В заключении подводятся общие итоги. В результате эстетического анализа наиболее заметных произведений Булгакова мы можем сказать, что рассматриваемые произведения связаны между собой не только меняющейся личностью писателя, но и жанровыми признаками, которые концентрируются вокруг судеб главных героев и не дают цепи событий преждевременно сомкнуться в сюжетном эллипсе, так что читателю остается простор для сотворчества. Но в рамках современного Булгакову литературного процесса эти произведения обладают слабым контекстом. Достаточно обратить внимание на то обстоятельство, что роман «Белая гвардия» не был допечатан, а остальные два романа, повесть «Собачье сердце», биографическое повествование о Мольере и большинство пьес вообще не издавались при жизни автора. Взаимовлияние булгаковского творчества и писателей-современников поэтому представляется проблематичным. Совсем отрицать его нет оснований, ибо присутствие в литературе столь незаурядного таланта не могло пройти незамеченным. Писатель в зрелую пору своего творчества непосредственно не участвовал в широком литературном процессе (даже имя его избегали упоминать), и это обстоятельство мы обязаны учитывать. В то же время, по свидетельствам мемуаристов, писатель избирательно и пристрастно следил за текущими литературными событиями.
Рассмотрение проблемы «автора» в романах Булгакова, наряду с установлением культурно-эстетических и историко-литературных источников стиля писателя позволило наглядно увидеть последовательное формирование крупной писательской индивидуальности в советской литературе 20-х — 30-х гг. В историю искусства органично вошла принципиально новая творческая личность, которая и так существовала в литературе, но, по выражению Б. Пастернака, «незаконным явлением». Новизна такого писательского типа нам видится в твердом внутреннем сопротивлении общественно-политическому давлению всех государственных структур; при этом творческий процесс активно продолжался, а собственные социальные и эстетические позиции открыто провозглашались в ущерб моральному и материальному существованию. Столь дерзко «незаконный» тип писателя получил дальнейшее развитие в нашей истории, особенно в 60—70-е гг. Например, поздний Б.Л. Пастернак, А.И. Солженицын, В.Т. Шаламов.
Наблюдение над субъектным строем романов, над функциональными фигурами произведений дало возможность выяснить основные жанрообразующие принципы стиля писателя. В понятие булгаковского стиля входит, прежде всего, приверженность художника нравственно-эстетической проблематике, порожденной отечественной классической литературой: роль и место человеческой личности в нашей цивилизации, проблема нравственного максимализма человека. Другая важнейшая особенность стиля Булгакова — изображение внутреннего мира героев с помощью композиционных приемов, используемых в широком литературно-историческом контексте. Причем следует отметить, что социально-общественный контекст в произведениях Булгакова непостоянен, но это входит в эстетическую программу, за которой легко угадывается и универсум, и политическая злободневность, только лукаво задернутая темной кисеей. Вот «бал Сатаны» — то есть бал играющего роль дьявола Воланда. Здесь, в сущности, представлена модель подлинного мира, истории этого мира» в отличие от неестественной, проникнутой страхом «настоящей» жизни в «современных главах». В истинном мире много неприятного, вероломного и горького, но там есть и Штраус, и земные радости. А в текущей жизни — вымученное существование, почти тюремный быт. Там царствует Воланд — здесь — Берлиоз, Босой, Могарыч. Очевидно, что, работая над «Мастером и Маргаритой», Булгаков предвидел общую судьбу романа-мениппеи и романа Мастера. Он создавал макет, прообраз своей собственной творческой жизни. И, надо сказать, удачно. В этом только ещё одно свидетельство торжества интуиции «угадчика» Булгакова. Отчетливо ясно одно: в продолжение своей творческой жизни Булгаков мучительно преодолевал эстетическое «замкнутое пространство», в которое было заключено его самосознание «традиционно» мыслящей личности. Выход из «замкнутого пространства», который, наконец, по-настоящему осуществляется в романе «Мастер и Маргарита» и в «Дон-Кихоте», позволяет героям приобщиться к общечеловеческим духовным ценностям, по-новому понять и эмоционально вжиться в мировой порядок вещей, что и представляет собой триумф художественного творчества Булгакова. Причем новизна эта не в последнюю очередь передана посредством истории необычной любви Маргариты и Мастера, облагородившей сюжетные перипетии трагического романа исконно лирическим пафосом.
Мы пытались показать, как художническое сознание, отраженное в этапных произведениях, из-за социальных и политических «порогов» вырывается в универсум. Правда, путь этот отнюдь не прямой, предварительно приходится завернуть в средневековые пределы, чтобы преисполниться чувствительного опыта современности с её феодальными обычаями, и тем самым по-новому оценить свой век... И в этой чаще всего скептической оценке отчётливо видится совершенно кантовская мечта о всеобщем правовом свободном обществе. Таким образом, писатель, лично глубоко осмысливший и продолживший традиции мировой и отечественной культуры, органично воплотил в своем творчестве их животворный гуманистический дух, тем самым и выразив свое сложное, во многом порождающее вопросы за вопросами, отношение к современности и мировой истории. Становление характера идеальной личности в романах Булгакова проходит три стадии. Вначале герои переоценивают собственную судьбу и обстоятельства, её формировавшие (Турбины). Затем они путем проб и ошибок в условиях авторитарной театральной, напоминающей тоталитарную социальную, системы, вырабатывают собственные идеалы, по которым и стараются жить (Максудов). Наконец, найдя в многослойной человеческой культуре идеалы, которые отвечают их собственным эмпирическим идеалам, строят и завершают по ним свою судьбу (Мастер). В результате Булгаков создает тип возвышенного человека с обостренной нравственностью, ищет социальную принадлежность этого человека и находит писателя. Мы солидарны с Ю.М. Лотманом: «Для искусства выделяются самые лучшие, талантливые, гениальные люда. Потому что там создаётся «норма жизни»1. Люди искусства постоянно заняты проблемой собственного жизнеповедения, ибо давно замечено, что крупный художник, изображая мир, говорит прежде всего о себе, которого он знает наиболее хорошо. Каждый писатель создает свою «норму жизни», зачастую полностью отражая её в произведениях. В русской литературе эта тема одна из самых традиционных.
Стойкий интерес писателя к мотивам поисков нравственной опоры, самоопределения художника, противостояния творческой и авторитарной личностей породил принцип циклизации его произведений. И это тяготение различных форм и жанров к своеобразному объединению произведений по содержательно-тематическому признаку позволяет говорить о комплексах произведений. Между тем циклизация не всегда совпадает с периодами творчества Булгакова. А их тоже три. Первый, сатирический, период начинается в 1919 г., когда Булгаков «бросил звание (лекаря. — В.Н.) с отличием» и начал профессионально работать в литературе, и заканчивается созданием повести «Собачье сердце». Второй, драматический, обращённый к театру, и очень плодотворный, полный надежд, проходит под знаком «золотого коня» — символа театра. Его рамки ограничиваются 1926 г., когда были созданы «Дни Турбиных», и 1937, годом завершения «Театрального романа». Вершинный, а точнее, трагический, период мужественной ясности включает в себя шедевр мировой литературы роман «Мастер и Маргарита», писавшийся с 1928—29 г. и окончательно оформившийся в цельное произведение с 1937 по 1940 гг., романтическую пьесу «Батум», а также инсценировку «Дон Кихот», законченную летом 1938 г., имеющую самостоятельное художественное значение, в которой отразился пафос «закатного романа». Наиболее отчетливо эти рубежи творчества Булгакова обозначились в его эпических произведениях крупной формы, что и стало предметом рассмотрения в нашей диссертации.
Содержание работы отражено в публикациях:
I. Отдельные труды
1. Проблема автора прозаического произведения: Методические рекомендации. Куйбышев: Куйбышевский госпединститут, 1989. 21 с. 1,5 а. л. Тир. 500.
2. Михаил Булгаков: становление романиста; Монография: Издательство Саратовского университета: Самарский филиал. Самара, 1991. 164 с. 10,2 а. л. Тир. 5000 экз. [Рец.: 1. Эдуард Черечукин. «Задумчивый гуманист?» // Культура [г. Самара]. № 30, авг. 1992. С. 5; 2. А.Н. Барков. Романы «Евгений Онегин» и Мастер и Маргарита»: традиция литературной мистификации // Киев: Станица, 1996. С. 4—6; 12].
3. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова: Уч, пособие для студ. филфака. Самара, 1999. 142 с. 6,52 а. л. Тир. 1000 экз.
II. Статьи и сообщения
1. [Рецензия на кн. Л. Яновской «Творческий путь М. Булгакова»] // журнал «Новый мир». 1984. № 10. С. 264—265. 0,15 а. л. Тир. 379 000.
2. Художественно-эстетическое влияние романа А. Прево на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Классическое наследие и современность. Вып. 1 / Тезисы докл. межвуз. научн. конф. Куйбыш. пединститут. Куйбышев, 1986. С. 146—147. 0,1 а. л. Тир. 500.
3. Проблема автора в романах М.А. Булгакова («Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. Москва, 1986. 16 с. 1,0 а. л. Тир. 100.
4. Чем актуален Булгаков? // Волжская заря [г. Куйбышев]. 1988. 13 мая. С. 3. 0,25 а. л. Тир. 35 000.
5. Жанровые традиции «Мастера и Маргариты» // Роль Поволжья в разв. отеч. лит. и фольклора: Мат. XXI межвуз. науч. конф. Кострома, 1988. С. 51. 0,1 а. л. Тир. 500.
6. Конфликт идеи и воплощения // VII Октябрьские чтения. Язык, культура и общество: статический и динамический аспекты: Тезисы докл. молодых ученых (Окт. 1988). Пермь, 1988. С. 7—8. 0,1 а. л. Тир. 500.
7. «Большой контекст» творчества М.А. Булгакова // Общечеловеческое и вечное в лит. XX в.: Тез. докл. Всес. научн. конф. Чечено-ингуш. ун-т. Грозный, 1989. С. 56—58. 0,15 а. л. Тир. 500.
8. Функция повествователя в художественной речи романа Михаила Булгакова «Белая гвардия»: Статья // Поэтика советской лит. двадцатых годов: Межвуз. сб. науч. трудов Куйбышев: КГПИ, 1989. С. 72—98. 1,2 а. л. Тир. 500.
9. Пути свободы ведут... к Булгакову: Статья // Учительская газета [Москва]. 1989. 27 июля. С. 4. 0,3 а. л. Тир. 800 000.
10. Творческое поведение писателя (М. Булгаков и П. Романов) // Язык и словесность: Материалы науч. конф. В трех ч. 23—26 окт. 1990. Часть Ш. Ташкент: Ташк. пед. ин-т рус. яз. и лит., 1990. С. 61—62. 0,1 а. л. Тир. 500.
11. Предисловие // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова: Межвуз. сб. научных трудов. Куйбышев: Куйбышевский педагогич. институт, 1990. С. 2—5. 0,2 а. л. Тир. 500.
12. Контексты творчества Михаила Булгакова (К проблеме традиций): Статья // Лит. традиции в поэтике Михаила Булгакова: Межвуз. сб. науч, трудов. Куйбышев: Куйбышевский педагогич. институт, 1990. С. 1530. 0,8 а. л. Тир. 500.
13. Роль взаимоотношений автора и читателя в создании подтекста «Театрального романа» М. Булгакова: Статья // Жанр. многообр. худ. лит.: Межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 1990. С. 59—75. 1,0 а. л. Тир. 500.
14. Образы художника и читателя в литературе // Проблемы художественной типизации: Тезисы докл. межвуз. науч. конференции литературоведов (25—26 сент. 1990 г.). Стерлитамак: Стерлитамак, пединститут, 1990. С. 17—18. 0,1 а. л. Тир. 500.
