Вернуться к Г.А. Лесскис, К.Н. Атарова. Москва — Ершалаим: Путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Глобус

«Как будто живой и освещенный с одного бока солнцем глобус» напоминает «земной шар» в сцене «Кухня ведьм» гётевского «Фауста»:

Вот шар земной,
Как заводной
Кубарь негромкий,
Внутри дупло,
Он, как стекло,
Пустой и ломкий.
Вот здесь пятно
Освещено,
А здесь потемки1.

(Отмечено Е. Яблоковым: Художественный мир Михаила Булгакова. С. 388.)

Волшебный глобус, во временном жилище Воланда точно передающий сведения обо всем, что происходит на земном шаре, противопоставлен лживым московским «последним новостям по радио», которыми никогда не пользуется Воланд.

Ужасы войны, которые видит Маргарита на глобусе, вероятно, относятся к революции и гражданской войне в Испании (1931—1939). В те годы все советские, да и не только советские, интеллектуалы были на стороне революции и «народного фронта», упивались героическим пафосом лозунгов, подвигов и жертв.

Булгаков в этой революции, как и в русской, видит прежде всего неоправданные страдания с обеих сторон: Абадонна «на редкость беспристрастен и равно сочувствует обеим сражающимся сторонам. Вследствие этого и результаты для обеих сторон бывают всегда одинаковы».

Примечания

1. Перевод Б. Пастернака.