Вернуться к В.Н. Сутормин. По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты. ПутеБродитель

43. Памятник Шолохову

Столетний юбилей Шолохова в 2005 году отмечался довольно пышно: отчеканили серебряную монету номиналом в 2 рубля, учредили памятную медаль, приняли решение об установке памятника писателю неподалёку от места, где он жил в Москве.

Открытие памятника состоялось ровно через два года, в очередной день рождения создателя «Тихого Дона». По качеству лепки и по оригинальности композиции нетрудно отгадать автора монумента — это Александр Рукавишников. Его творческий почерк имеет ещё один отличительный признак: умение не просто вписать свою работу в окружающий ландшафт, но сделать пространство вокруг памятника частью произведения, втянуть его в общий замысел и заставить работать на художественную идею.

Посмотрите, с каким изяществом скульптор использовал перепад высот на этом участке Гоголевского бульвара!.. Тонкий поток воды, сбегая по выложенному мелкой брусчаткой косогору, превращает его в стремнину реки, которую пытаются переплыть кони, потерявшие в бою своих всадников. Застывший в глазах коней ужас создаёт образ ада Гражданской войны. В отчаянной попытке спастись они плывут против течения, не понимая, куда... И только нам дано увидеть, что поток разделяет их и выносит к разным берегам.

Дальше по плоскости бульвара течёт уже воображаемая река — река времени. Её воды уносят бронзовые листы рукописи, застывшие в брусчатке, как во льду. Наверное, волна когда-нибудь прибьёт их к этому странному сооружению — не то мосткам, не то скамейке. Если это скамья, то не для дружеского общения: сидя спина к спине, разговаривать неудобно. Да, неспроста эта вертикальная перегородка украшена рельефами: маузеры и звёзды с одной стороны, сабли и царские орлы — с другой. Непреодолимой стеной разделила народ на две части вырвавшаяся на волю ненависть, словно лезвие секиры, пробившей толщу земли...

Своеобразный мы народ, надо признать. Недаром сложилась поговорка: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Процесс принятия памятника на баланс растянулся года на два, то есть занял больше времени, чем потребовалось скульптору Рукавишникову и архитектору Воскресенскому на создание мемориала. Казалось бы, пустячная бюрократическая процедура, если памятник уже открыт... Ан нет: невозможно было не только обеспечить уход за монументом, но даже и воду подключить, поскольку это коммунальная услуга, которая денег стоит.

Памятник М.А. Шолохову, 2007 г. Скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский. Фото 2011 г.

А вода в данном случае имела принципиальное значение, как одна из составляющих композиции. Чтобы уловить идею при отсутствии воды, требуется некоторая доля воображения, но далеко не каждый человек им наделён. Так что в народе памятник в первые же месяцы после открытия окрестили «скотобойней».

Рукавишников к подобным проявлениям чувства юмора относится философски, не надеясь быть понятым всеми и сразу. Для скульптора неоднозначное отношение к его работам давно уже стало привычным явлением.

«Реакции были разные, причём это началось с молодости. Я помню, на молодёжной выставке меня чуть ли не линчевали за Сергия Радонежского, это был где-то 70-й год. Со мной никто не разговаривал, не здоровался, от меня убегали бегом. Джон Леннон их тоже поверг в какую-то истерику, его выкинули с выставки. А сейчас эти вещи востребованы и часто выставляются» (интервью «Российской газете», 7 июня 2005 года).

Что ж, будем надеяться, что хотя бы в XXI веке мы научимся чувствовать ценность произведений, обогнавших своё время. Пока у нас с этим проблема не меньшая, чем с умением беречь исторические ценности.