С.А. Ермолинскому
Москва, 6.IX.46.
Милый Сереженька, прости, что не писала так давно. У меня голова кругом шла все последнее время от разнообразнейших хлопот. Ну, конечно, самое главное дело мое, жизненно важное и для меня и для Сергея, — это его поступление в Институт. Он выдержал в июне все экзамены (одиннадцать) на аттестат зрелости. А в августе — приемные экзамены (пять) в Институт, и вот теперь Сергей уже — студент Редакционно-издательского факультета Московского Полиграфического Института. Ты представляешь себе ясно, какое это счастье, что все это позади, все эти бесконечные бессонные ночи, так как дней не хватало для подготовки, все волнения в дни экзаменов. И Сергей, и я — оба всегда говорим: мы выдержали. И это действительно так: все это происходило при полнейшем моем участии. А уж дни экзаменов я не забуду долго. Когда Сергей уходил в школу или Институт на экзамен, я не находила себе места, ничего не могла делать, никуда не выходила, до тех пор пока не раздавался звонок — Тюпа!!! Все в порядке.
Вообще, Сергей показал себя молодцом в смысле воли и собранности. Занимался он самостоятельно, за исключением таких предметов, по которым я не была уверена, что он может справиться один. Учителя были по математике, по химии и немецкому. Обошлось это дорого, т.к. время экзаменационное, горячее и учителя были дороги.
Помимо самой серьезной радости от всего этого, испытываю и мелкое чувство удовольствия от того, что все сплетни теперь должны прекратиться о Сергее и о моей порче его. Даже не понимаю, как будут говорить теперь и объяснять чем будут его успехи? Ну это второстепенное, труха, конечно.
Занятия его интересуют, у него уже есть любимые преподаватели, он мне всех показывает актерски, рассказывает обо всем, что происходит там. Не знаю, надолго ли такое увлечение, но пока что очень хорошо.
Женя принят в Академию Фрунзе, находится сейчас в лагерях Академии, переедет в Москву через месяц или полтора. Пока же бывает в Москве каждую субботу вечер и день воскресенье.
Сереженька, милый, я написала то письмо, о котором давно говорила. После чего был звонок, предложили мне обратиться в издательство Искусство насчет печатанья сборника пьес. И вот теперь в изд-ве изучают пьесы и пока не изучат, договор не подписывают. А я тем временем сижу настолько без копейки, что, вставая утром, прежде всего смотрю кругом, что еще можно продать, посылаю Галю на базар, она продает какую-нибудь вещицу и тут же покупает продукты. Мечтаю продать мою пишущую большую машину, чтобы сразу получить сравнительно большую сумму денег и несколько времени не беспокоиться. Оля сегодня, по своему несчастному обыкновению, принесла мне на хвосте неприятные новости. Мертвые души не пойдут довольно долгое время, так как спектакль разболтался, а приводить его в порядок некогда, так как нужно в срочном порядке восстанавливать Платона Кречета, ужаснейший спектакль, давно снятый из-за отсутствия к нему интереса со стороны публики. Что же касается Пушкина, то он идет, как известно, раза три в месяц, так что она мне советует скорей искать себе работу по переписке на машинке, чтобы иметь какой-нибудь верный заработок.
Меня очень волнует мысль, чтобы у тебя не вышло каких-либо осложнений с пьесой из-за темы — не современной. Юрский ко мне не звонил, так что ничего о тебе не знаю, кроме как из твоего письма.
Я встретилась как-то случайно в Управлении в Лаврушенском с Нат. Ал. Венкстерн, мы разговорились, условились повидаться, потом я услыхала, что она разбилась в метро, пошла ее навестить, она необычайно обрадовалась, я была у нее еще раз, потом она пришла ко мне, и мы подписали акт о дружбе. Мне очень приятно бывает с людьми, которые знали Мишу, и тем более — его любили. Можно без конца говорить о нем, вспоминать, она рассказывает иногда то, что я не знала — из его словечек, шуток. Много говорим с ней и о тебе, она очень болеет тем, что ты не был у нее в этот приезд. Она стала — с моей точки зрения — гораздо лучше, очень человечная, очень умная. Философски настроенная, с приятным юмором — тот налет злости, который у нее отчасти был, теперь исчез. В общем, мне с ней хорошо, и когда я долго с ней не вижусь, мне хочется встречи.
Встречаюсь с Лилей Брик. Даже задумали одну работу-инсценировку. Вернее, она предложила, я согласилась. Посмотрим, что из этого выйдет. Я считаю вещь хорошей, но не поддающейся инсценированию, а она спорит. Я сказала, ладно, попробуем, истратим две недели, выйдет — хорошо, не выйдет, тоже время не зря прошло, пригодится опыт работы.
Приехали все знакомые, которые уезжали на лето, причем почти все на рижское взморье. Встречаемся ласково, сердечно, как хорошие друзья, но часто я этого делать не могу, нет времени.
Оля приехала в полном восторге от своего летнего отдыха с мамой на даче, поправилась, посвежела. С Женей К. они окончательно расстались, как ты знаешь, но большие друзья.
Пречистенку не вижу и не жажду видеть. Не знаю, чем она дышит. Как-то позвонил летом Яков, после длительного перерыва, поговорили очень мило, но думаю, что он теперь больше не будет звонить, т.к. он звал заходить, а я ни разу не зашла и не позвонила. Да и с дамами совсем порвалось. Хотя я уверена, что стоит встретиться, как они забасят: Люсеныш!! самым привычным образом, и все будет выглядеть как в самом лучшем доме. Но вообще эту тайну я хотела бы узнать, что произошло и кто виноват, я ли, сболтнувши что-либо по их адресу, или что-то другое. Сереженька, милый, ты пишешь о приезде в конце сентября. Ничего не изменилось? Целую тебя крепко.
Твоя Кут.
* * *
Татьяне Александровне Луговской
Рига. 23.7.48.
Дорогая Танюша, как давно мы с Вами не виделись. Как приеду, мы непременно встретимся.
Эти последние два месяца мне хотелось быть только с людьми, которые знали и любили Олю, ведь Вы это понимаете. От этого я и не звонила к Вам.
А вообще Вы же знаете, что мы с Вами не просто знакомые, а нас навсегда связала прочная веревочка.
Что Вы делаете, да и в Москве ли Вы еще? Как здоровье Вл. Ал.? Когда я уезжала, я встретила Вашу Полю, и она мне сказала о его тяжелом состоянии.
Тусенька, мне все еще очень тяжело, и здесь тяжелее, чем в Москве. Рига так неразрывно связана с Олей, с нашей беготней по всем улицам, с нашими детскими и юношескими воспоминаниями, что я — как выйду в город — так и замираю от безвыходной тоски. Хожу одна, разговариваю сама с собой, твержу кому-то: никогда не возвращайтесь туда, где Вы были когда-то счастливы.
Напишите мне, голубчик мой, если Вы получите это письмо до 20 авг.
Целую Вас нежно.
Ваша Лена.
* * *
Татьяне Александровне Луговской
Москва, 9.6.57.
Моя дорогая Туся, моя дорогая, голубчик мой Туся, вот собственно и все, что я могу повторять Вам без конца. Я ведь так знаю, что у вас сейчас происходит в сердце. Все это я пережила в 48 году, когда умерла Оленька. Только у меня не было рядом Миши, как у Вас сейчас есть Сережа. Какое это счастье. Вот он может Вас утешить. Я же — никак. Ведь эта омерзительная маска О-ла-ла! кот[орую] я стараюсь напяливать на себя как можно чаще — это только защита от жалости. Не хочу, чтобы жалели.
А дома — жизнь среди ушедших, письма, альбомы, газеты, фотографии. Притронуться трудно. Когда одна. При ком-нибудь — легче.
А вот я вспоминаю день, когда (еще на Пироговской ул.) утром Миша меня осторожно разбудил, осторожно подготовил — и потом сказал о смерти папы. Безумное горе, но Миша был рядом. И это было лучшим лекарством.
Вот так я все время думаю — какое счастье, что рядом с ней Сережа.
Туся, моя дорогая, когда Вам захочется, чтобы я пришла, скажите, я приду сейчас же.
Крепко целую и обнимаю Вас обоих.
Ваша Лена.
* * *
ТЕЛЕГРАММА: Москва Ленинградский проспект 64 кв 35 Татьяне Александровне Ермолинской
Дорогая Туся поздравляю целую очень хочу видеть = Ваша Лена.
25.1.62.
* * *
Москва, 23.2.1963.
Дорогая Туся, посылаю Вам картинки — 8 штук, может быть, пригодятся Вам. Кроме того — рецепт того лекарства, о кот[ором] Вам рассказывала, — сердечного. Вдруг удастся Вам заказать где-нибудь.
Алисе я позвонила тогда вечером, все сказала.
Я у Вас забыла очки, без которых мне довольно трудно, но как их получить?!
Во всяком случае не давайте их никому, умоляю. Целую обоих.
Лена.
* * *
Ялта. Дом творчества писателей
Татьяне Александровне Ермолинской
Москва, 6.5.64.
Дорогие мои, в праздниках есть хорошая черта, они проходят.
Было холодно, неуютно, кроме первого мая.
Всегда вспоминаю слова из одного Мишиного фельетона. Одна баба говорит другой — на небе-то, милая, видно за большевиков. Вчера вон какой дождь шел, а нынче солнце.
Я сама больше Вашего жалею, что меня нет в Крыму. Нет и нет, вот ведь какая оказия.
И не будет, — что еще хуже.
Но Вы все-таки будьте хорошей девочкой, слушайтесь папу и маму.
Мойте мылом маму (из хрестоматии на букву М).
Целую Вас.
У меня сейчас (десятый час вечера) в большой комнате сидят двое: один из Ленинграда д-р наук и аспирантка из Харькова. Читают роман. Ленинская читалка. Такая же тишина.
Ее кормила завтраком, обедом, чаем.
Он пьет чай (пришел в 9 вечера). Тишина, тссс...
Итак, прощай и помни обо мне.
Уважаемая Вами Елена Булгакова,
Леночка. Кутя — в прошлом.
* * *
Малеевка, 2.12.64.
Вот как у нас получается, дорогие Танюша и Сережа, видимся от случая к случаю, от года к году. То Западная Германия, то Снигири, то Англия, то Москва, то Швеция, то Малеевка. Когда столкнешься? Неизвестно. Это вроде как Сергей объяснял мне, почему мать Лильки осталась жива после инсульта, в то время как Шиловский или Мелик погибли. — Понимаешь, у нее всего две извилины, ну как в них попасть?
А у меня без Вас разные события были, как-то: заседание Лит. Комиссии у меня на квартире. Воронков, Симонов, Каверин, Розов, Ляндерс. Мило было очень. Я пожалела, что не знаю стенографии — для потомства. Но вообще изобразить все смогу точно, когда в будущем году увидимся. Ведь не может быть, чтобы мы ухитрились встретиться еще в этом декабре — небось, куда-нибудь улетите.
Я — ебж — вернусь в Москву 21-го XII.
Я написала в Гамбург, что в этом декабре не смогу приехать к ним. Они мне ответили, что тогда они приедут. Теперь вопрос, на кот[орый] ты, Сережа, дай мне очень откровенный ответ. М.б. деньги у меня появятся уже и в декабре — либо из Ермоловского театра, либо из Искусства. Тогда все просто для меня. Но если это будет в январе, что всегда надо предвидеть, тогда мне нужно просить в долг до конца января у друзей. Иначе не только устраивать потемкинские деревни для немцев, а и жить до конца янв. будет трудно. (Беру конец на всякий случай, но ясно, что отдам из первых же получений. А они предвидятся несомненно.) Так вот, в состоянии ли ты одолжить мне на этот срок 400 рублей, это мой вопрос к тебе и жду от тебя, Сережа, такого же простого ответа. Тогда придется обратиться к Виталию, если ты не сможешь.
Танечка, напишите мне что-нибудь веселящее. Здесь мертвечина, а не люди. Но зато все подают мне, а не я — кому-либо.
Целую Вас обоих. Ваша Лена.
* * *
Малеевка, 11.12.64.
Дорогие Танюша и Сережа, сегодня пришло письмо от Вас. Скоро. Конечно, буду ждать с нетерпением тебя (а м.б. и Туся приедет?) и твою статью. Она меня исключительно интересует.
Если бы Вы захотели, здесь можно и пообедать (в 2 часа) и поужинать (в 7 ч.).
Я из письма Ляндерса узнала, что к нему позвонили и звонят многие из получивших письмо от Симонова, благодарят, будут писать. Очень, кажется, был трогателен Яншин. Но вот Леонов, Михалков и Чуковский (последний писал, а те — по телефону) сообщили, что они слишком мало знали М.А. как человека, а как писателя — предоставляют написать критикам о таланте Б-ва, не хотят отнимать у них хлеб. Но это между нами — это мне Ляндерс сообщил по дружбе. Хорошие подлецы.
Здесь встречаю удивительное отношение к Мише — интерес колоссальный!
Кроме того, у меня с собой «Записки покойника», а здесь Бернес с женой и с ними сидит Гердт (Зиновий... не знаю отч.). Они помирают от наслаждения, я им дала почитать.
Итак, до встречи, до личного общения.
Целую Вас крепко. Большое спасибо, что выручили, а то мне пропасть. 30-го приезжают Карик с Алисой.
Ваша Лена.
* * *
Москва, 14.5.65.
Милые мои Танюша и Сергей, до чего хочется уехать из Москвы, отдохнуть от всех дел, телефонов и даже людей! Ведь я так люблю, когда ко мне приходят, но за этот год план перевыполнен чересчур.
Но когда удастся — не знаю, и иногда «мне щась сдается, що...» никогда.
Пишу лениво, думаю, вот приедут, тогда будем разговаривать.
Сейчас получила из Германии конверт — белый с черной каемкой. Понятно — смерть. Умерла мать Алисы, чудная толстуха, прижавшая меня в первую же минуту к своей груди. Она говорила, что полюбила меня сразу. Мне жаль ее.
Т.к. эти черти удивительно умеют всему придавать красивую форму, то текст, примерно, такой на извещении: Фрау фон Муйяр (она француженка) уснула навеки...
Так что очень прошу, когда я помру, так же написать в Вечерке — уснула навеки.
Дела двигаются, как жернова, кот[орые] крутил Козинцев в Гамлете.
Приходили много раз Ваши кумовья — Абрам Матв. Роом и Ол. Андр. Жизнева. Он хочет делать «Бег». Завтра они уезжают в Коктебель на месяц, и он говорит — буду набрасывать план, привезу, покажу Вам.
Симонов сказал, что устроил в Лит. Россию кусок Зап. покойника, пойдет, кажется, 30-го/V.
Ад. и Еву, по последним, вроде точным, известиям снял д-р «Искусства» Савостьянов, известный трус и скотина.
Целую Вас обоих.
Ваша Лена.
* * *
ОТКРЫТКА: Москва, ул. Черняховского, д. 3, кв. 35.
Сергею и Татьяне Ермолинским Куйбышев, 1.7.66
Милые! Дорогие!
Не приведи господь...
Да чтобы еще раз!..
Да разрази меня Бог!..
И за что это наказание? Сидела чудно дома, квартира пустая, друзья, ванна, телефон, вкусная еда, работа — что тебе еще нужно, собака, как говорится в «Ив. Вас.». Эх!... Целую Вас. Ваша несчастная Лена.
* * *
Ялта. Дом творчества писателей,
Сергею Александровичу Ермолинскому
Москва, 3.5.67
Дорогие Таня и Сережа, получила Ваши обнадеживающие письма. Я — хорошая девочка. Поэтому Вы, Тусенька, подумайте, как меня нужно наградить. Но настроение у меня ужасное, и понять не могу — отчего. М.б. оттого, что сейчас наступило сравнительное затишье, и мне стало казаться, что люди увлеклись какой-нибудь новой сенсацией и забыли Мастера. Хотя вчера вдруг раздался телезвонок, и милый Сергей подошел ко мне с выпученными глазами и сказал: — Ермолинская Марика!?!
Это оказалась — и верно — Марика, кот. Передала просьбу какого-то швейцарца, знакомого ее друга детства Эдика (Эдмунда Эдмундовича С...ского, я забыла точную фамилию, но она была специально для Миши). Так вот этот швейцарец мечтает о Мастере. Я сказала, что она может дать ему мой № телефона.
Милые, у меня сейчас сидит некий француз Michel, студент Оксфордского у-та. Маргарита Алигер мне его рекомендовала. Я бы дорого дала, чтобы сидеть сейчас с Вами в Ялтинском саду, Москва пыльная, шумная и некрасивая.
Когда Вы собираетесь вернуться?
Напишите.
Целую Вас. Привет Маргарите Алигер.
Ваша Лена.
* * *
ЗАПИСКА: 7/VII-67
Мои хорошие, я — хорошая девочка, пусть мама и папа мне все купят!
А какова открытка, а? Вы бы от души повеселились, глядя на меня в Париже. Приеду, буду рассказывать.
Целую крепко.
Ваша Лена.
* * *
13/VII-67
Дорогие друзья, Вы меня никогда не поймете — одно дело путешествовать вдвоем с близким человеком, а совсем другое — одной. Совсем! Будьте здоровы. Любите друг друга и немного меня. Ваша Лена.
* * *
Ялта. Дом творчества писателей.
Татьяне Александровне Ермолинской
Москва. 2.5.68
Дорогие мои, это письмо Вам передаст мой молодой друг Юра Мочалов. Он поставил в Красноярске «Полоумного Журдена» и покажет Вам его в Ялте.
Туся, Тусенька, Таня, Танечка, Татьяна (я заговорила вроде Федина в «Братьях», фу!), у меня к Вам просьба. Очень для меня важная! Пойдите на репетицию «Журдена» и посмотрите своим точным взглядом художницы на костюмы актеров и постарайтесь помочь им, — при помощи какой-нибудь мелочи — (но сделанной с Вашим вкусом) исправить как-то слишком заметные дефекты в костюмах. Юра с беспокойством сказал мне, что в этом отношении он волнуется. И тут мне пришла в голову мысль: Татьяна сразу увидит как можно исправить ту или другую неудачу. Посоветует, приложит руки. Танечка, прошу Вас, а за это, «если будешь хорошей девочкой»... и т. д.
На закуску, Сережа, тебе приятное: прислали из Парижа экземпляр Мастера, и вместо предисловия твоя статья, по-моему хорошо переведенная. Я запросила экземпляр для тебя.
А засим обнимаю Вас
Ваша Елена Булгакова.
* * *
ОТКРЫТКА: СССР Москва, ул. Черняховского,
Сергею-Татьяне Ермолинским
Helene Bulgakov Paris 92, France
9/IV-69
Мои миленькие, хорошенькие Туся и Сергей! Я еще не ходила по этой набережной, т.к. у меня оказалась трещина на том самом ребре, из которого меня сделал Бог, и к тому же разрыв тканей. Боли адовые, хожу в каком-то дурацком бандаже, доктор обещает, что через дней 10 все пройдет. Ксения — ангельски нежна, я — жуткая скотина, т.к. вскидываюсь от боли. Но потом прошу прощенья, а она ревет. Лето, солнце, жара, тишина, петух. Будьте счастливы, здоровы. Я Вас целую. Ваша Лена.
* * *
ОТКРЫТКА: Москва, ул. Черняховского, 3, кв. 35
Сергею и Татьяне Ермолинским.
30/4 1969.
Мои дорогие дружочки, в одном из таких прелестных домиков живем мы с Ксенией. Ездим с экскурсиями, сегодня — в Ниццу. Погода плохая, солнца почти нет. Часто я схватываю насморк, тогда Ксения колбасится вокруг меня, как наседка, вернее, как квочка. Не забывайте любящую вас Лену.
* * *
ОТКРЫТКА: Москва, ул. Черняховского, 3, кв. 35
Сергею и Татьяне Ермолинским.
13.5.69.
Мои миленькие, я вовсе не в этом прелестном уголке, а сижу в одном из модных ресторанов Ниццы, мы с Ксенией обедаем. А сейчас пойдем по городу и по набережной. Солнце, тепло. Будет много рассказов Вам выдано. Разговор Ксении — это нечто весьма живописное. Крепко целую.
Ваша Лена.
* * *
ОТКРЫТКА: Москва, ул. Черняховского, 3, кв. 35
Сергею и Татьяне Ермолинским.
15/10.
Что же Вы, мои милые, молчите? Сами просили, я сообщила Тусе по телефону... и теперь ежеминутно роюсь во всех телеграммах. Целую.
Ваша Лена.
* * *
Репино, Дом творчества кинематографистов
Сергею Ермолинскому
26.2.70.
В верхнем углу страницы вырезка из газеты в рамке: «РОЛЬ ЗОЛУШКИ НЕ УСТРАИВАЕТ»; ниже от руки: равно как и зайчика у огня.
Дорогие мои!
Вас не хватает. Кому? — Конечно, мне.
Настроение скверное. Я — скотина. Еще недавно я молилась исступленно, чтобы Сергей выздоровел. А сейчас, когда его выписали из больницы с нормальным давлением, я нахожусь в беспрестанной тревоге и не ощущаю той радости, которую я должна была бы чувствовать. Неблагодарная скотина. Наверное, в скором времени Сергей и Таня поедут в Сочи в санаторий, Сергей очень ослабел. Он перенес в больнице — кроме всего прочего — грипп и сильнейшую ангину.
Причины для волнений, конечно, есть. Но это уже для личных разговоров.
Люди продолжают меня мучить, хотя и с самой лучшей целью. Но и заботятся, особенно дама из Пицунды, она просто неоценимую пользу приносит. Пропала бы я без нее. Галины Мих. уже месяц как нет — болеет.
Не судите строго за пустое письмо.
Целую Вас и люблю.
Ваша Лена.
* * *
Ялта
Дом творчества писателей
Сергею Александровичу Ермолинскому с супругой,
Москва, 27.3.70.
Мои дорогие! Милые! Пока что, на сию минуту, я жива, чего и Вам желаю.
Москва. Новые Черемушки. Однокомнатная квартирка. Но эта одна комната — очень большая. С балконом, с большим количеством зелени разнообразного рода, начиная с кактусов — не любимых мною — и кончая дивной персидской сиренью, принесенной мне вчера Сергеем. Тепло, даже жарко. Только что мы с Андреем (16-летним сыном Лены Чекаловой) царски пообедали — бифштексом по-гамбургски со свежим огурцом и кофе с пасхой и калачом. Тишина, Андрей моет посуду. Я взволнованно составляю списки избранных, 29, 30 апреля, 3 и 4 мая — Зося показывает свою работу в Студии МХАТ — «Мольера» М.А.Б. Не бойтесь — Вы тоже увидите, спектакль — если он будет принят Худ. Советом МХАТ — пойдет еще несколько раз в мае.
Ремонт почти закончен, запойный Коля-плиточник настилает полы в передней и в кухне, после чего 5 дней нельзя будет ходить по ним. А затем я могу переехать. Синяя комната (моя) получилась божественно красиво (после пяти переделок), средняя, по словам Лены, еще лучше — она светло-серая. Как и передняя. Ну, это все Вы будете оценивать сами.
Сергей требует, чтобы я сразу же ехала в санаторий под Москвой. Я действительно, как это ни странно, чувствую себя средне. Сердце.
Вчера позвонила Наталья Ильина и сказала, что Вы беспокоитесь, не имея от меня ответа. Простите, милые!
Сначала болезнь, боли — гвоздь в голове, потом — переезд из своей квартиры — все это выбило меня из седла (вот видите — сама знаю, что так не говорят, а не могу подыскать нужное слово!).
Прервались связи с изд-вами, с газетой — ничего не знаю.
А вы-то там, наверное, как наслаждаетесь? Конечно, Марк Алекс. мне мог бы устроить Ялту, но пока я бы собралась, числа эдак 10-го, Вы бы уже собирались в обратный путь. И я сидела бы в Ялте как дура с кукушечьим пером (по словам Тэффи). Чуть не написала имя этой подлянки Татьяны Тэсс...
Целую Вас крепко.
Ваша Лена.
* * *
ЗАПИСКА без даты.
Дорогие Татьяна и Сережа! Пишу, глядя на цветы. Это фокус. Но я умею.
Сереженька! Когда обсуждался в комиссии вопрос о печатании «Адама и Евы» (в пьесу влюблен Розов), то Пименов, твой друг и мой благодетель, сказал, что его смущает, что гибнет ЛЕНИНГРАД. Я думаю, что вполне было бы возможно заменить это крамольное слово просто ГОРОДОМ, — прием, который Миша сам употребил в «Белой гвардии».
Это я на всякий случай сообщаю.
Целую крепко. Лена.
* * *
ЗАПИСКА без даты.
Дорогой Сереженька, посылаю тебе по твоему желанию пьесы из архива — все роздано в издательства и исследователям. Потом я тебе сменю на хорошие экземпляры.
Зойкина квартира
Багровый остров
Полоумный Журден
Иван Васильевич
Батум
Адам и Ева.
Крепко целую. Лена.
Примечания
Публикуются впервые.
Брик Лиля Юрьевна (1891—1979), актриса, возлюбленная В. Маяковского, автор воспоминаний о нем.
Женя К. — Калужский Евгений Васильевич (1896—1966), актер МХАТа, муж О.С. Бокшанской.
Эти последние два месяца мне хотелось быть только с людьми, которые знали и любили Олю... — Письмо написано после смерти сестры Е.С. Булгаковой Ольги Бокшанской.
Вл. Ал. — Луговской Владимир Александрович (1901—1957).
Поля... — домработница семьи Луговских.
Я ведь так знаю, что у вас сейчас происходит в сердце. — Письмо, написано после смерти В. Луговского.
Шиловский или Мелик погибли... — Видимо, речь идет о Е.А. Шиловском, втором муже Е.С. Булгаковой, умершем в 1952 году и А.Ш. Мелик-Пашаеве, скончавшемся в 1964 году.
Симонов Константин Михайлович (1915—1979), писатель.
Яншин Михаил Михайлович (1902—1976), актер МХАТА, режиссер.
Ляндерс Семен Александрович, литератор.
Бернес Марк Наумович (1911—1969), актер кино, популярный певец.
Гердт Зиновий Ефимович (1916—1996), актер театра и кино.
...Карт с Алисой... — сын и невестка А.С. Нюренберга (брата Елены Сергеевны).
Розов Виктор Сергеевич (1913), драматург.
Роом Абрам Матвеевич (1894—1976), кинорежиссер.
Жизнева Ольга Андреевна (1899—1972), актриса, жена А.М. Роома.
Ермолинская Мария Артемьевна, первая жена С.А. Ермолинского.
Алигер Маргарита Иосифовна (1915—1992), поэтесса.
Сергей и Таня — сын Е.С. Булгаковой и ее невестка.
Ильина Наталья Иосифовна (1914—1994), писательница.
Тэффи (Лохвицкая) Надежда Александровна (1872—1952), писательница.
Тэсс Татьяна, советская журналистка.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |