...Трудно, очень трудно найти в себе «точку опоры»
...И все же духовная гипотеза М. Булгакова — глубоко оптимистична!.. Путь, им открытый (и самим пройденный), им восстановленный из великого и вечного опыта мира, — и есть истинный путь к спасению и каждого человека, и всего человечества... Выход в том, чтобы КАЖДОМУ сотворить в СЕБЕ храм истины, понять и открыть своим «ключом» сокровище, находящееся в каждой душе, то есть вобрать в себя мир, найти в себе вечную «точку опоры»...
Что связывает и даже «переплетает» древние и современные главы булгаковского романа? Можно, несомненно, выдвинуть такое предположение: в обеих временных судьбах совершается немало общего. И главное о них сказано Иешуа: «Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины». Но «храм истины» воздвигается, как мы видим, с огромным трудом. Трудно, очень трудно найти в себе «точку опоры» (вспомним Ф. Тютчева), найти и уметь воспользоваться во благо истины «ключей» (вспомним А. Блока) — и каждому человеку, и всему народу. Ибо в судьбах народов и людей продолжается, а порою, как мы видим, обостряется драма распада и растерянности, себялюбия, эгоизма, мстительности и — беззащитности.
И все же духовная гипотеза М. Булгакова (позволительно употребить это слово!) — глубоко оптимистична. В том смысле, что путь, им открытый (точнее, им восстановленный из великого и вечного опыта мира), — и есть истинный путь к спасению и каждого человека, и всего человечества.
Да, рухнул традиционный старый порядок, который соединял людей в народ. А народ творил нас, вкладывая свою душу в каждого человека как органическую составляющую великого единства. Но вот рухнул порядок «веры» — и народ превращается в стихийную манипулируемую Массу.
Где же выход?! Он — в том, чтобы КАЖДОМУ — от Пилата, Афрания, Левия Матвея, Иуды, кентуриона Крысобоя и так далее — до Берлиоза, Ивана Бездомного и, разумеется, мастера и Маргариты и всех других булгаковских современников — сотворить в СЕБЕ храм истины, понять и открыть своим «ключом» «сокровище», находящееся в каждой душе, то есть вобрать в себя мир, найти в себе вечную «точку опоры». Это значит — каждому отвечать за устойчивость мира, каждому «податься навстречу» всем другим. Ибо «ключ» от храма истины поручен каждому. В новом миросотворении совершается спасительное человеческое самосотворение. И — наоборот! Вот путь, который нам оставил в наследие булгаковский Иешуа Га-Ноцри (отразивший в себе великий и вечный духовный Первообраз!).
Глубинный смысл булгаковского романа позволяет даже выдвинуть такую гипотезу: роман Булгакова — это своеобразный утопический роман. Роман о том, чего еще нет в реальном мире, но что зреет в его глубинах. Это, если всмотреться, — оптимистическая утопия. В ней открывается — не впервые в мировой литературе — путь спасения человека и человечества. Трудный, во много непривычный, но обнадеживающий путь.
Стоит, кстати, здесь вспомнить о личной и духовной близости двух русских писателей-современников: Евгения Замятина и Михаила Булгакова. Выдающиеся писатели XX века, они, несомненно, создатели — каждый по-своему — утопических романов: трагический роман (который принято называть антиутопией) «Мы» Е. Замятина (1920) и — оптимистическая (и вместе с тем — драматическая) утопия М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
У Е. Замятина показан мир «Единого Государства». Его «единство» создано полным человеческим обезличиванием. Там все люди — стандартные «нумера». У них нет — и не должно быть! — имен, индивидуальности, тем более какой-либо истины, кроме той, что внушена всем и каждому Благодетелем. Это — живые автоматы. Рационально сконструированные роботы. Но это — путь человека и человечества к гибели.
Совсем другое — утопия у Булгакова. Она открывает путь спасения человека и человечества. Его символическое осуществление — это не только движение каждого человека навстречу другом человеку, каждого народа — навстречу другому народу, но и раскрытие истинной неповторимости и неисчерпаемого духовного богатства каждого человека и каждого народа.
Да, путь спасения и — более того — раскрытия сокровищ мира в каждом человеке и народе — трудный путь, нередко мучительный и трагический.
Нужно понять, увидеть, почувствовать всех нас терзающую «искалеченность» — и огромной, напряженной, непрерывной внутренней работой преодолеть ее. Работой в течение всей жизни, во всех поколениях, в Вечности. И никто за нас — людей и народов — этой работы не сделает («Ключ поручен только мне!»).
Таково духовное завещание русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова нам — каждому человеку и всему человечеству.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |