Вернуться к В.Н. Сутормин. По обе стороны Арбата, или Три дома Маргариты. ПутеБродитель

36. Дом Драмлита

Доходный дом Анны Тимофеевны Филатовой, всей Москве известный как «дом с рыцарями», когда-то украшали четыре латника, но продержаться до наших дней удалось лишь двоим. Третий рыцарь погиб в ночь с 23 на 24 июля 1941 года, сброшенный наземь взрывной волной от немецкой бомбы, попавшей в здание Театра имени Вахтангова. Четвёртого, судя по всему, сняли с его законного места, чтобы не нарушал симметрии.

Дом с рыцарями спроектировал и построил в 1912 году архитектор Валентин Дубовской при участии Н.А. Архипова. Здание задумывалось как «элитное жильё» для самой респектабельной московской публики. В соответствии с её представлениями о престижности и комфорте вестибюли дома были украшены роскошными зеркалами и витражами, к дверям квартир вели широкие мраморные лестницы с дубовыми перилами. В доме располагались детский сад и даже гимназия. После революции здание заселили номенклатурными работниками, многие из которых впоследствии были расстреляны. В частности, сюда переместили из Кремля Григория Зиновьева, и отсюда же его забрали сотрудники НКВД.

Что ещё интересного можно сказать о доме с рыцарями?

Дом с рыцарями. Фото Юрия Боброва, 2010 г.

Здесь в подъезде на широком подоконнике иногда находил ночлег актёр Иннокентий Смоктуновский, приехавший в 1955 году в столицу и никому в ней тогда не нужный. Сюда переехал Дом актёра после того, как в 1990 году сгорело старое здание на Пушкинской площади. А ещё дом с рыцарями иногда принимают за Дом Драмлита, ведь он такой же пафосный, и к тому же расположен как раз там, где пролетала Маргарита.

Вообще-то всем известно, что дом для драматургов и литераторов был построен в 1935—1937 годах в Лаврушинском переулке, рядом с Третьяковской галереей, — громадный, с отделанными чёрным мрамором входами в подъезды и вполне соответствующий описанию в романе. Именно в том доме, кстати говоря, проживал драматург, журналист и критик Осаф Литовский, ставший одним из прототипов критика Латунского. Однако были в столице и другие дома, построенные писательскими кооперативами, поэтому давайте в наших поисках опираться на текст романа.

«Она пересекла Арбат, поднялась повыше, к четвёртым этажам, и мимо ослепительно сияющих трубок на угловом здании театра проплыла в узкий переулок с высокими домами. Все окна были открыты, и всюду слышалась в окнах радиомузыка. Из любопытства Маргарита заглянула в одно из них. Увидела кухню. Два примуса ревели на плите, возле них стояли две женщины с ложками в руках и переругивались».

Арбат, дом № 35. Деталь фасада. Фото 2011 г.

Театр на Арбате есть только один — Вахтанговский, а переулки рядом с ним — Калошин и Николопесковский, оба довольно узкие, но первый из них до войны ещё не был застроен высокими домами, так что мы пойдём во второй.

Один из домов по левой стороне Николопесковского переулка отмечен знаком «Крепи оборону СССР». Эмблема со звездой, пропеллером, винтовкой и прочими советскими символами в наши дни представляет интерес разве что в силу того, что она уже довольно редко встречается на фасадах домов.

Бывший дом М. Жучковой. Детали декора. Фото 2013 г.

А вот два барельефа по сторонам от входа поистине уникальны. Дамы и кавалеры эпохи Возрождения, равно как и рыцари Средневековья, украшают собой стены московских зданий так редко, что при встрече с ними можно безошибочно угадать автора проекта — это Валентин Дубовской. Рыцари и замки, геральдические существа и прочее наследие минувших времён вдохновило его на создание собственной интерпретации стиля модерн, воплотившейся в более чем двадцати постройках периода 1906—1913 годов. В основном это были доходные дома — мода на особняки уже миновала, но свойственная людям Серебряного века тяга к прекрасному не исчезла, поэтому интерьерам и декору уделялось большое внимание, и с Дубовским часто работал в качестве художника-декоратора известный художник Игнатий Нивинский. К большому сожалению, из этих интерьеров практически ничего не сохранилось, поскольку в советское время в них не видели ценности. Но вернёмся к тексту романа:

«...Маргарита уже соскучилась в кухне и вылетела в переулок.

Дом артистов Театра имени Вахтангова. Фото 2013 г.

В конце его её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен чёрным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: "Дом Драмлита"».

Дом в конце переулка, построенный в 1937 году для артистов Театра Е. Вахтангова, не выглядит роскошным, но по меркам того времени это жильё элитное; к тому же он восьмиэтажный, как и писательский дом в Лаврушинском. Видимо, следует сделать вывод, что фантазия Булгакова сплавила два дома в один — примерно так же, как в образе Латунского сплелись Осаф Семёнович Литовский и Александр Робертович Орлинский.

И если Маргарита, пересекая Арбат, летела именно к этому дому, то начинался её полёт не на Спиридоновке, а где-то у Пречистенки. В ту сторону мы и направимся.