Вернуться к Н.А. Плаксицкая. Сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова (на материале повестей 20-х годов и романа «Мастер и Маргарита»)

Глава II. Сатирический модус человека в повестях 20-х годов и романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Проблема «человек и мир» может быть названа центральной в философии. В разные эпохи ее значимость как моделирующего фактора культуры различна. Для культуры XX века она является основополагающей, определяя онтологический, гносеологический (мировоззренческий) и аксиологический параметры бытия человека и общества, человека и мира, а также сущностные черты литературы и искусства. В ее постановке и решении необходимо наличие двух составляющих: направление сознания «вовне», «в космос» и обращение его «внутрь». Первый элемент создает картину мира, а ориентированность «внутрь» дает возможность постичь суть и место человека в окружающем мире, где он определяется не как часть мира вещей, а как бытие иного порядка, так как наделен сознанием и чувствами.

«Полюсами напряжения» в мышлении являются мир «внешний» по отношению к человеческому сознанию, окружающие человека социум и природа, и мир «внутренний» — психологическая жизнь субъекта. Мир и человек в художественном тексте отражают в себе особенности восприятия данных категорий в разные эпохи, так как каждая из них по-своему их структурирует1. Поэтому всякий мастер слова при решении проблемы «мир и человек» стремится отразить особенности времени, в котором создается произведение.

Преобладающее настроение в культуре начала XX века можно определить как чувство утраты целостной картины мира. Это предвидел еще Гоголь, который характеризовал грядущую эпоху как время «страшного раздробления» («Мертвые души»). «Страшное раздробление» выражается не только в политической и экономической нестабильности, но и в разрушении привычных социальных структур. Происходят изменения в системе традиционных классов: уничтожается дворянство, интеллигенция объявляется врагом, пролетариат — единственной прогрессивной силой. Ослабляются непосредственные связи между людьми, зато увеличивается роль технически оснащенных средств массовой информации и т. д. Таким образом, человек чувствует себя затерянным в страшном и постоянно меняющемся мире. Вместе с образом мира меняется и образ человека, он становится все более неустойчивым, изменчивым, относительным. Наряду с социальным «раздроблением» происходит внутреннее, психологическое «раздробление» индивидуума. Человек не может понять своего места в мире, он тяготится различными, присущими ему социальными, психологическими и культурными «ролями», подчас противоречащими друг другу.

Сатирический модус человека и мира в тексте совмещает в своей основе черты эпохи и мировоззренческую позицию писателя, его взгляд на происходящие события и роль в этом процессе человека. Поэтому сатирический модус человека и мира в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова рассматривается нами как, образ человека, созданный в культуре XX века и отраженный на фоне картины мира, которая выстраивается и осмысливается художником в сатирическом ключе.

Примечания

1. Софронова Л.А. Еще раз о проблемах истории культуры // Советское славяноведение. 1990. № 2. С. 44—52.