Слабевший день ото дня Булгаков продолжал вносить поправки в свой последний роман.
24 января 1940 года Елена Сергеевна записала в дневник:
«Жалуется на сердце. Часов в восемь вышли на улицу, но сразу вернулись — не мог, устал».
1 февраля, вспомнив, что бывший муж Елены Сергеевны, Евгений Шиловский, человек военный, Булгаков спросил жену:
«Ты можешь достать у Евгения револьвер?»
Револьвер она, конечно же, не достала. Но записи под диктовку добавлений и исправлений к роману о дьяволе всё равно продолжались. Эта работа шла до середины февраля, когда Булгаков...
«...сделал ещё вставки в первую часть — я читала ему. Но когда перешли ко второй и я стала читать про похороны Берлиоза, он начал было править, а потом вдруг сказал:
— Ну, ладно, хватит, пожалуй.
И больше уже не просил меня читать».
Запись от 19 февраля:
«У Миши очень тяжёлое состояние — третий день уже. Углублён в свои мысли, смотрит на окружающих отчуждёнными глазами. К физическим страданиям прибавились духовные — или, вернее, они привели к такому болезненному душевному состоянию».
Впоследствии Елена Сергеевна вспоминала:
«Умирая, он говорил:
— Может быть, это и правильно... Что я мог бы написать после. "Мастера"?»
А ведь всего несколько лет назад, сочиняя «Жизнь господина де Мольера», Булгаков с горечью признавался:
«...никогда в жизни мне не удавалось написать ничего, что доставило бы мне хотя бы крошечное удовольствие».
И вот его заветная мечта осуществилась — написан роман, который и самому автору и всем, кому довелось услышать написанное, доставлял «удовольствие», притом громадное!
Последний раз Булгаков читал его небольшой группе друзей, среди которых были завлит МХАТа П.А. Марков и драматург А.М. Файко. Чтение происходило за три месяца до начала роковой болезни. 14 мая 1939 года (как раз накануне своего 48-летия) Михаил Афанасьевич читку завершил. И с улыбкой сказал слушателям, что собирается подавать роман в Главлит и в издательство — для напечатания.
Впечатление книга произвела ошеломляющее... На следующий день Елена Сергеевна записала:
«Последние главы слушали почему-то закоченев. Всё их испугало. Паша в коридоре меня испуганно уверял, что ни в коем случае подавать нельзя — ужасные последствия могут быть...
Звонил и заходил Файко — и говорит, что роман пленителен и тревожащ. Что хочет много спрашивать, говорить о нём».
Пройдёт почти три десятилетия, и вслед за Файко миллионы читателей тоже захотят «много спрашивать» и «говорить» о булгаковском «Мастере»...
Так что же всё-таки хотел поведать нам своим романом Михаил Булгаков? Какой тайный смысл вложил он между строк своей удивительной книги?
После того как под «масками» основных булгаковских героев нам удалось разглядеть тех, с кого они были «списаны», можно смело утверждать, что главным сюжетным стержнем романа стали события, случившиеся в стране Великого Октября в 1924 году.
Что же на самом деле происходит в «Мастере и Маргарите»? О чём повествует автор?
Роман начинается с событий, происходящих на Патриарших прудах! Снова «П» и «п» — столбы с перекладиной, так любимые Булгаковым! Писатель как бы сразу предупреждает нас, что сейчас речь пойдёт о нелюбимой им партии, о «Поганой партии», о «Паскудной партии». И о партийцах, которых повсюду — пруд пруди.
И вот, рассуждая на ходу на антирелигиозные темы, появляются вожди этой партии: Ленин (Берлиоз) и Бухарин (Бездомный).
Булгакову наверняка было знакомо высказывание Ф.М. Достоевского о той новой «религии», именем которой большевики назовут возводимое ими «светлое будущее». За много лет до революции Фёдор Михайлович написал (в черновиках к «Бесам»):
«Социализм — ведь это замена христианства, ведь это новое христианство, которое ведёт обновить весь мир. Это совершенно то же христианство, только без Бога».
Булгаков был не только полностью согласен с точкой зрения великого писателя, но ещё и мечтал о том, чтобы вождей большевиков настигла неминуемая кара за содеянное ими. Они должны получить сполна за пролитую кровь миллионов сограждан, за попрание святынь и прочие бесовские деяния!
Для этого к антирелигиозному разговору двух вождей Булгаков и подключает неизвестно откуда взявшегося незнакомца. Это истинный хозяин большевистской России — Дьявол (Воланд). Он прибыл в свою родную вотчину, чтобы самолично править балом.
Однако осуществлению сатанинских планов мешает не верящий ни в Бога, ни в чёрта Ленин (Берлиоз), который желает управлять сам. Всеми и всем. И огромной страной, и (в недалёком будущем) всем миром! Смехотворность подобных намерений очевидна, и Дьявол (Воланд) с сарказмом заявляет потерявшему ощущение реальности вождю большевиков:
«...для того чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишён возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день? И в самом деле... вообразите, что вы, например, начнёте управлять, распоряжаться и другими и собою, вообще, так сказать, входить во вкус, и вдруг у вас... кхе-кхе... саркома лёгкого... и вот ваше управление закончилось!»
Поскольку Ленин (Берлиоз) продолжает упорствовать, его оперативно (для Дьявола это особого труда не составляет!) отправляют на тот свет.
Ближайшего сподвижника вождя Троцкого (Лиходеева) с помощью тех же «сатанинских штучек» отсылают к Чёрному морю.
Устранив со своего пути всех, кто им мешал, Дьявол (Воланд) и его свита: Каменев (Коровьев), Зиновьев (Бегемот) и Сталин (Азазелло) — беспрепятственно захватывают Кремль «нехорошую квартиру»).
С этого момента в России окончательно воцаряется нечистый большевистский дух и она становится страной ДЬЯВОЛА. Каждый, кто выражает недовольство советской (сатанинской) властью, тотчас оказывается в поле зрения бесовского ведомства Дзержинского. Стоит Воланду только сказать: «Мне этот... не понравился... Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил?», как не угодивший Дьяволу человек тотчас попадает в застенки «железного Феликса», то есть в «уютно» обрешечённые палаты образцовой «лечебницы» Стравинского.
Чтобы окончательно лишить Троцкого (Лиходеева) возможности (с помощью подведомственной ему Красной армии) дать отпор дьявольским козням кремлёвских узурпаторов, черти проводят среди ближайших его соратников по Реввоенсовету показательную чистку.
Вспомним сеанс «чёрной магии» в театре Варьете! В аллегорической форме он воспроизводит ту самую «кадровую чехарду», которую кремлёвская «тройка» устроила в военном ведомстве Страны Советов. Это был настоящий разгул сатанинских сил (подлинная дьяволиада!), когда одних высокопоставленных военных в одночасье назначали послами, других отправляли на хозяйственную работу, третьих отсылали служить на периферию.
В Реввоенсовете (в театре Варьете) «неразлучная парочка», Каменев (Коровьев) и Зиновьев (Бегемот), стараются вовсю. Первый откручивает голову одному из сподвижников Троцкого (конферансье Бенгальскому), а второй обвораживает публику совершенно невероятными «превращениями» и «разоблачениями». Этим показательным сеансом чёрной дьявольской магии стране Великого Октября («стране ВО») наглядно демонстрировалось, как новая сатанинская власть будет поступать с теми, кто ей неугоден.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |