Помимо основного объекта реминисцирования — романа Булгакова, в тексте рассказа рассыпаны отголоски, связующие его с другими вещами, прежде всего — с «футуристическим» рассказом из предыдущего номера «В тысяча девятьсот сорок четвертом». Там, как мы знаем, появляется персонаж, отражающий фигуру Максима Горького, — а здесь звучит знаменитое выражение постановщика пьес Горького К.С. Станиславского: «Не верю!» Более того, в этом рассказе отражается связь предыдущего рассказа с заметкой «Лозунг коммунистической партии», опубликованной в том же № 7, что и «Недоверчивый». В этом последнем... тоже звучит этот лозунг («Пролетарии всех стран»...), причем, как и в заметке, — он «неправильный», и даже дважды: цитируется тоже с искажением текста — не полностью, а кроме того, с точки зрения персонажа, служит (подобно «печати антихриста»!) свидетельством неправильности денег, на которых начертан.
Связь со «сталинским» рассказом предыдущего номера вызвана, пожалуй, теми сатанинскими, инфернальными отблесками, которые прямым текстом получает образ Сталина и в рассказе, и в серии рекламных рисунков. Здесь же — деятельность советского правительства по выпуску «сребренников» ставится в параллель с будущей деятельность инфернальной компании Воланда.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |