В окончательной редакции романа храм прямо не назван, остались только «гранитные ступени амфитеатра Москвы-реки», однако с ним связан важный момент в преображении Ивана Бездомного.
Купанье Бездомного, как и венчальная свеча с иконкой, имеет мистический смысл (поэт интуитивно чувствует, что столкнулся с «нечистой силой»). Это своеобразная защитная реакция — крещение, и происходит оно у подножия храма Христа Спасителя, где до разрушения храма был гранитный спуск к реке и гранитная купель («иордань») в память о крещении Иисуса Христа. В одной из ранних редакций этой главы храм был прямо назван: «...Иванушка скакнул и выскочил на набережную храма Христа Спасителя».
Храм был построен по обету императора Александра I в память об изгнании французов (указ о построении — 1812 г.; закладка фундамента начата в 1838 г.; освящение храма — 1883 г.). Этот огромный храм (вмещал до 10 000 человек) стал архитектурным центром Москвы, его пять золоченых куполов видны были с разных концов города. Уничтожение храма (он был взорван 5 декабря 1931 г.) как бы символизировало разрыв советского мира с христианством.
Задуманное строительство на месте храма Дворца Советов, который, как было объявлено, должен был стать самым высоким зданием в мире, кончилось провалом (вспомним «Котлован» Платонова). В настоящее время храм восстановлен, что подтверждает фразу Воланда: «Все будет правильно, на этом построен мир».
Храм Христа Спасителя с «иорданью» на переднем плане
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |