В ноябре 1919 года М. Булгаков был призван по приказу Главкома Добровольческой армии во Владикавказ и затем в Грозный, в качестве медика. Как удалось установить лишь в 1987 году, именно там, в белогвардейской газете «Грозный», появилась 26 (13) ноября 1919 года первая публикация М. Булгакова (1). Статья в газете (номер ее вышел на одном листе) подводила итоги пережитого за последние годы и была окрашена мрачными ожиданиями: «Теперь, когда наша несчастная родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль... а что будет с нами дальше... мы наказаны... нужно драться... драться десятки лет... нужно будет платить за прошлое... за безумие мартовских дней, за безумие дней октябрьских, за самостийных изменников, за развращение рабочих, за Брест, за безумное пользование станками для печатания денег... за все!.. И мы, представители неудачливого поколения, умирая еще в чине жалких банкротов, вынуждены будем сказать нашим детям: платите, платите честно, и вечно помните социальную революцию!» (1). Таково, в предельном сокращении, содержание первой публикации М. Булгакова. В дальнейшем мировоззрение его трансформировалось, но скептицизм остался неизменным. В ноябре 1919 года М. Булгакову было 28,5 лет, это был год возвращения Сатурна, он входил в петлю: 26 ноября он находился в 12° Девы, в соединении с Лилит, Сатурном и Прозерпиной радикса. Сатурн (и Уран) в радиксе М. Булгакова управляет домом творчества, находится в радиксе в градусе гениальности (11° Девы), добрый в космограмме и гороскопе, но находится, как мы видим, в ужасном окружении. Возвращение Сатурна, т. е. становление личности, обретение внутреннего стержня неизбежно связано при таком транзите с качественными переворотами в темном поле Лилит-мрак вселяется в душу человека, он попадает в тяжелейшие испытания. Собственно, по астрологическим канонам, при таком транзите человек может попасть в изоляцию, в тюрьму, в больницу. Как мы увидим, все это произойдет с М. Булгаковым, пока Сатурн в 1920 году будет делать петлю своего положения в радиксе. Как раз в ноябре 1919 года он вошел в нее. Тюрьмой для М. Булгакова окажется СССР.
Но что с творчеством, с началом литературной деятельности? Солнце в символической прогрессии в 1919 году находилось в 23° Близнецов — в точном тригоне к Жребию творчества (АсцА5 − Солнце) в 23° Водолея, это, заметим, градус, связанный с Россией. Транзитные Солнце и Лилит 26 ноября 1919 года проходили 5° Стрельца и были в соединении с Кету радикса в 6° Стрельца, транзитный Кету проходил по Солнцу радикса. Эта взаимная рецепция с участием Лилит давала духовные сомнения, мрачность, комплекс вины, ломку жизни, невыносимые условия существования — и все это в полной мере проявилось в событиях ноября 1919 года на Кавказе, вокруг М. Булгакова и в его первой публикации «Грядущие перспективы». Селена в конце ноября 1919 года проходила 25/26° Близнецов — по Кресту Судьбы радикса М. Булгакова. Вот такое начало.
Зима 1919/1920 гг. — переломная в жизни М. Булгакова, это отмечают все его биографы вслед за самим писателем. 28 (15) февраля 1920 года он позднее обозначил как день окончательного выбора жизненного пути: «...навсегда бросил медицину и отдался литературе» (1). В тот день в решающем сражении вблизи станицы Егорлыцкой потерпела поражение главная сила Белого движения — казачья конница. Всем было ясно, что это конец. Посмотрим эфемериды и радикс М. Булгакова, Анарета и Доминус генитура его радикса, управитель дома родины Юпитер и злой Нептун, управитель дома партнерства, оба ретроградные в тот день находились в разрушительном 10° Льва, в точной двойной квадратуре к куспидам 9-го и 3-го домов, а альмутен 3-го и 8-го домов и Алькокоден его гороскопа Марс входил на куспид 3-го дома. Альмутен 10-го и сигнификатор 3-го домов Меркурий в тот день проходил 26 Рыб и находился в точной квадратуре к Кресту Судьбы и Жребию врача радикса Булгакова. Транзитная Лилит проходила 15° Стрельца — точно по IC, по корням и по Колесу Фортуны — подрыв корней, разрыв с прошлым и искушение судьбы. Транзитная Селена находилась в соединении с Плутоном в 6° Рака — в точной оппозиции к Точке Тьмы (инволюции) радикса. Плутон в радиксе М. Булгакова является главным управителем 3-го дома (и сигнификатор дома испытаний). Третий дом в гороскопах творческих людей как раз и есть дом литературы, так что, как видим, 28 февраля 1920 года М. Булгаков сделал выбор в пользу Света. Нельзя не поразиться напряженности транзитной ситуации: Селена и Плутон в точной оппозиции к Точке Тьмы (и в точных скрытых аспектах к Узлам Луны радикса); Лилит точно на IC и Колесе Фортуны и в оппозиции к Точке Света радикса; транзитный Сатурн, управитель дома творчества и сигнификатор дома карьеры — в точной двойной квадратуре к Узлам Луны радикса; транзитные Узлы Луны в точных красных аспектах к оси Асц/Дсц, но Раху в разрушительном 19° Скорпиона; алькокоден Марс — на куспиде 3-го дома; анарета и владыка рождения Юпитер и Нептун — в разрушительном 10° Льва, также в точной двойной квадратуре; остается добавить, что Солнце в тот день находилось в 9° Рыб в точной оппозиции к Сатурну и замыкало конфигурацию Крест на Узлы Луны радикса Булгакова, и даже быстрая Луна в тот день проходила Крест Судьбы радикса. Там же, на Кресте Судьбы, в феврале 1920 года стояла в символической прогрессии Селена, а Лилит в символической прогрессии шла по куспиду 2-го дома, дома здоровья — все это с точностью до градуса! В марте 1920 года М. Булгаков тяжело заболел возвратным тифом и не смог уехать из Грозного с отступавшими белыми частями. Когда он в апреле 1920 года смог встать на ноги, в городе были красные. Все, что происходило с ним до марта 1920 года, теперь необходимо было скрывать, везде искали белогвардейцев. Теперь, в мае 1920 года, крестовую ситуацию на Узлы Луны радикса М. Булгакова точно замыкала оппозиция Урана и Сатурна в шестых градусах Рыб и Девы. Кстати, транзит Сатурна по 12-му дому заставляет человека явное делать тайным. Сама оппозиция Сатурна и Урана, которые в радиксе М. Булгакова связаны через Лилит полуквадратурой, делает жизнь крайне ненадежной, лишает друзей и защиты, но в радиксе в соединении с Ураном находится у М. Булгакова Жребий Счастья и, главное, мы помним, что пока человек, Дух (Солнце) которого соединен с Небесной Артой (Селеной), следует путем Арты, ему нечего бояться, он находится под защитой Неба. Т. Лаппа спустя много лет удивлялась, как М. Булгаков остался жив в тот год, — ведь очень многие знали его как белогвардейца и читали его бескомпромиссные «Грядущие перспективы»!
С мая 1920 года М. Булгаков, еще слабый после смертельной болезни, со снятыми погонами и следами от них, в мятой фуражке, в обмотках... уже заведует литературной, а затем театральной секцией русского театра, организованного товарищем Ю.Л. Слезкиным, зав. подотделом искусств Терского Наробраза. Театр денег не платил. Жили они с Т. Лаппа на отрубы от длинной золотой цепи в мизинец толщиной, принадлежавшей Т. Лаппа, — и надо же, не обокрали, не сорвали на беспокойных улицах эту цепь, которую она дважды обматывала вокруг шеи.
Летом 1920 года М. Булгаков пишет первую пьесу «Братья Турбины», действие которой происходит в 1905 году. К маю 1921 года будет написана уже пятая пьеса «владикавказского» периода — через два года в Москве он уничтожит свои экземпляры всех этих ранних пьес. В октябре 1920 года одной из многочисленных большевистских комиссий М. Булгаков изгоняется со своих должностей в русском театре с пометкой «бел.» в докладе комиссии. И не удивительно, ведь в октябре Сатурн проходит по Асц, переходит из 12-го дома в 1-й, многое тайное делается явным, к тому же в октябре альтумен дома испытаний и сигнификатор дома личности транзитный Марс проходит оппозицию к Марсу радикса и замыкает двойную квадратуру (и крест) на ось Асц/Дсц и транзитный Сатурн. Только потому, что Марс — самая добрая планета радикса и добрый также Сатурн, это первое столкновение с новой властью прошло сравнительно безболезненно. Даже после увольнения его пьесы продолжали идти в русском театре. Премьера последней владикавказской пьесы М. Булгакова «Сыновья муллы» состоялась во Владикавказе 15 мая 1921 года, в день тридцатилетия автора. Самая злая и самая сильная планета его радикса Юпитер в соединении с Селеной в транзите шли по роковому для М. Булгакова соединению Сатурна, Лилит и Прозерпины, транзитный Сатурн завершал петлю вокруг Асц, а транзитная Лилит проходила 5/6° Водолея — точку уплотнения личных энергий (инверсия золотого сечения Асц радикса, см. Б. Романов «Введение в астрологию золотых сечений»), где личное творчество максимально удалено от Зервана. Это был уже конформизм. Руку М. Булгакова узнать в этой пьесе было невозможно. В туземном подотделе Наркобраза пьеса была встречена с восторгом, ее немедленно купили за 200 000 рублей и через две недели она шла. Далее в «Записках на манжетах» отражены эти переломные дни, когда ценой сделки с совестью, сопровождавшейся психологической травмой, заработана была необходимая сумма денег: «...Бежать! Бежать! На 100 тысяч можно выехать отсюда. Вперед. К морю. Через море и море, и Францию — сушу — в Париж!». Но Небесная Арта не прощает сделок с совестью.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |