот что записала в свой дневник М.А. Сванидзе 28 июня 1935 г.: «Сталин спросил меня: «Довольна ли я, что Авель понес наказание» и улыбнулся — он знал, как я его презирала всеми фибрами души за его личное. За его желание разлагать всех вокруг себя... Будучи сам развратен и сластолюбив — он смрадил все вокруг себя — ему доставляло наслаждение сводничество, разлад семьи, обольщение девочек... он с каждым годом переходил на все более и более юных и, наконец, докатился до девочек в 9—11 лет...»
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |