Попытка классифицировать эмоциональные состояния, переживание, чувства предпринималась неоднократно. По мнению Б.И. Додонова ни одна из предложенных ранее классификаций не получила широкого признания, а создать универсальную классификацию эмоций вообще невозможно. В конце 70-х начале 80-х годов XX века ведется дискуссия, и сталкиваются две теории эмоций: П.В. Смирнов с одной стороны и Б.И. Додонов с другой.
По мнению П.В. Смирнова эмоции делятся на две основных группы:
— реализующие контактное взаимодействие с объектом;
— дистанционные действия по отношению к нему.
В первую группу входят такие эмоции как: «...наслаждение, удовольствие, безразличие, неудовольствие, отвращение, страдание...» [Смирнов 1982: 44]. Нужно отметить то, что названия расположены по принципу возрастания величины потребности и снижения ее удовлетворения.
Вторая группа, по мнению П.В. Смирнова включает следующие эмоции «...восторг, счастье, радость (действия овладения, обладания объектом); бесстрашие, смелость, уверенность, расслабление, настороженность, тревогу, страх, ужас (действия защиты, сохранения объекта); торжество, воодушевление, бодрость, невозмутимость, нетерпение, негодование, гнев, ярость, бешенство (действия преодоления, борьбы за объект)», [см. там же, с. 55—56]. Как и в первом случае во всех трех подгруппах второй группы эмоции располагаются по мере возрастания потребности и снижения ее удовлетворения.
В свою очередь Б.И. Додонов подвергал критике данную теорию и выдвигал следующую классификацию эмоций. Все эмоции он подразделял на «...1) Альтруистические эмоции — эти переживания возникают на потребности содействия. помощи, покровительстве другим людям. Данный вид эмоций люди могут испытывать, помогая или не помогая другим людям.
2) Коммуникативные эмоции — эти эмоции возникают на основе потребности общения. Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим переживаниям. Но не всякая эмоция возникает при общении людей.
3) Глорические эмоции (от лат. gloria — слова). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении во славе. Типичным для этих эмоций является наличие эмоциональной ситуации — реальной или воображаемой.
4) Праксические эмоции — данный термин введен в употребление П.М. Якобсоном, предложивший называть так переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения» [Якобсон 1958: 228].
5) Пугнические эмоции (от лат. pugna — борьба) данный вид эмоций происходит от потребности преодоления опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
6) Романтические эмоции данный вид эмоций возникает при стремлении к необычайному, к неизведанному.
7) Гностические эмоции (от гр. gnosis — знание). Данный вид эмоций описывается в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств как потребность в когнитивной гармонии.
8) Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Эстетические эмоции вызываются только такими видами искусства, в которых форма и содержание совершенно неразделимы.
9) Гедонистические эмоции. К указанной категории относятся эмоции, связанные с удовлетворением потребностей в телесном и душевном комфорте.
10) Акизитивные эмоции (от фр. acquisition — приобретение). Эмоции возникают в связи с интересом к накоплению «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них» [Додонов 1971: 104].
Наряду с данными теориями существуют и другие, которые, по мнению многих ученых, называются «классическими» и описывают более узкий круг явлений. Например, В. Вундт распределяет эмоции согласно трехмерной схеме:
1) по характеру возникновения процесса, то есть возбуждение → успокоение → подавленность.
2) по характеру протекания процесса — возбуждение → напряженность → разрядка.
3) по осознанному отношению индивида — удовольствие → неудовольствие [Вундт 1984: 83—92].
С.А. Рубинштейн делит эмоции и выделяет положительные и отрицательные. Например, удовольствие → неудовольствие, веселье → грусть, радость → печаль и т. д. [Рубинштейн 1984: 152—161]. Нужно отметить, что эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое производит человек, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам. Положительные эмоции, вызываемые полезными воздействиями, побуждают человека к их достижению и сохранению. Отрицательные эмоции стимулируют активность, направленную на то, чтобы избежать вредных воздействий. С.А. Рубинштейн не оставляет без внимания и основные качества эмоций и говорит об удовольствии → неудовольствии, напряжении → разрядке, возбуждении → успокоении.
Р. Плутчик в своей теории предлагает следующую модель эмоций. Восемь основных эмоций (гнев, радость, изумление, ужас, печаль / грусть, отвращение / ненависть, настороженность) располагаются по кругу и каждая из них является точкой континуума «непрерывное многообразие» [Нелюбин 2003: 91], в пределах которого меняется интенсивность эмоций. Например, ужас → страх → опасение. Данная теория эмоций интересна тем, что автор не останавливается в своей схеме лишь на эмоции, а представляет ее в виде стимула: стимул → чувство (эмоция) → поведение (действие) [Plutchik 1970: 3—24].
К. Изард выделяет «базовые» эмоции и утверждает, что только данный вид эмоций можно исследовать. Он выделяет следующие «базовые» эмоции:
интерес, волнение, радость, удивление, горе, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд [Изард 1980: 35].
Традиционно различаемые эмоции, такие как: радость, удовлетворение, удивление и т. п. здесь четко не разграничиваются.
Несмотря на интерес к эмоциям, ни детализированной общей, ни частной классификации эмоций на сегодняшний день нет.
Ряд исследователей указывают на невозможность составления какой-либо классификации — так как любая эмоция имеет много оттенков. Эмоциональная система — это одна из самых сложных систем человека «...поскольку в возникновении, развитии и появлении эмоций принимают участие все остальные системы человека — восприятие, физиологические реакции, интеллект, физические системы и даже речь...» [Апресян 1995: 38].
Бесспорно то, что эмоции возможно выражать словами. В.В. Виноградов в работе «Русский язык» писал «...слова находятся в непрерывной связи со всей нашей интеллектуальной и эмоциональной жизнью... предметно — логическое значение каждого слова окружено особой экспрессивной атмосферой, колеблющейся в зависимости от контекста» [Виноградов 1974: 19]. В следующем параграфе нашей работы мы рассмотрим выражение эмоций в лингвистике.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |