В Москве не было театра с таким названием. Б. Мягков в книге «Булгаковская Москва» убедительно показывает, что Булгаков имел в виду Мюзик-Холл (1926—1936) на Большой Садовой, 18, расположившийся в круглом здании, построенном в 1911 году архитектором Б. Нилусом для цирка братьев Никитиных. В 1921 году цирк прекратил свое существование, однако Булгаков успел побывать в нем; он упоминается в повести «Роковые яйца» и в «Собачьем сердце».
В настоящее время в этом здании помещается Театр сатиры.
«В 1926 году старый цирк был значительно перестроен: место манежа заняли кресла партера, а часть амфитеатра и балкона преобразовалась в большую сцену, задник, кулисы. <...> Зал был рассчитан на 1766 мест и имел партер, ложи, бельэтаж, балкон-галерку — словом, совсем как и булгаковское Варьете. Интересные яркие представления нового эстрадного театра сопровождались большим успехом. Один из спектаклей назывался "Артисты варьете". В путеводителе "Театральная Москва" за 1930 год мюзик-холл представлялся как театр эстрадно-аттракционного жанра и обозрений, где помимо постоянной труппы выступают "советские и иностранные артисты и гастролеры". Так что "черный маг" Воланд со свитой был бы здесь совершенно естественным явлением» (Мягков. Булгаковская Москва. С. 142).
Б. Соколов указывает еще одну версию возникновения названия театра: «В 1914 году манифест одного из основоположников футуризма итальянского писателя Филиппо Томмазо Маринетти "Мюзик-Холл" был опубликован в русском переводе в № 4 журнала "Театр и искусство" под названием "Похвала театру Варьете"».
Здание Мюзик-Холла на Большой Садовой. 20-е годы
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |