Вернуться к Э. Проффер. Неизданный Булгаков. Тексты и материалы

Из журнала репетиций «Белая Гвардия»

лист 1. Переделанная пьеса была прочитана с новым (последним) составом исполнителей 29 января 1926 г. Режиссером назначен И.Я. Судаков.

лист 22. 26 марта. Константин Сергеевич, просмотрев два акта пьесы, сказал, что пьеса стоит на верном пути. Очень понравилась «Гимназия» и «Петлюровская сцена», хвалил некоторых исполнителей и сделанную работу считает верной, удачной и нужной.

лист 51. 24 августа. Совещание по пьесе. Константин Сергеевич, В.В. Лужский, М.А. Булгаков, И.Я. Судаков, П.А. Марков. Разрабатывали весь план пьесы, зафиксировали все вставки и переделки текста. Конст. Сергеевич объясняет все по линии режиссера и актера.

лист 53. 26 августа. М.А. Булгаковым написан новый текст «Гимназии» по плану, утвержденному Константином Сергеевичем.

лист 57. 31 августа. «У Турбиных». Разобрали всю картину по вновь написанному тексту. Делали вымарки, вставки в присутствии М.А. Булгакова.

лист 58. 2 сентября. «У Гетмана» (с Судаковым). Прошли всю картину два раза по переделанному тексту.

лист 61. 1 сентября. 4-е действие с И.Я. Судаковым. Были все. Разобрали новый текст, делали вставки, вымарки.

лист 69. 14 сентября. Черновая генеральная репетиция. Вся пьеса.

лист 71. 16 сентября. Переменено название пьесы. «Дни Турбиных».

лист 72. 17 сентября. Полная генеральная репетиция с публикой. По окончании — объединенное заседание Главреперткома с Режиссерской коллегией. Главрепертком считает, пьесу в таком виде выпускать нельзя. Вопрос о разрешении остается открытым.

лист 75. 23 сентября. «Петлюровская». Отменяется сцена с Евреем — Раевский. Переделали «Интернационал» — не утихает, а усиливается.

лист 76. 27 сентября. 8 часов. Полная генеральная с публикой. Смотрят представители /правительства?/ Союза ССР, пресса, представители Главреперткома, Конст. Серг., Высший Совет и Режиссерское управление. На сегодняшнем спектакле решается, идет пьеса или нет.

Спектакль идет с последними вымарками и без сцены «еврея». Спектакль вначале, первая половина 1 картины, принимали очень сухо, затем зрительный зал был побежден, актеры играют увереннее, смелее, публика реагирует прекрасно.

По окончании А.В. Луначарский высказал свое личное мнение, что пьеса может и наверное пойдет.