Вернуться к А.А. Родионов. Последние тайны «Мастера и Маргариты». Закатная сотериология Михаила Булгакова

Послесловие

Крах христианского міропорядка требует создания новой теологии. Жить дальше в старых догматических реалиях, полагаясь на крохи благодати в собственной душе и делая вид, что ничего не произошло, невозможно. Сострадание — алхимический реагент, творящий новую теологическую реальность. «Из сердца женщины святую выну жалость и тусклой яростью ей очи ослеплю» — писал Волошин в 1905 от имени какого-то «ангела мщенья». Будьте покойны — жалость водружена обратно в женское сердце, сердце Маргариты. У творения вновь есть шанс на бытие. Имя «Маргарита» означает «перл, жемчужина», а значит — слеза Бога.

Сатана в своей идеализированной, отгламуренной ипостаси является в красную Москву для решения именно этой метафизической задачи. «Я — часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо». Основные открытия данного эссе лежат в теологической области. Но когда Иешуа на вопрос Пилата «Что есть истина?» вместо молчания даёт однозначный ответ, теология перетекает в политику. Роман, таким образом, развивается в религиозном и политическом измерениях вопреки расхожему мнению, что он — о «большой, но чистой любви». Неявные политические реалии 1920—30-х годов. Заговоры в Вермахте и РККА. Гностики и тамплиеры в СССР. Культур-анархизм против некультур-марксизма. Чем шантажирует Булгаков прокуратора красной Иудеи, и причём здесь Гитлер. Все три временных пласта Романа плюс четвёртый — нынешний, время написания данного исследования, отмечены зловещим и в то же время комичным присутствием мистера Секонда. 2-й император Рима, 2-й правитель Иерусалимского королевства, 2-й генсек, 2-й... сами понимаете что.

Дух моей жены — абсолютно сказочного эльфийского существа — добровольно покинувшей сей мир в год Зверя, в самом начале неприглядных событий, заслуженно именуемых словом сво, на зыбкой грани 20-й ночи и 21-го дня1 уведший меня на перекресток Пречистенки и Малого Левшинского2, казалось, шептал: «Займись Булгаковым. Тогда поймешь, зачем я это сделала». С формированием подходящей звездной конфигурации, спустя 2 года сон и место были расшифрованы... Поэтому интерес к Роману был отнюдь не праздным. Что, в свою очередь, исключает ошибки, происходящие от праздности и недостаточной поглощенности предметом. 5 месяцев написания эссе, с 13 марта по 13 августа, были временем полного погружения в тему вплоть до полной отключки от окружающей действительности. Сладостный морфий мозгового напряжения3 впервые за 2 года избавил от боли... Что же касается объективных ошибок, если здесь вообще есть место какой-то объективности, то о них судить не мне.

Последние тайны — они же первые. Потому что к ним, по сути, никто толком даже не подступался. Отсутствие то ли искренней заинтересованности, то ли минимума теологических познаний не позволяет 98% исследователей даже просто понять, о чем роман и приводит их к неуклюжим констатациям вроде тех, что Воланд это Сталин, а роман — о большой, но чистой любви. Только Отари Кандауров догадался о смысле древних глав (заговор Пилата и Афрания по спасению Иешуа), а Анатолий Абрашкин предложил внятную и убедительную систему соответствий персонажей прототипам в главах московских. Большинство профессиональных литературоведов же вовсе предпочитают, не подступаясь к тайнам, обсуждать художественные достоинства и особенности произведения, но в этой части, как справедливо отмечает Д. Быков, роман как раз отнюдь не выдающийся. Сила его не в литературном стиле, а в чувствуемой за ним альтернативной, а потому неудобной, пугающей и запретной истине. Для тех же, кто не пожелает покинуть привычную систему координат, пусть он останется прециозной и незаурядной love story.

Примечания

1. Полет Маргариты в Романе происходит в 20-й и 21-й главах.

2. Здесь, в несуществующем ныне особняке, в 1926, в год Зверя, жил Булгаков и претерпел свой первый огпушный шмон. Основной корпус Романа был создан летом 1938, то есть, опять же в год Зверя.

3. Булгаков принимал морфий около 5 месяцев — с сентября 1917 по февраль 1918.