15. Некоторые принципы художественности Булгакова-прозаика // Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте: Тезисы докл. Всес. науч. конф. (16—21 сент. 1991). Самара: Самарский пединститут, 1991. С. 61—63. 0,1 а. л. 500 экз.
16. От редактора // Возвращ. имена рус. лит. Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвуз. сб. научн. тр. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. С. 3—4. 0,2 а. л. 1000 экз.
17. О художественности прозы Михаила Булгакова: Статья // Возвращенные имена русской литературы. Аспекты поэтики, эстетики, философии: Межвуз. сб. научн. тр. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. С. 98—104. 0,6 а. л. Тир. 1000 экз.
18. О нарушении канона в прозе Василия Аксенова (К проблеме гротеска): Статья // Василий Аксенов: литературная судьба: Статьи. Библиографический указатель. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1994. С. 25—32. 0,5 а. л. Тир. 1000 экз.
19. Интеллигенция и эволюция: Статья // Российское сознание: Психология, феноменология, культура: Межвуз. сб. науч. труд. Самара: СамГПУ, 1994. С. 234—237. 0,5 а. л. Тир. 500 экз.
20. Искусство и цивилизация (К теории художественности) // Мир культуры: человек, наука, искусство: Тезисы докладов Международной научной конференции учёных, аспирантов, студентов, 21—24 мая 1996 г. / Минист. культ. РФ; Самар. гос. ин-т иск. и культуры. Самара, 1996. С. 10—11. 0,15 а. л. 300 экз.
21. Личность и творчество Михаила Булгакова: Рабочий план спецкурса для школьников старших классов средних учебных заведений // В помощь абитуриенту: Сборник практических заданий и планов по русскому языку и литературе. Самара, 1996. С. 43—46. 0,3 а. л. Тир. 2000 экз.
22. Оборотничество как артистический приём в романе «Мастер и Маргарита»: Статья // The Newsletter of the Mikhail Bulgakov Society. Number 2. 1996. Pp. 32—39. [США]. 0,7 а. л. Тир. 200 экз.
23. Творчество и биография // Пробл. совр. изуч. рус. и заруб. ист.-лит. процесса // Мат. XXV Зон. науч.-практ. конф. лит-ведов Поволжья и Бочкарёвских чт. (22—25 мая 1996 г.). Самара, 1996. С. 321—322. 0,1 а. л. Тир. 250 экз.
24. Самарский модернизм: Эссе // Независимая газета [Москва]. 1997. 5 марта. № 40. С. 8. 0,25 а. л. Тир. 57 350 экз.
25. Булгаков и астральное тело: Рец. на кн.: А. Кораблев. Мастер: Астральный роман. Донецк, 1996 // The Newsletter of the Mikhail Bulgakov Society. Number 3. 1997. Pp. 18—20. [США]. 0,15 а. л. Тир. 100 экз.
26. Астральный синдром: Статья // Культура [Самара]. 1997. № 5. Февраль. С. 8. 0,3 а. л. Тир. 5000.
27. Женихи Бесприданницы: Проблемная статья // Независимая газета [Москва]. 1997. 11 апреля. С. 8. 0,25 а. л. Тир. 57350 экз.
28. Пьесы М. Булгакова и А. Платонова о Пушкине // А.С. Пушкин и культура: Тез. межд. конф., посв. 200-лет. со дня рожд. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. С. 185—186. 0,1 а. л. Тир. 130 экз.
29. Проблемы преподавания М.А. Булгакова в вузе: Статья // Акт. пробл. изуч. и преп. лит. на совр. этапе: Мат. XXVI Зон. конф. лит. кафедр ун-тов и педвузов Поволжья (4—5 июня 1998 г.). Пенза; Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. С. 219—236. 1,1 а. л. Тир. 100 экз.
30. Предметы материальной культуры в пьесах М.А. Булгакова: Статья // Михаил Булгаков на исходе XX в.: Мат. VIII междунар. Булгак. чтений. СПб., 1999. С. 18—21. 0,4 а. л. Тир. 300 экз.
Примечания
1. Лотман Ю.М. Нравственная проповедь // Центральное телевидение. 1990. 18 февраля.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |